Модели управляемого группового взаимодействия
(Stephenson, Scarpitti, 1974)
Модели групповой работы управляемого взаимодействия направлены на директивную работу с группами риска, с целью коррекции антиобщественного поведения. Теоретическая основа работы в данных группах основана на социологических и криминологических подходах. В основе их — изучение контекста поведения, отношений, ценностей, норм, приводящих к антиобщественному поведению. Работа осуществляется при участии лиц, отбывших наказание, обеспечивающих необходимый контекст для позитивной групповой динамики, влияющей на перевод поведения из антиобщественного к законопослушному.
Лидер группы должен вести, сосредоточивать или переадресовывать внимание группы к некоторым ключевым проблемам. Любая проблема члена группы рассматривается как неотъемлемая проблема всей группы, и каждый ее член участвует в ее решении. Группа осуждает любые формы преступления, от кражи до физической агрессии, осуществляет поиск социально приемлемого поведения в трудной жизненной ситуации. В процессе групповой работы используются принципы конфронтации и открытости.
Программы, применяемые в процессе групповой работы, могут служить для реабилитации лиц, употребляющих психоактивные вещества.
Данная модель применима к клиентам, которые имеют потребность в изменении своей социальной сети или возвращении к ней. В этих случаях используют не только поведенческие, но и познавательные стратегии.
3. Модели групп решения проблем, центрированных на задачах
и социальных навыках
Эта группа моделей групповой работы включает в себя весьма широкий диапазон структурированных подходов с целью решения определенных поведенческих проблем, достижения определенных задач или развития определенных социальных навыков.
Традиции работы базируются на динамике малых групп, программировании социальных навыков, развитии и гуманистических ценностях. Модель предполагает четыре необходимых этапа развития группы: определение цели, изучение, оценка индивидуумами своего восприятия проблемы и ее определения. Основная задача группы — развитие навыков решения проблем.
Психотерапевтические модели, центрированные на клиенте
Эти групповые модели характерны для работы с человеческими эмоциями, чувствами и отношениями. Целевые установки данных групп имеют широкий диапазон действия — от коррекции психического здоровья индивидуума и его концепции до психоаналитических техник, от гуманистических техник, техник психодрамы и трансактного анализа до техник НЛП, которые имеют место в практике социальной работы.
Гешталът-терапия (Perls, 1971) — терапия, базирующаяся на принципе «здесь и теперь». В основе ее — использование техники «горячего места», создание ситуаций, при которых клиенту позволяют войти в контакт с непосредственным (немедленным) проблематичным опытом, работают с эмоциями клиента, через конфликт или тупик решают его личностно значимые проблемы. Другие члены группы косвенно вовлечены в ситуацию через идентификацию и поддержку.
Психодрама (Blatner, 1973; Gale, 1990) — динамический подход к групповой работе, цель которого — вызвать определенные чувства, вовлеченные в личностные проблемы в процессе ролевой игры. Главная задача метода — помочь участникам повторно пережить и повторно сформулировать их социальные проблемы в драматической форме, чтобы уметь им противостоять. Опыт в действии является пробным опытом.
Трансактный анализ (Pitman, 1984) — техника, развитая в индивидуальной работе, но применяемая и в работе с группами. Основная концепция базируется на Эго-структуре клиента, которая идентифицируется как «ребенок взрослого родителя».