Тема 8. Управление продуктом
В маркетинге наиболее общим является понятие продукта.
Продукт – способ удовлетворить потребность потребителей.
В русскоязычной литературе первый элемент комплекса маркетинга, как правило, называется товар, хотя это неадекватный перевод английского термина product.
Существует деление на товары и услуги, материальные и нематериальные объекты, предлагаемые рынкам. Рассматривая управление товаром, подразумеваются товары и в материальной, и в нематериальной форме.
Уровни обобщения продукта
Существуют различные теоретические модели, представляющие продукт как набор компонентов, направленных на удовлетворение потребителей. Например, мультиатрибутивная модель товара, модель обобщения продукта.
В каждом товаре можно выделить три уровня:
- обобщенный
- абстрактный
- конкретный
Обобщенный – продукт по замыслу, идея продукта, концепция продукта. На этом уровне формируется та потребность, которую стремится удовлетворить продукт.
Абстрактный – способ удовлетворения потребностей, которые чаще всего выражаются в названии товарной группы.
Конкретный – конкретизация разновидности свойств и характеристик товара.
Обобщенный | Слушать музыку на бегу | Облегчить труд женщин |
Абстрактный | плеер | Стиральные машины |
конкретный | Sony wallkman | Bosh |
Уровни обобщения продукта, прежде всего используются для выработки правильной последовательности разработки нового товара:
1 необходимо изучить рынок и выявить неудачную потребность
2 предложить способ удовлетворения этой потребности (либо совершить новый, либо в рамках существующей товарной группы)
3 реализовать товарный продукт в материальный объект, который может быть представлен на рынок
Решения по управлению товаром
Основное внимание при управлении маркетингом в России уделяются движению, хотя основным элементом комплекса маркетинга является товар. Поэтому целесообразно усиление акцента именно на маркетинге продукта. Разработку и формирование набора инструментов маркетинга всегда следует начинать с товарной политики.
Товарная политика предприятия – набор решений по управлению товаром.
Решения по товару могут быть приняты по следующим направлениям:
* управлению объемом выпуска продукции
* по качественным характеристикам продукции
* по ассортиментному ряду
* по товарной марке
* по сервисной политике
* по упаковке
* по дополнениям к товару и инструкциям
Управление ассортиментом
Товарный ассортимент – совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Ассортимент характеризуется: шириной, глубиной, согласованностью.
!!! Управление ассортиментом заключается в принятии решений по следующим вопросам:
1 решения по определению оптимальной ширины и глубины
2 решения по сохранению или изменению уровней ассортимента
3 решения по управлению ЖЦТ
4 решения по формированию оптимального хозяйственного портфеля предприятия
Определение оптимальной ширины и глубины ассортимента часто проводится на основе сравнения существующей ширины и глубины с базовым значением. В качестве базы сравнения может быть использовано значение ширины и глубины того же предприятия, но в предыдущий период или значение ширины и глубины базового предприятия отрасли (или конкурента).
Такое сравнение представляется ввиде коэффициента глубины и ширины конкурента.
Кш=Шi/Шб; Кг=Гi/Гб
Коэффициенты безразмерные. Они показывают во сколько раз ширина (глубина) превосходит (либо меньше) ширину (глубину) ассортименты базы сравнения.
Решения по управлению ЖЦТ связаны с задачами маркетинга соответствующими этапам ЖЦТ:
- внедрение:
Ускорить внедрение
- рост:
Увеличить скорость роста
- зрелость:
Продлить
- спад:
Не допустить
Решения по формированию оптимального портфеля связаны с созданием такого набора товаров предприятия, которые бы обеспечивал прибыль и сегодня и завтра.
Ассортимент принято разделять на три уровня:
- низ
- середина
- верх ассортимента
В зависимости от воспринимаемого потребителем качества товаров (в России – мука белая воспринимается как высокого качества; в Германии – темная, следовательно, самая дорогая).
Существует два направления расширения по уровням:
1 расширение вверх
2 расширение вниз
Одновременно расширять ассортимент и вверх и вниз нельзя.
При расширении ассортимента вверх, основным достоинством является привлечение потребителей с высоким доходом и возможность увеличения прибыль с единицы продукции.
При расширении ассортимента вниз, основным достоинством является привлечение большого числа потребителей.
Недостатком расширения и вверх, и вниз, является угроза изменения отношения существующих клиентов. Для того, чтобы избежать эту угрозу, правилом является использование предприятиями отдельных торговых марок для каждого уровня ассортимента. Например, Nissan и infinity.
Решения по торговой марке
- разработка по торговой марке
- государственная регистрация по торговой марке
- продвижение торговой марки
Брендинг – наука и искусство создания долгосрочного предпочтения в глазах покупателя к определенной торговой марке.
Марка (бренд) – марочный знак, предназначенный для идентификации товара потребителем и дифференцирование товара от товара конкурентов.
Brand name – часть марки, ввиде букв или слов, которая может быть произнесена.
Логотип – оригинальное изображение полного или сокращенного наименования компании или группы ее товаров.
Юридически зарегистрированные товарные марки (торговые марки) обозначаются ® или ТМ.
Главной целью управления маркетингом на основе торговой марки является повышение ее ценности и формирование засчет этого дополнительных конкурентных преимуществ предприятия.
Ценность марки (капитал марки) – серьезный актив предприятия позволяющий экономить маркетинговые расходы, увеличивать прибыль, повышать лояльность целевых потребителей.
17.03.2014
Решения по упаковке
Упаковка – внешняя оболочка товара.
Значение упаковки в маркетинге велико настолько, что некоторые маркетологи выделяют ее в самостоятельный элемент комплекса маркетинга.
Упаковка служит важным элементом воздействия на спрос потребителей.
Решения по упаковке:
- выбор необходимого числа уровней упаковки (формулировка концепции упаковки)
- решения по выбору оболочки для упаковки
- решения по выбору оформления упаковки
Уровни упаковки (концепция упаковки)
Выделяют три уровня упаковки:
- первичная
- вторичная
- третичная
Первичная – упаковка непосредственно контактирующая с товаром.
Вторичная – упаковка контактирующая с первичной.
Третичная – (тара), упаковка для хранения и транспортировки товара.
У товара всегда присутствует первичная упаковка и, как правило, имеется третичная.
Упаковка выполняет две важные задачи:
1 хранение и сохранность при транспортировке товара
2 представление товара потребителю
Решение первой задачи - выбор так называемой оболочки товара.
Решение второй задачи – выбор оформления.
Элементы упаковки | Элемент упаковки |
оболочка | оформление |
Материалы Форма упаковки Способ укупорки или закрытия | Цветовые решения Графические элементы Расположение цветовых элементов относительно друг друга и на упаковке Количество и форма значков, этикеток, марок (значки) |
Функции | |
Технические | |
Защита и сохранность товара Удобство использования Легкость транспортировки, складирования, хранения Охрана здоровья людей от опасных средств внутри упаковки | |
Коммуникационные | |
Информирование потребителя Зрительное воздействие на потребителя Идентификация товара потребителем (узнаваемость) Дифференциация от товаров конкурентов (отличия) Стимулирование покупателя к покупке |
Стимулирование к покупке осуществляется через:
- эстетические качества упаковки
- для продуктов питания – через демонстрацию органолептических качеств товара
- использование более крупной упаковки «size compression» - для внушения мысли о том, что в упаковке содержится значительное количество товара
Функции упаковки разрабатываются в момент создания упаковки. Упаковка перестает выполнять свои функции в момент ее уничтожения.
24.03.2014