Причины фобий 10 страница
Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях а) себя как людей, к-рые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей. Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией (unity)и новаторством. Биолог. и соц. опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.
Напротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.
Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей соц. ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биолог. и соц. опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.
В Э. п. немного систематических исслед. Большинство экзистенциальных психологов — психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опираясь на конкретные эпизоды из собственной практики. История болезни Эллен Вест, описанная Бинсвангером, и мн. случаи из практики Босса (1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведения.
Известны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без оглядки на экзистенциальные теории, тем не менее могут рассматриваться как принципиальное эксперим. подтверждение их состоятельности. Напр., Тайлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. Она выявила немало доказательств существования когнитивной структуры обработки вероятностной информ. (possibility-processing cognitive structure)у тех людей, для к-рых выбор — признак творческой жизни и возможность проявить собственную индивидуальность. Тж релевантны и многочисленные исслед. внутреннего и внешнего локуса контроля, начало к-рым было положено работами Роттера, Симена и Ливеранта. Функционирование на основе внутренней ориентации приводит к индивидуалистическому поведению, а внешняя ориентация ведет к конформности. Накопление данных, полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода. Картина, к-рая при этом вырисовывается, позволяет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее поведение и самовосприятие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. Мн. результаты этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стиля жизни.
Э. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведения и к влиянию на него. Мн. ее идеи, касающиеся образования, методов лечения и проведения исслед., оказывают разностороннее влияние на психологов.
См. также Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гормическая психология, Конформная личность, Полемика о роли природы и воспитания в развитии, Свобода воли, Теоретическая психология, Экзистенциализм
С. Мадди
Экзистенциальная психотерапия (existential psychotherapy)
Ролло Мэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Э. п. не представляет собой «школу». Она скорее характеризуется «определенной позицией по отношению к людям вообще и системой исходных допущений о роде человеческом». Вкратце, эта позиция заключается в принятии в качестве реального, значимого и легитимного бытия-в-мире-клиента — того уникального способа, каким клиент воспринимает себя и мир и задает направление своей жизни.
Э. п., т. о., классифицируется как «третья сила» или гуманистически ориентированная психотерапия, хотя ранее она обозначалось как «экзистенциальный психоанализ», да и сейчас ее нередко называют «экзистенциальным анализом».
Осн. на трудах таких философов как Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер и Сартр, теорет. концепции и описания отдельных случаев зачастую сформулированы у экзистенциальных психотерапевтов на понятном только им самим языке. Так, они могут говорить, что бытие-в-мире имеет три различные формы: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Umwelt относится к осн. на биологии чел. формам поведения (сон, еда, экскреция, копуляция), имеющим целью выживание и удовлетворение инстинктивных потребностей. Mitwelt — к межличностным отношениям, в к-рых происходит «со-бытие» (sharing)или «встреча» (encounter)и, как результат этого, предотвращаются или смягчаются чувства одиночества или обособленности и обогащается жизнь. Eigenwelt относится к формам поведения, как самоанализ, самооценивание и самоопределение, предпринимаемым ради того, чтобы наполнить жизнь чел. смыслом. Анализ любого поведения выявляет поистине уникальные отношения чел. к биолог. природе, соц. окружению и самосознанию.
С т. зр. экзистенциалистов, в биолог., культурных и ист. рамках мы вольны сделать из себя что захотим, решать кто мы и кем нам стать.
Свобода, т. о., предполагает тяжелую — и потенциально пугающую — ответственность: формирование своей собственной судьбы. Но это становится проблемой лишь в том случае, если чел. осознает эту свободу. В примитивных и первобытных об-вах устойчивость культурных традиций обеспечивала преформированный «смысл жизни», скрывавший степень потенциальной индивидуальной свободы. Но в эпоху совр. индустриализации, урбанизма, секуляризации и научного прогресса старые взгляды на сущностную природу чел. стали подвергаться сомнению и часто не выдерживали испытания критическим разумом. Поэтому, в силу разных исторически обусловленных причин, совр. чел. (в особенности это проявилось в XX веке) может остро чувствовать бессмысленность жизни и недостаток межличностных уз, связывавших людей в недалеком прошлом. (Используя ранее приведенную терминологию, можно сказать, что утраченными оказываются Eigenwelt и Mitwelt, а жить лишь в одном Umwelt — явно недостаточно.) Э. п. яв-ся ответом тем людям, к-рые испытывают одиночество, тревогу, деперсонализацию и отчуждение.
Для актуальной практики Э. п. специальный жаргон не характерен, хотя он и используется иногда в описаниях процедуры. Исходной и постоянной задачей психотерапевта яв-ся феноменологическая: как можно более полно понять реальность клиента — как он воспринимает себя, др. людей и мир природы, и, следовательно, какой смысл имеет для него эта жизнь (даже если этот смысл им не сознается). Это понимание предполагает высокий уровень эмпатии. Психотерапевт должен «заключить в скобки» или забыть на время о своих ценностях, перцептивных паттернах и т. п., чтобы как можно свободнее и глубже войти в мир другого.
Этому процессу способствуют некоторые сознательные (хотя, в действительности, автоматизированные) исходные предпосылки. Клиенты достойны уважения. У каждого есть «прожитая реальность», отличная от таковой у любого др. человека. Поведение клиента, включая так называемые невротические или психотические паттерны, представляет собой попытки успешно совладать с окружающим миром, как он воспринимается субъектом (иногда, это просто попытки снизить уровень тревоги). Клиент несет ответственность за свое поведение. Взаимодействие психотерапевта и клиента обеспечивает почву для понимания терапевтом клиента, для самопонимания и самопринятия клиента и для появления у исто новых вариантов выбора. Пространственно-временной фокус в терапии устанавливается на переживании «здесь и сейчас», а не на прошлом.
Благодаря ощущаемому пониманию и доверию, обеспечиваемым в терапевтических отношениях, и благодаря интенсивному исслед. текущих чувств, мыслей и влечений, клиент приходит к пониманию смысла, к-рый он вкладывал в свою жизнь до настоящего момента. Ему также становится легче распознать и обдумать без страха свои потенциальные возможности обогащения существования в том, что касается биолог. процессов, межличностных отношений и отношений с самим собой. В идеальном случае, клиент обнаруживает готовность подвергнуть себя необходимому риску, чтобы реализовать этот потенциал, и тем самым открывает или создает для себя более осмысленную жизнь.
Э. п. имеет много общего с др. гуманистическими и ориентированными на настоящий момент видами терапии, к-рые, вероятно, в долгу перед ней. Многие принципы Э. п. стали сейчас составной частью др. вариантов гуманистической терапии, причем вклад этот пока не получил должного признания.
Э. п. подвергалась и критике — утверждалось, что она слишком неоднородна, чтобы представлять собой целостную теорию; что ее терминология трудна для понимания или эзотерична, а ее эффективность не подтверждена эмпирическими методами. Кроме того, отмечалось, что для психотерапии имеют значение не только феноменологические данные. Приверженность феноменологическому материалу может обусловливать большее ограничение в понимании «прожитого существования» др. чел., чем это признают теоретики экзистенциального направления в психотер.
См. также Философская психотерапия, Экзистенциализм
Ф. Хансен
Экзорцизм (exorcism)
Э. (заклинание бесов) — это обряд, формализованный римско-католической церковью в XVII в., проводившийся над чел., проявляющим признаки одержимости бесами. Этот обряд, описанный в Ritual romanum в 1614 г. и все еще признаваемый в качестве официальной процедуры, был нацелен на дьявола или «злого духа», предположительно поселившегося в теле одержимого. В ист. плане одержимость бесами — одно из наиболее привлекательных и волнующих объяснений расстройств поведения — в Ветхом завете упоминалась лишь однажды. Однако одержимость нередко упоминается в Новом завете. Четыре успешных случая заклинания бесов были продемонстрированы Христом. Т. Остеррейх в классической книге «Одержимость и экзорцизм» (Possession and exorcism)утверждает, что объяснения, осн. на идее одержимости бесами, были распространены во мн. странах мира в различные времена на всем протяжении истории.
Признаки одержимости бесами могут включать такие проявления, как отвратительное зловоние, плотно сжатые губы, неспособность молиться, странное содержимое рвотной массы, вращение глазами, демонстрацию сил, выходящих за пределы физ. возможностей чел., выкрикивание непристойностей, изменения личности, пророчествования, конвульсии и употребление или понимание чужого языка. Подавляющее большинство среди признанных одержимыми составляли женщины.
В период раннего христианства умение заклинать бесов считалось особым даром. Позднее, в середине III в., церковь ввела официальную должность экзорциста (заклинателя). Экзорцистом обычно было духовное лицо низшего ранга. Э. состоял из двух частей: сначала экзорцист укреплял себя молитвами; затем бес — часто упоминаемый экзорцистом — подвергался оскорбительным нападкам и ему приказывалось покинуть тело одержимого. Считалось, что выздоровление наступает с обретением чел. своего прежнего состояния, свойственного ему до одержимости. Совр. римско-католическая вера проводит различие между большим и малым Э., в зависимости от степени демонстрируемой одержимости. Краткий экзорцистский обряд часто включается в обряд крещения римско-католической церкви.
См. также Псевдопсихология, Религия и психология
Ч. Фишер
Эклектизм (eclecticism)
Слово «Э.» — в общепринятом употреблении — относится к отбору самого лучшего из множества разнородных источников, а иногда еще и к попытке примирить противоречия между этими источниками. В психологии этот термин наиболее часто использовался для обозначения теорет. ориентации: эклектической наз. такая позиция, к-рая либо вовсе игнорирует, либо сводит к минимуму различия между теориями, признавая в каждой из них то, что представляется наиболее привлекательным.
В психологии чаще др. эклектичной системой взглядов наз. функционализм. Его нередко критиковали за отсутствие должного внимания к тому, чем одна теория принципиально отличается от др., причем эта критика носила скорее содержательный, нежели методологический характер. Альтернативная интерпретация термина «Э.» заключается в подчеркивании метатеоретического Э. Эта форма Э. проявляется в выборе лучших методов из различных источников.
Следующим логическим шагом яв-ся распространение подобного эклектичного подхода на междисциплинарные проблемы. Эту форму Э. вполне можно рассматривать как важную предпосылку научного прогресса, причем прежде всего потому, что она способствует заполнению «белых пятен» между научными дисциплинами. Даже в пределах одной такой дисциплины как психология, методологический Э. заслуживает защиты, ибо лишь немногие из ее принципов настолько надежно обоснованы (если таковые вообще существуют), что не вызывают никаких сомнений.
Функционалистский ответ на упрек в Э. традиционно исходит как из потребности в широком охвате изучаемых проблем и методов исслед., так и из толерантности к различным теориям. Кроме того, просто невозможно обеспечить адекватную эмпирическую базу для дальнейшего теорет. развития без воплощения в эксперим. планах не согласующихся друг с другом теорет. позиций.
Существенно то, что Э. — явление временное, но имеющее тенденцию к рецидивам. Как правило, он представляет собой промежуточную стадию развития любой новой и набирающей силу науки. Поэтому, хотя известная доля Э. на ранних этапах развития новой науки или к.-л. новой научной отрасли м. б. не только желательна, но даже необходима, он постепенно идет на убыль и заявляет о себе вновь тогда, когда появляются новые направления теорет. и практ. исслед.
См. также Функционализм, Философия науки
М. Маркс
Эклектическая психотерапия (eclectic psychotherapy)
Исслед. деятельности совр. психотерапевтов показали, что большинство из них имеет тенденцию к эклектичности используемых теорий и методик, а не к идентификации с какой-то одной школой или направлением. Эта тенденция представляет собой отход от ситуации, характерной для 1940—1950-х гг., когда большинство психотерапевтов идентифицировало себя с ранними психоаналитическими или антипсихоаналитическими подходами. Существует огромное число психотерапевтов, считающих себя «эклектиками», начиная от прагматических эклектиков, просто использующих все, что работает, и заканчивая систематическими эклектиками, стремящимися установить принципы и методы, общие для всех эффективных методов терапии.
М. Голдфрид попросил ведущих представителей различных направлений (гуманистически-экзистенциального, аналитического и поведенческого) подробно ответить на два важных клинических вопроса: «Какова роль нового опыта в содействии изменению?» и «Каким, с вашей т. зр., должно быть «отношение терапевт—клиент», чтобы оно облегчало этот процесс изменения?» Он обнаружил выраженное совпадение ответов по неск. аспектам.
1. Важность нового опыта.
2. Значение терапевтического взаимодействия.
3. Акцент на заботливом, доверительном отношении терапевта к клиенту, осн. на уверенности в своих силах.
Голдфрид полагает, что общие для всех психотерапевтических подходов принципы м. б. обнаружены в стратегиях или принципах динамики всех уровней, начиная от высшего уровня абстрагирования (философия каждой терапии) до самого низшего (конкретные технические приемы каждой терапии). Голдфрид считает, что эти стратегии функционируют в качестве «клинических эвристик, к-рые имплицитно руководят нашими усилиями в ходе терапии». Задача систематической Э. п. может быть описана как превращение имплицитного в эксплицитное.
Систематическая эклектическая терапия Фредерика Торна.Одним из первых усилия по формулированию совр. системы эклектицизма предпринял Ф. Торн, к-рый посвятил всю свою деятельность разраб., описанию и распространению эклектического подхода к психотер. и консультированию. Он полагал, что образцом для психотер. должна быть клиническая медицина и что «терапия должна быть привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методов».
«Ведение больного» было для Торна более широким термином, чем «терапия». Он определял «ведение психол. пациента» как «родовой термин для обозначения всех операций, проводимых компетентным персоналом, имеющим психол. подготовку, с целью помочь клиентам улучшить свою жизнь». Торн понимал, что психотер. — это лишь один из неск. выборов, к-рые м. б. использованы врачами.
Хотя Торн весьма высоко ставил мед. модель, он расширил ее далеко за границы объективистских форм, к-рые она иногда принимает в приложении к психологии. Торн утверждал, что личностный рост должен быть целью всех людей и что психологи должны развивать навыки и теории, способствующие психол. здоровью. Он предложил очень широкое видение психол. здоровья, к-рое «зависит от того, в какой степени чел. преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научиться справляться со всеми стандартными жизненными ситуациями, жить активно и творчески и хорошо выполнять большое количество ролей».
Историческая основа систематического эклектицизма.Харт утверждает, что первичным источником систематической Э. п. был У. Джемс. Джемс занимает особое положение в истории психологии благодаря своей теории сознания, уделяющей внимание подсознательным процессам. В рамках формулировок Джемса психотер. становится практ. поиском условий, вызывающих индивидуальные изменения в сознательном функционировании.
Функциональная Э. п. обеспечивает теорет. связь между поведенческим, гуманистически-экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. Харт выделяет 7 аспектов, общих для всех представителей функционального эклектицизма.
1. В центре внимания клинициста находится актуальный момент, причем особое значение придается пробелам в сознании.
2. Чувства считаются сознательными регуляторами поведения; регуляция достигается путем выражения чувств, а не одного только инсайта относительно эмоций.
3. Я-концепция и связанные с ней Я-образы всегда тщательно изучаются.
4. Произвольные выборы, планы действия, филос. и моральные соображения включаются в сферу терапии.
5. Модели роста и здоровья придается, по крайней мере, не меньшее значение, чем моделям психопатологии.
6. Сознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваются, но именно в таком порядке.
7. Предпочтение отдается прагматической установке на приемы терапии и использованию значительного разнообразия методик и стратегий.
Примеры эклектических подходов.Программа тренинга соц. навыков, к-рую разраб. в госпитале Ливермор П. Трауэр, Б. Брайант и М. Аргайл, объединяет идеи и методы психодрамы, соц. психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, эксперим. и клинической психологии. Они тж упоминают об особом влиянии на построение их программы таких авторов как Э. Берн, К. Роджерс, К. Юнг, З. Фрейд, Я. Л. Морено, а тж концепций когнитивно-поведенческой терапии и терапии средой.
В качестве своей унифицированной модели они использовали образ психотерапевта как учителя, задачей к-рого яв-ся не только диагностика, выявление показаний и лечение отклонений, но и идентификация зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам.
Аналогичная эклектическая программа тренинга соц. навыков, в большей мере ориентированная на работу со здоровыми лицами, была описана Ф. Зимбардо, к-рый подчеркивал наряду с ценностью понимания застенчивости и ее причин важность совершения конкретных, доступных измерению, постепенных шагов к ее преодолению. В его программе для преодоления нежелательной застенчивости используются такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксация, направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи.
Иной тип эклектического подхода, осн. на мед. модели, описан Дж. Эверли и Р. Розенфельдом. Эти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда входят биохимические, психофизиологические и психол. измерения с мультимодальным терапевтическим подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики биолог. обратной связи, гипноз и физ. упражнения. Заявленная ими цель — «представить уникальное и клинически полезное обсуждение вариантов выбора многочисленных и разнообразных терапевтических приемов».
Иган предлагает эклектическую модель развития для консультантов или руководителей тренинговых групп (тренеров), к-рая охватывает специфические методики самоанализа и самоисследования клиента, методики интегративного понимания себя и методы фасилитации действий. Отличительной особенностью подхода Игана яв-ся то, что как клиенты, так и начинающие консультанты могут учиться, наблюдая за работой опытных специалистов и практикуясь под руководством супервизора.
Из этих примеров становится ясно, что в разраб. полезных терапевтических программ может использоваться множество различных ролевых моделей (педагог, тренер, клиницист и консультант).
См. также Консультирование, Эклектицизм, Функциональная психология, Психотерапия
Дж. Харт
Экологическая валидность (ecological validity)
Э. в. имеет отношение к тому факту, что организм в силу своих наследственных или приобретенных особенностей подготовлен к демонстрации различных форм поведения в разных контекстах или средах. Действия организма оказываются успешными в одно время и в одном месте, но не столь успешными, или совершенно неуспешными, в др. время и др. месте.
В общем, понятие Э. в. встречается в литературе в контексте критики исслед. по научению у животных и сравнительной психологии, поскольку в США с 1930 до 1970-х гг. большинство исслед. поведения животных проводилось в лаборатории на белых крысах или голубях. В целом подход был чрезвычайно узким; он характеризовался не только ограниченным выбором подопытных животных, но и жесткой очерченностью проблем, ситуаций и реакций. Конечно, при этом существовали явные исключения, напр., полевые исслед. Шнейрла бродячих муравьев и др. видов животных, а тж изучение Карпентером низших обезьян в Центральной Америке. Отдельные исследователи в области научения животных довольно рано начали осознавать тяжесть этих оков вопреки преобладающему духу времени.
Однако осн. масса исслед., публиковавшихся в «Журнале сравнительной и физиолог. психологии» (Journal of comparative and physiological psychology)вплоть до начала 1970-х гг., касалась рассмотрения фундаментальных принципов научения с позиции, к-рая игнорировала природу самого изучаемого организма. По большей части, в качестве моделей челов. поведения рассматривались крыса и голубь. Позднее психологи-исследователи стали уделять больше внимания экологической релевантности и важности широкого подхода в изучении поведения, как, напр., в исслед. Камилом пищевого поведения и исслед. Барашем соц. поведения сурков. Фактически, само многообразие поведения, изучаемого после работ ранних экспериментаторов, свидетельствует о важности учета его экологической релевантности: ориентировочное поведение, запасание пищи, строительство гнезд, исслед. поведение, кормление, игра, замирание, зимняя спячка, охота хищников, терморегуляция, мочеиспускание и дефекация, уход за поверхностью тела (груминг, купание в пыли и т. д.), доминирование, соц. орг-ция и помощь, мимикрия, агрессия, сотрудничество, соперничество, избегание, охрана границ, ухаживание и спаривание, родительское поведение, использование орудий и аномальное поведение. Работа Тимберлейка представляет собой попытку включить экологические требования различных биолог. видов в теорию научения.
Бойс провел обзор литературы по т. н. избыточному поведению животных, несвойственному и необязательному для экологии вида, показавший, что животные развили большую способность к научению и запоминанию, чем это кажется необходимым в их естественных условиях обитания. Вообще говоря, это не яв-ся большой неожиданностью и вряд ли противоречит концепции экологической релевантности поведения.
Ил. Э. в. яв-ся исслед. Сейфарта и Чини, посвященное поведению мартышек-верветок. Эти обезьяны издают различные крики тревоги в отношении каждого из трех хищников: леопардов, орлов и питонов. Обезьяны декодируют значение каждого сигнала, чтобы организовать в зависимости от этого путь спасения. Напр., они взбираются на деревья при крике о леопарде, всматриваются в небо или убегают в кусты, реагируя на крик об орле, и встают на задние лапы и всматриваются в траву в ответ на крик о змее. Используя записи этих типов криков, исследователи продемонстрировали, что верветки избирательно реагируют на звук сигнала тревоги, а не зрительные признаки хищников.
В дополнение к этому, Сейфарт и Чини установили, что верветки, по-видимому, реагируют на значение этих криков не только как акустических сигналов. Исследователи использовали методику приучения—отучения, и обезьяны производили два совершенно различных звука для передачи одного сообщения: громкое вибрирующее «р-р-р» и резкое цоканье. И «р-р-р», и цоканье издавались при появлении в зоне видимости соседних групп верветок. Приучая обезьян издавать «р-р-р», они обнаружили, что при этом они тж приучались реагировать цоканьем, и наоборот, но если бы обезьяны реагировали на звук крика, а не на его значение, должно было бы произойти отучение. В случае двух различных криков с различными значениями приучение не переносилось с одного на др. Экологически ориентированные исслед. могут изменять наши представления о способностях животных.
См. также Коммуникация животных, Слуховая различительная способность, Слуховое восприятие, Генетика поведения, Экологическая психология, Полевые эксперименты, Наследуемость, Инстинкт, Видоспецифичное поведение
М. Р. Денни
Экологическая психология (ecological psychology)
Экологический подход к психол. проблемам проявляется в том, что действия индивидуума рассматриваются в неразрывной связи с контекстом, в к-ром они совершаются, включая межличностный, соц. и физ. аспекты этого контекста. Первое исслед. в области Э. п., ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту.
Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа яв-ся поведенческий сеттинг (behavior setting), под к-рым понимается ограниченная соц. и физ. система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные чел.) материальные объекты, направляющие поток поведения.
Большая часть работ Баркера и его коллег посвящена созданию всесторонних описаний поведенческих сеттингов. В отличие от исследователей, работавших в др. областях психол. науки, они практически не использовали такие средства измерения, как опросники или схемы интервью, к-рые могли внести существенные искажения в изучаемые сеттинги. Метод Баркера был по своей природе преим. этнографическим: он включал трудоемкие и продолжительные прямые наблюдения над ситуациями и специфическими формами поведения и составление описаний образцов (specimen records)поведения. Область интересов наблюдателей включала неоднородный демографический состав участников сеттинга, характер выполняемой им функции или программы, его временные и пространственные границы, а тж родовые типы возникающего в данном сеттинге поведения. Однако в ранних работах Баркер и его коллеги практически не предпринимали попыток укрупнить или сгруппировать дескрипторы на основе к.-л. априорной концептуальной модели.
С концептуальной т. зр., переменные, интересующие Э. п. в том виде, в каком она предстает в трудах Баркера, — это нечто среднее между переменными традиционной психологии и традиционной социол. Очевидно, что диапазон этих переменных знач. шире традиционной ориентации психологии на разрозненные, предъявляемые по одиночке стимулы.