Значение диагностических коэффициентов тревожности 4 страница



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не от­ступать перед трудностями);

14) терпимость (к взглядам и мнениям других, уме­ние прощать другим их ошибки и заблуждения);

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16) честность (правдивость, искренность);
17)эффективность в делах (трудолюбие, продук­
тивность в работе);

18) чуткость (заботливость).

Достоинствами методики являются универсаль­ность, удобство и экономичность в проведении об­следования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ными ее недостатками являются влияние социаль­ной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют моти­вация диагностики, добровольный характер тести­рования и наличие контакта между психологом и ис­пытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, ко­торые дают дополнительную диагностическую ин­формацию и позволяют сделать более обоснован­ные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от­вечая на следующие вопросы.

1. В каком порядке и в какой степени (в процентах)
реализованы данные ценности в вашей жизни?

2. Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

3. Как на ваш взгляд это сделал бы человек, со­вершенный во всех отношениях?

4. Как сделали бы это, по вашему мнению, боль­шинство людей?

5. Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

6. ...через 5 или 10 лет?

7. Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обра­тить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются конкретные и абст­рактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инстру­ментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценно­сти дела; индивидуалистические и конформист­ские ценности, альтруистические ценности; ценно­сти самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективно­го структурирования системы ценностных ориента-ций. Психолог должен попытаться уловить индиви­дуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы цен­ностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛИЧНОСТИ

(ОРИЕНТАЦИОННАЯ АНКЕТА)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентацион-ная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности лично­сти. Респондент должен выбрать 1 ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще 1, который, наобо­рот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» полу­чает 2 балла, «наименее» — 0 баллов, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида на­правленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности.

1. Направленность на себя (Я)— ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безот­носительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к со-



Глава 2. Психодиагностика: практика

перничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О)— стремле­ние при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятель­ность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказание искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоцио­нальных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)— заинтересо­ванность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интере­сах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунк­тов. По каждому из них возможны 3 варианта отве­тов — А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите
тот, который лучше всего выражает вашу точку
зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-
то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­
ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них
только один, а именно тот, который в наибольшей
степени отвечает вашему мнению и более всего це­
нен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напи­шите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выбе­рите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, ко­торой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответст­вующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из во­просов вы используете две буквы, которые и запи­шите в соответствующие столбцы. Остальные отве­ты нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Сре­ди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов яв­ляется «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правиль­но ли вы записываете ответы, рядом с теми ли

пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было чет­ко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскет­
бол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику
игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому
имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащие­
ся с удовольствием углубляют свои знания в этом
предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при
которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше
других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для
этого представляются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не­
симпатичны, насмехается и подшучивает на ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает свой предмет.



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелатель­
ностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные спо­
собности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимо­
действовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного вре­
мени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от хорошо вы­
полненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете,
мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле,
связанном с учебой, работой, спортом и иным, в ко­
тором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в кото­
ром я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучае­
мых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможность хорошей совместной работы;

в) здравый, практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель
должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хо­
рошие отношения с людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке,
я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную
работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.



Глава 2. Психодиагностика: практика

Значение диагностических коэффициентов тревожности 4 страница - student2.ru

Ключ

№ п/п Я О Д № п/п Я О Д
А В Б Б В А
Б В А А В Б
А В Б А В Б
В Б А А Б В
Б А В А Б В
В А Б В Б А
В Б А Б А В
А Б В Б А В
В А Б В А Б
А В Б Б В А
Б В А А В Б
Б А В В А Б
В А Б Б А В
А В Б        

ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ЭМОЦИЙ

Каковы они, те эмоции и состояния, которые действительно способны доставить нам удовольст­вие?

Определить это можно с помощью ранжирова­ния эмоциональных предпочтений (методика пред­ложена Б. И. Додоновым), т. е. путем своеобразной расстановки того, что нравится во-первых, во-вто­рых... в-десятых.

Номер ранга (1—10) нужно проставить рядом с каждым из оцениваемых эмоциональных состоя­ний, он еще понадобится нам в разделе «В поисках совместимости».

Инструкция.«Проранжируйте» в порядке зна­чимости.

Таблица 2

Описание чувств Ранг
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке  
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов кол­лекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше  
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься хороших результатов  
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются  
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни  
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей  
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразитель­ными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явле­ний, подтверждение твоих догадок и предложений  
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в мину­ту борьбы, опасности  
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людь­ми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и заимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей  
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии приро­ды или музыки, картин, стихов и других произведений искусства  

Часть 1. Личность, мотивация, потребность

ШКАЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РЕАКТИВНОЙ

И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

(Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)

Данный тест является надежным и информатив­ным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как со­стояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спил-бергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчи­вую склонность воспринимать большой круг ситуа­ций как угрожающие, реагировать на такие ситуа­ции состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нер­возностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невро­тического конфликта, с эмоциональными и невроти­ческими срывами и с психосоматическими заболева­ниями.

Но тревожность не является негативной изначаль­ной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оп­тимальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздель­но оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания 21—40) тревожности.

Бланк для ответов

_____________________________________________

_____________________________________________

Шкала самооценки

Фамилия ___________________ Дата ___________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так. В — Пожалуй, так. С — Верно. D — Совершенно верно.

  А B C D
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я не доволен собой
10. Я испытываю чувство вну­треннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Лицевая сторона бланка

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по форму­лам:

Значение диагностических коэффициентов тревожности 4 страница - student2.ru

где Z_ll — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ^ ■— сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).



Глава 2. Психодиагностика: практика

Значение диагностических коэффициентов тревожности 4 страница - student2.ru

ЛТ = ZjI Z-,2+ ^'

где ^j — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 2-i2 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкаятревожность; 31—45 — умерен­наятревожность; 46 и более — высокаятревож­ность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и пе­ренести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повы­шения чувства ответственности и внимания к моти­вам деятельности. Но иногда очень низкая тревож­ность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».

Шкалу можно успешно использовать в целях са­морегуляции, в целях руководства и психокоррек-ционной деятельности.

Бланк для ответов

_____________________________________________

_____________________________________________

Шкала самооценки

Фамилия ___________________ Дата ___________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопроса­ми долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так.

В — Пожалуй, так.

С — Верно.

D — Совершенно верно.


  А B C D
21. Я испытываю удовольствие
22. Я очень быстро устаю
23. Я легко могу заплакать
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
26. Обычно я чувствую себя бодрым
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я вполне счастлив
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Обычно я чувствую себя в безопасности
34. Я стараюсь избегать крити­ческих ситуаций
35. У меня бывает хандра
36. Я доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Оборотная сторона бланка

Шкала самооценки

Фамилия ___________________ Дата ___________



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Значение диагностических коэффициентов тревожности 4 страница - student2.ru


 
,

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы чувствуете себя в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку пра­вильных или неправильных ответов нет».

А — Нет, это не так.

В — Пожалуй, так.

С — Верно.

D — Совершенно верно.

Таблица 3

  A B C D
Я чувствую себя свободно
Я нервничаю
Я не чувствую скованности
Я доволен
Я озабочен

Показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ:


пр.

fобр.

где Zjпр. — сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; ^обр — сумма цифр, «обратных» зачеркнутым, к высказы­ваниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например: у высказывания № 2 зачеркнута ци­фра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 — ставим в сум­му 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 — ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При по­казателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояниеили маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояниедиагности­руется при УД более чем 70 баллов.



где 2-i 1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5; /_,— сумма по пунктам 1, 3, 4.

J 2

Величина показателя меняется от 5 до 20.

Бланк для ответов

_____________________________________________

_____________________________________________



ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Шкала депрессии

Фамилия ___________________ Дата ___________



ШКАЛА ДЕПРЕССИИ

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скриннинг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предвари­тельной, доврачебной диагностики. Тест адаптиро­ван Т. И. Балашовой. Полное тестирование с обра­боткой занимает 20—30 мин.

Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

А — никогда или изредка

Наши рекомендации