Консультирование женщин
Женщины являются главными потребителями услуг консультирования (Wastell, 1У96). Они обладают специфическими потребностями, связанными с их биологическими особенностями и социальными стереотипами, обусловливающими отличие проблем, с которыми они обращаются к консультированию, от мужских (Cook, 1993). Женщины все еще испытывают притеснения, касающиеся свободы, статуса, доступа к некоторым сферам деятельности, признания, которым обладают мужчины, хотя их социальные роли и карьерные возможности существенно увеличились с начала 1960-х годов, когда женское движение привело к значительным переменам в обществе. Женщины как социальная группа сталкиваются со сложными фундаментальными проблемами, такими как построение близких отношений, выбор карьеры и планирование жизни (Bradley, Gould & Hayes, 1992). Среди главных проблем этой группы – личностное развитие и рост, депрессия, расстройства пищевого поведения, сексуальное преследование, вдовство, множественность ролевых обязанностей.
Консультирование женщин – «это не просто вопрос выбора теории или подхода и начало лечения» (Hanna, Hanna, Giordano & Tollerud, 1998, p. 181). Установки консультанта, его ценности и знание могут как облегчить, так и задержать потенциальное развитие клиента-женщины. В основном женщины больше ориентируются на отношения, и подход консультанта должен учитывать этот факт (Davenport & Yurich, 1991; Nelson, 1996). Анализ литературы показывает, что специалисты, занимающиеся консультированием женщин, должны проявлять «сильно развитую эмпатию, сердечность и понимание; они должны находиться на высоком уровне личностного развития, чтобы хорошо разбираться в трудностях, с которыми сталкиваются женщины» (Hanna et al., 1998, p. 167).
К сожалению, имеются свидетельства того, что некоторые консультанты и специалисты в области душевного здоровья все еще придерживаются по отношению к женщинам устаревших полоролевых стереотипов (Simon, Gaul, Friedlander & Heatherington, 1992). С другой стороны, отдельные консультанты могут просто не знать о специфических трудностях, с которыми женщины сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, в теории эволюционного подхода к развитию человека «в литературе существует значительный пробел относительно изучения женщин среднего возраста с такими проблемами, как бездетность, одиночество, немощность, принадлежность к сексуальным или этническим меньшинствам, или являющихся членами расширенных семей» (Lippert, 1997, р. 17). Ложные представления, неправильные убеждения и недостаток понимания консультанта – все это может усугубить проблемы женщин-клиентов (Leonard & Collins, 1979). Важно, чтобы консультанты, работающие с женщинам, умели учитывать социально-политические и другие факторы.
Для рассмотрения проблем, связанных с консультированием женщин, были специально сформированы комитеты и целевые группы в составе профессиональных организаций консультирования. Например, в ACA существует национальная женская комиссия, а 35-е отделение АРА занимается исключительно психологией женщин. Кроме того, 17-е отделение (психологии консультирования) финансирует Комитет по делам женщин.
Социальные аспекты консультирования женщин. Один из главных вопросов в консультировании женщин вращается вокруг проблемы адекватности информации об их жизни. Многие ранние теории, касающиеся характера и особенностей развития женщин, особенно те, которые базировались на психоаналитических принципах, имели тенденцию характеризовать женщин как изначально «пассивных, зависимых и морально подчиненных мужчинам» (Hare-Mustin, 1983, р. 594). Эти теории поддерживали статускво в вопросе отношения к женщинам и ограничивали их возможности выбора (Garfield, 1981; Lewis, Hayes & Bradley, 1992). Общий стандарт здорового зрелого поведения применяется к мужчинам, а в отношении психического здоровья женщин данные теории придерживаются двойного стандарта (Lawler, 1990; Nicholas, Gobble, Crose & Frank, 1992). Этот двойной стандарт в основном изображает поведение взрослых женщин как менее социально одобряемое и менее здоровое. Такая точка зрения занижала уровень ожидаемого женского поведения и способствовала установлению барьеров на пути их продвижения в нетрадиционных ролях (Broverman, Broverman, Clarkson, Rosenkrantz & Vogel, 1970).
Однако количество публикаций в области исследований женских проблем и женской психологии выросло с трех руководств в начале 1970-х годов до многочисленных книг и статей, многие из которых были специально написаны самими женщинами для того, чтобы изменить некоторые устаревшие теоретические взгляды, выработанные мужчинами, непосредственно не знакомыми с женскими проблемами (Axelson, 1985; Enns, 1993; Lemer, 1988). Например, отдельными учеными высказывались предположения, что развитие женщин не укладывается в психологические стадии развития по Эриксону. Эти теоретики настаивали на уникальности женщин и подчеркивали непрерывный, а не стадиальный характер их развития.
Второй серьезной проблемой в консультировании женщин является сексизм, который Голдман (Goldman, 1972) описывает как «явление, более глубоко укоренившееся, чем расизм» (р. 84). Сексизм –это убеждение (и поведение, следующее из этого убеждения), что к представительницам женского пола нужно относиться на основе их половых особенностей, безотносительно к другим качествам, таким как интересы и способности. Такое отношение необоснованно, нелогично, непродуктивно и эгоистично. В прошлом сексизм принимал явные формы, например в виде ограничения доступа женщин к некоторым профессиям, и поощрял их работать в качестве так называемых «розовых воротничков», выполняя преимущественно такие обязанности, как уход за детьми, семьей, больными. Сегодня сексизм стал намного более изощренным, проявляясь «чаще в упущении, чем в допущении» (Leonard & Collins, 1979, p. 6). Многие из упущений следуют из недостатка информированности или отказа изменить убеждения в свете новых фактов. В любом случае сексизм причиняет вред не только женщинам, но обществу в целом.
Проблемы и теории консультирования женщин. Одна из основных проблем в консультировании женщин заключается в отношении к ним консультанта, как на индивидуальном уровне, так и к группе в целом. Для консультанта важно обращаться к женщинам в соответствии с их уникальной индивидуальностью, не забывая и общие для всех женщин черты (Cook, 1993; Van Buren, 1992). Консультанты должны признать, что для консультирования женщин, находящихся на разных стадиях жизни, например в стадии детства или в подростковом периоде (Bradley et al., 1992), в зрелом (Lippert, 1997) и старшем возрасте (Myers, 1992), требуются специальные знания. Консультанты должны также понять динамику работы с женщинами при решении различных проблем, например при расстройствах пищевого поведения (Marino, 1994), сексуальных злоупотреблениях и насилии (Enns, 1996), попытках самоубийства (Rogers, 1990), а также при планировании карьеры (Scott & Hatalla, 1990).
Джонсон и Скарато (Jonson & Scarato, 1979) предложили модель, в которой выделили главные области знания, относящиеся к женской психологии. В модели предлагается семь областей, в которых консультанты должны совершенствовать: свои знания женских особенностей и, вследствие этого, избавляться от предубеждений. Эти области включают: а) историю и социологию полоролевых стереотипов, б) психофизиологию женщин и мужчин, в) теории индивидуальности и полоролевого развития, г) возрастные особенности, д) знание специфики отдельных популяций, е) развитие карьеры и ж) консультирование/психотерапию. В последней области авторы сосредоточиваются на альтернативных (нетрадиционных); подходах в консультировании, а также на специфических проблемах женщин.
Тэймс и Хилл (Thames & Hill, 1979) утверждают, что, помимо элементарным знаний, консультанты, работающие с женщинами, должны усвоить опыт в четырех областях консультирования: вербальной, невербальной, процедурной и методической. Кроме того, им необходимо уметь применять соответствующие навыки работы со специальными категориями женщин, такими как страдающие депрессией или подвергшиеся сексуальному насилию. Наконец, консультанты должны сознавать свои личные трудности в обращении с клиентами-женщинами.
Главным подходом в консультировании при работе с женщинами являете феминистская теория. Феминистское направление в консультировании возникло в период усиления женского движения в 1960-е годы. В начальной стадии это движение являлось вызовом засилью патриархата, но по мере своего роста то, сосредоточивается на личностном развитии женщин, на их общих и уникальных? особенностях (Okun, 1990). Начиная с публикации Кэрол Гиллиган «In a differentvoice» (Gilligan, 1982), происходило нарастающее проникновение феминистской теории в консультирование. Одна ветвь такого подхода – либеральное феминистское консультирование – занимается просветительской деятельностью в области моделей социализации и личного выбора при изменении традиционных сексуальных ролей. Другое направление, радикальное феминистское консультирование, больше ориентировано на вовлечение клиентов в осуществление социальных сдвигов; направленных на увеличение равноправия полов (Enns & Hackect, 1993).
Во многих отношениях феминистская теория является больше подходом к консультированию, нежели хорошо сформулированным набором теоретических конструктов. Она чрезмерно настойчиво оспаривает и подвергает сомнению установки традиционных теорий консультирования из-за того, что эти модели часто отстаивают сохранение статус-кво относительно господства мужчин и иерархического общества. Два главных момента отличают феминистскую позицию от других форм оказания помощи.
· Феминистская теория делает акцент на равноправии отношений оказания помощи, что следует из убеждения, что «женские проблемы неотделимы отобщественного притеснения женщин» (Okun, 1997).
· Она подчеркивает значение общественной, политической и экономической деятельности в качестве основной части процесса терапии.
Стирание различий между полами, значение взаимоотношений, естественное восприятие тела «как оно есть», «несексистское» развитие карьеры также находят отражение в феминистской идеологии (Воусе, 1988). В общем и целом «феминистская теория начинается с опыта женщин и использует оценки и убеждения женщин качестве основной схемы» (Nwachuku & Ivey, 1991, p. 106).