Полимотивированность трудового поведения 3 страница
"удовлетворительно".
Конкретный размер снижения премии определяется Генеральным директором комбината (в отношении рабочих - начальниками цехов) и зависят от тяжести проступка или характера производственного упущения а также их последствий.
Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
. совершение прогула,
. появление на работе в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения,
. распитие спиртных напитков на территории комбината,
. совершения хищения имущества комбината.
Полное или частичное лишение премии производится за тот период, в котором было совершено упущение по работе.
Премирование рабочих (депремирование) осуществляется согласно отработанному в текущем месяце времени по табелю и распоряжений начальников цехов. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится авансом в текущем месяце, месяцем позже на основании приказа Генерального директора комбината, в случае имеющихся замечаний и нарушений производятся удержания. Работникам, не отработавшим полный календарный месяц при увольнении по собственному желанию, кроме случаев увольнения на пенсию, а также при увольнении за прогул и другие нарушения - премия за данный период не начисляется.
Проведенный анализ условий оплаты труда и премирования показывает, что размер заработной платы сотрудников предприятия поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности предприятия. За каждое нарушение трудовой дисциплины и технологии производства к работнику применяется санкция в виде лишения премии или ее части.
Разделение оплаты труда сотрудников на постоянную и премиальную часть в 2001-2002 годах приведено в табл. 5. Удельный вес переменной части оплаты труда составил в 2001 году 36 % и в 2002 году 40 % соответственно.
Таблица 5
Анализ фонда оплаты труда ОАО "Жировой комбинат" в 2001-2002 гг.
|Показатель |2001 |2002 |Абсо|Темп |Структура, % |
| |г., |г., |лют.|при-ро| |
| |тыс. |тыс. |откл|ста, | |
| |руб. |руб. |. |% | |
| | | |(+,-| | |
| | | |) | | |
|Предварительный |До 25 лет |Подготовка к |Безопасность, |
| | |трудовой |социальное |
| | |деятельности, выбор|признание |
| | |области | |
| | |деятельности | |
|Становление |До 30 лет |Освоение работы, |Социальное |
| | |развитие |признание, |
| | |профессиональных |независимость |
| | |навыков | |
|Продвижение |До 45 лет |Профессиональное |Социальное |
| | |развитие |признание, |
| | | |самореализация |
|Завершение |После |Подготовка к |Удержание |
| |60 лет |переходу на пенсию,|социального |
| | |поиск и обучение |признания |
| | |собственной смены | |
|Пенсионный |После |Занятие другими |Поиск |
| |65 лет |видами деятельности|самовы-ражения в |
| | | |новой сфере |
| | | |деятельности |
Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,
Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью. Фазы развития профессионала представлены на рис. 5.
| | | | | |Наставник|
| | | | |Авторитет | |
| | | |Интернал|Мастер | |
| |Адепт|Адаптант | | | |
|Оптант | | | | | |
Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,
Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Рис. 5. Фазы развития профессионализма
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
. оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
. адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
. адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;
. интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
. мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
. авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
. наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
Изменение основных мотивационных стимулов по мере пребывания человека в организации на одной должности отражено на рис. 6.
[pic]
Источник: Старобинский Э.Е. Основы менеджмента в коммерческой фирме. –
М., 1997. – С. 89
Рис.6. Психологическое отношение к работе в зависимости от пребывания в должности
Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 7.
Таблица 7
Планирование карьеры
| Субъект |Мероприятия |
|планирования |по планированию карьеры |
|Сотрудник |Первичная ориентация и выбор профессии |
| |Выбор организации и должности |
| |Ориентация в организации |
| |Оценка перспектив и проектирование роста |
| |Реализация роста |
|Менеджер по персоналу |Оценка при приеме на работу |
| |Определение на рабочее место |
| |Оценка труда и потенциала сотрудников |
| |Отбор в резерв |
| |Дополнительная подготовка |
| |Программы работы с резервом |
| |Продвижение |
| |Новый цикл планирования |
|Непосредственный |Оценка результатов труда |
|руководитель (линейный |Оценка мотивации |
|менеджер) |Организация профессионального развития |
| |Предложения по стимулированию |
| |Предложения по росту |
Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова,
Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными, в частности такими объективными условиями, как[24]:
. высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
. длина карьеры — количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;
. показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
. показатель потенциальной мобильности — отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой — у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая.
Практика планирования карьеры в организациях включает совмещение личных ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной организации. Планирование карьеры предполагает определение средств для достижения желаемых результатов, включая формирование образцов карьеры в качестве средства достижения целей.
Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Между тем, возможности управления карьерой сотрудников, ее развития и использования как средства стимулирования ограничены сформированностью на предприятии общей системы управления карьерным процессом. "Хотя планирование такого рода не является существенно новым, многие фирмы лишь сейчас начинают использовать его как способ скорее предотвращения, чем
"лечения" проблем, связанных с кризисами начала и середины карьеры менеджеров"[25].
Комплексная система управления карьерным процессом должна включать взаимосвязанные между собой цели, функции, технологии, принципы, структуру и кадры управления карьерой[26]. Цели системы управления карьерным процессом должны вытекать из общих целей системы управления персоналом, но вместе с этим иметь специфику данной сферы деятельности организации в области управления человеческими ресурсами. Цели системы управления карьерным процессом ОАО "Жировой комбинат" могут включать:
. формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого менеджера и организации в целом;
. обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры организации;
. достижение взаимопонимания между организацией и менеджером по вопросам его развития и продвижения;
. создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.
Основными функциями системы управления карьерным процессом ОАО
"Жировой комбинат" соответственно целям будут:
. исследование проблем, связанных с выявлением потребностей в управленческих кадрах, с их развитием и продвижением; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
. планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения (повышения, ротации) менеджеров, а также карьерного процесса по предприятию в целом, в том числе разработка организационного пространства в соответствии с целями и возможностями предприятия, потребностями и способностями персонала
(при этом разработка не должна ограничиваться только организационным проектированием, а активно включать формализацию других карьерных векторов – построение квалификационной сетки, статусной лестницы);
. организация процессов обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров;
. активизация карьерных устремлений руководителей, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой: самомаркетинга
(самопрезентации, саморекламы), самоменеджмента;
. регулирование протекания карьерных процессов, предупреждение и профилактика кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появления карьеризма;
. координация и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;
. контроль за выполнением функций, оценка эффективности управления карьерным процессом на основе определенной системы показателей.
Эффективность реализации функций системы управления карьерным процессом ОАО "Жировой комбинат" может быть достигнута посредством их интеграции, комбинирования в различные технологии, среди которых наряду с такими универсальными персонал-технологиями, как управление по целям, обучение, управление адаптацией и профессиональной ориентацией, должны применяться и специфические карьерные: работа с резервом на выдвижение, индивидуальное психологическое консультирование по вопросам карьеры, моделирование карьерограмм.
Управление по целям как технология предполагает наличие системы регулярных (например, ежеквартальных) отчетов менеджеров на всех уровнях иерархии системы управления перед своими руководителями о проделанной работе. Помимо прочих достоинств (повышение эффективности мотивации, контроля за результатами, своевременность корректировки целей) этот метод способствует еще и созданию атмосферы диалога между руководителями, преемственности профессионального управленческого опыта в организации, принятию более адекватных решений по карьере.
Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерным процессом ОАО "Жировой комбинат" должны происходить на основе определенных принципов, основными из которых могут быть: коллегиальность в принятии решений по карьере; совмещение целей организации и индивидуальных интересов менеджера; непрерывность развития и продвижения менеджеров; прозрачность процедур и технологий оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях отбора); экономичность развития, отбора и продвижения (например, обучение в деятельности, “новые знания – под новую должность”).
Решение проблемы структуры и кадров управления карьерным процессом должно включать два основных момента. Во-первых, субъектами управления должны быть сами деятели карьеры – менеджеры, а также их руководители
(непосредственные начальники, кураторы, наставники). Таким образом, главными действующими лицами выступают линейные руководители всех уровней: каждый из них одновременно является субъектом управления и своей карьерой, и карьерой подчиненных. Во-вторых, структура управления карьерой должна являться неотъемлемой частью системы управления персоналом в виде ее подсистемы развития и продвижения кадров, и функции в рамках данной подсистемы должны выполняться специалистами в области управления карьерой с привлечением психологов, социологов. Достижение целей, задач и выполнение функций по управлению карьерным процессом при такой организации равномерно ложится на плечи линейных руководителей и специалистов по управлению персоналом. При этом задача кадровой службы состоит в координировании, консультационном обеспечении процесса управления карьерой, снижении степени субъективизма в принятии решений по должностным и другим продвижениям.
Механизм управления карьерой на предприятии должен включать совокупность организационно-административных, социально-психологических, экономических и морально-нравственных средств и методов воздействия на развитие и продвижение сотрудника. В рамках этого механизма должны в комплексе применяться такие методы, как фиксирование условий, требований к развитию и продвижению менеджеров в должностных инструкциях, уставе предприятия; создание корпоративной культуры, поощряющей стремление к карьере как самовыражению в рамках организации и осуждающей карьеризм как ориентацию на продвижение ради получения дополнительных выгод (внешние атрибуты власти, привилегии) любой ценой, вплоть до попрания нравственных норм; материальное и денежное стимулирование карьерного движения. Механизм управления карьерой должен выступать как “совокупность средств воздействия и, прежде всего, кадровых технологий, которые обеспечивают управление профессиональным опытом персонала в организации, реализацию его карьерной стратегии”[27]. Процесс управления карьерой должен являться результатом взаимодействия системы и механизма и включать в себя последовательность действий, направленных на достижение целей развития, отбора и продвижения персонала в рамках организационного пространства: постановку целей, анализ действительной ситуации, выявление проблем (несоответствия между желаемым и действительным) и планирование и реализацию мер по их конструктивному решению.
Управление карьерой как стратегия, как определенный подход к управлению человеческими ресурсами не может не пронизывать все остальные элементы (функции, технологии) системы управления персоналом. В частности, набор, отбор и найм может происходить по принципу, называемому в современной теории управления "принципом пирамиды", согласно которому за счет внешних источников рабочей силы формируется только основание пирамиды организационной структуры (то есть заполняются должности, не требующие высокой квалификации и глубокого знания особенностей организации), а за счет внутреннего рынка труда, на основе формирования системы планомерного развития и продвижения персонала в организационном пространстве заполняются вакансии, находящиеся в верхней части организационной пирамиды (ключевые, руководящие должности, требующие высокой квалификации).
Таким образом, управление карьерой менеджера, карьерным процессом в целом представляет собой сложную, комплексную, многоаспектную деятельность.
Принципиальная схема взаимодействия организации и сотрудника в процессе управления его карьерой представлена на рис. 7.
[pic]
Источник: Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 5.
Рис.7. Принципиальная схема взаимодействия организации и менеджера в процессе управления его карьерой
Для обеспечения в организации успешного управления карьерным процессом в целом и индивидуальной карьерой каждого сотрудника требуется детальная разработка концепции управления карьерным процессом, которая бы вобрала в себя весь предшествующий положительный опыт, а также перечисленные и другие конструктивные подходы и принципы. Только при условии следования такой концепции можно в полном объеме реализовать миссию управления карьерой – достижение гармонии между интересами организации и потребностями человека.
Предложение предприятием возможностей развития карьеры сотрудникам может формироваться из простых программ в виде обучения и более детализированных консультационных услуг по совершенствованию дальнейших планов продвижения по службе. Данные программы при рациональном подходе не требуют больших затрат, хотя и способны оказать существенное мотивирующее воздействие.
Разработка системы карьерного роста на предприятии представлена на рис. 8.
Совет директоров
Генеральный директор
Исполнительный директор
Заместители генерального директора
Начальники отделов
Начальники
Главные цехов специалисты цехов
Н
Источник: Разработано автором
Источник: Составлено автором
Рис. 8. Проект системы карьерного роста ОАО "Жиркомбинат"
Создаваемая программа по возможностям продвижений на ОАО "Жировой комбинат" должна включать в себя следующие услуги:
1) давать широкий спектр информации о вакантных местах и о квалификации, которая нужна, чтобы их занять;
2) указывать систему, а соответствии с которой квалифицированные служащие могут претендовать на эти места;
3) помогать работникам установить цели карьеры;
4) поощрять осмысленный диалог между работниками и их руководителями о целях этой карьеры.
Программы развития картеры для обеспечения систематического мотивирующего воздействия должны:
. регулярно предлагаться;
. быть открытыми для всех работников;
. модифицироваться, если их оценка показывает, что необходимы изменения.
Общей целью программ развития карьеры является сочетание потребностей и целей работника с текущими или будущими возможностями продвижения, имеющимися на предприятии.
Для оказания консультационных услуг сотрудникам предприятий по развитию карьеры могут быть использованы как формальные, так и неформальные консультации. Первый способ подразумевает привлечение специалистов, либо формирование специализированного структурного подразделения на предприятии.
Второй – менее затратен, хотя его возможности зачастую менее широки.
Между тем, согласно последнему обзору Американской ассоциации менеджмента, наиболее широко распространенными являются неформальное консультирование специалистами-кадровиками и консультирование непосредственными руководителями[28].
Более формальными и быстро распространяющимися, но менее широко применяемыми практиками, являются специальные семинары и особые центры самооценки. В таких центрах сначала определяются сильные и слабые стороны менеджера в следующих областях: анализ проблем; коммуникация; установление целей; принятие решений и разрешение конфликтов; отбор, обучение, мотивировка работников; контроль за работниками; компетентность в вопросах общения и понимания; использование времени. На основе результатов в каждой из этих областей менеджер сам устанавливает личные задачи и цели продвижения. Персонал центра помогает менеджеру сформулировать реалистические цели, отражающие действительно сильные и слабые стороны в указанных областях.
В текущей ситуации более реальной для ОАО "Жировой Комбинат" представляется использование неформальной формы консультирования сотрудников по поводу развития карьеры.
Для этого в обязанности управленческого штата необходимо включить услуги по консультированию работников, желающих оценить свои возможности и интересы. Процесс консультирования может затрагивать личные интересы, и это правильно, поскольку они являются важными факторами, определяющими ожидания, связанные с карьерой. Консультация со стороны руководителя должна быть частью оценки исполнения обязанностей работником. Характерной чертой эффективной оценки работы является то, что она содержит информацию, позволяющую работнику не только понять, насколько он хорошо работает, но и чего может добиться в будущем — таким образом пробуждается интерес к планированию продвижения. Руководители должны быть готовы дать своим подчиненным информацию о потребностях и возможностях в фирме не только в пределах какого-то отдельного участка работы, но и в целом по организации.
Обязательным условием эффективного функционирования и стимулирующего воздействия системы управления карьерой является формирование хорошей коммуникационной системы на предприятии. ОАО "Жировой комбинат" может быть использовано публичное систематическое информирование о вакансиях в фирме.
Эффективная практика такого рода требует большего, чем простое извещение на доске объявлений. При организации информирования о вакансиях должны удовлетворяться следующие условия:
. сотрудники информируются не только о свободных местах, но и о действительно происходящих перемещениях и продвижениях;
. информация дается не менее чем за пять-шесть недель до объявления набора извне;
. правила избрания открыты и обязательны для всех;
. стандарты отбора и инструкции формулируются четко и ясно;
. каждый имеет возможность попробовать свои силы:
. работники, претендовавшие, но не получившие места, в письменной форме извещаются о причинах отказа.
Предложенные мероприятия способны заложить основу функционирования системы управления карьерой на предприятии. В дальнейшем же на основе изучения потребностей и интересов работников провести дальнейшее развитие карьерной системы предприятия и используемых методов стимулирования. В целом необходимо сказать, что система карьерного консультирования способна оказать немалую помощь руководству предприятия в части понимания системы мотивации своих сотрудников и осуществления корректировки используемых методов и систем мотивации.
Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Формирование такой системы может уменьшить устаревание людских ресурсов, которые так дорого обходятся предприятию.
3.2. Применение новых форм оплаты труда
Совершенствование методов экономического стимулирования персонала ОАО
"Жировой комбинат" должно основываться на установлении зависимости между оплатой труда и уровнем доходов предприятия, а так же эффективностью труда самого работника.
Существующая на предприятии система премирования не ставит размер оплаты труда в зависимость от непосредственной результативности работы персонала, ориентируясь на производственные планы подразделений. Она призвана только предотвращать нарушения трудовой дисциплины. Для более эффективного воздействия материальных стимулов на персонал необходимо ввести более дифференцированную систему надбавок к основному фонду оплаты труда для всех работников. Те компоненты, которые оказывают существенное влияние на повышение производительности труда в существующей системе, продолжают использовать во вновь создаваемой системе мотивации.
В современном менеджменте различают две базовые формы заработной платы
— сдельную и повременную[29]. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы. Во втором — уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени. На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда.
Современные системы оплаты труда строятся на выборе тех или иных форм заработной платы и установлении соотношения между разными компонентами вознаграждения. Существуют десятки различных систем оплаты труда: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. п.
Основной задачей любой современной системы оплаты труда является обеспечение мотивационного потенциала заработной платы — взаимосвязи между эффективностью труда и вознаграждением за него. "В корпорациях развитых стран часто применяются сразу несколько систем оплаты труда, в которых отражается его специфика в разных подразделениях и их роль в достижении получаемых результатов"[30].
Сопоставление наиболее распространенных систем заработной платы, используемых в развитых странах, по условиям, преимуществами и недостаткам их применения представлено в табл. 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика систем заработной платы
|Система |Условия |Преимущества |Недостатки |
|1. Повременная |Используется там, |Проста, легко |Плохо |
|оплата |где трудно измерить|реализуется и |стимулирует, |
| |и контролировать |легко начисляется,|терпима к плохим |
| |качество/ |обеспечивает |производственным |
| |количество труда |хорошие отношения |результатам |
| |или где |с работниками | |
| |производительность | | |
| |далека от | | |
| |критической | | |
|2. Сдельная |Используется для |Вознаграждение |Источник |
|оплата |специфических видов|непосредственно |конфликтов и |
| |работ, когда высоко|связано с |недовольств, если|
| |значение денежного |результатами |не гарантирует |
| |вознаграждения | |минимального |
| | | |дохода |
|3. Ставка + |Используется там, |Хорошо мотивирует,|Сложна в |
|надбавка за |где труд можно |так как |использовании, |
|высокие |измерить, деньги |непосредственно |способствует |
|индивидуальные |мотивируют, система|связана с |конфликтам, не |
|результаты (в |принимается |вознаграждением, |способствует |
|виде премии, |работниками и |способствует росту|росту групповой |
|комиссионных и |понятна им |производства |отдачи |
|т. п.) | | | |
|4. Ставка + |Используется там, |Хорошая мотивация |Сложности в |
|надбавка на |где трудно |при условии, что |использовании |
|группу (за |определить |связь между |из-за неравных |
|показатели |индивидуальные |усилиями и |индивидуальных |
|работы бригады,|показатели и где |надбавкой |усилий, что может|
|цеха, отдела) |хорошая атмосфера в|воспринимается на |вызвать |
| |рабочих группах |индивидуальном |некритичность к |
| | |уровне |слабым |
| | | |показателям |
|5. Ставка + |Хороший климат в |Обеспечивает |Нечеткая связь |
|надбавка по |отношениях |перемены, |между |
|результатам |администрации с |способствует более|индивидуальным |
|работы всей |работниками, |широкой |вкладом и |
|фирмы (на |стимулирующий |вовлеченности |вознаграждением, |
|основе |сотрудничество |работников в дела |возможно влияние |
|общекорпоративн| |фирмы |неучтенных |
|ого критерия) | | |факторов |
|6. Премиальная |Используется там, |Стимулирует не |Трудно |
|надбавка в |где трудно с |только |сформулировать |
|соответствии с |оценкой конечного |производственные |общую методику, |
|заслугами |результата или и |но и другие |которая обеспечит|
|работника. |ситуациях, когда на|значимые для фирмы|сопоставимость |
|Исчисляется по |результат оказывает|показатели, |неоднородных |
|единой методике|действие множество |способствуют |случаев, велика |
|(например, на |факторов |взаимодействию |вероятность |
|основе стажа | | |субъективности |
|или рейтинга) | | | |
|7. Участие в |Используется там, |Обеспечивает |Не существует |
|прибылях в |где публикуются |идентификацию |четкой связи |
|соответствии с |показатели |работников с |между |
|оценками |финансовой |делами фирмы, |вознаграждением и|
|финансовых |деятельности и где |вознаграждение |индивидуальным |
|показателей |имеется участие |оказывается |вкладом, |
|фирмы |работников в делах |связанным с |вознаграждение |
| |фирмы |конъюнктурой рынка|зависит от |
| | | |факторов, на |
| | | |которые работники|
| | | |не могут влиять |