Занятие 10.12 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. РАЗРАБОТКА ИНТЕРПРЕТАТОРОВ ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
Вводные замечания. Прикладной подход к психодиагностике требует оформлять результаты тестирования в виде, доступном пользователю. Отсюда возникают требования к представлению этих результатов. Если в исследовательской психодиагностике достаточно цифровых данных, то в прикладной области эти данные должны быть представлены в понятном текстовом виде.
Большинство разработанных методик тестирования имеют описание теоретической модели, на основе которой строился этот тест. Еще эти методики имеют, как правило, описание выборки, на которой проводилось исследование, описание качества или свойства, которое измерялось, а также среднее арифметическое (М) и среднеквадратическое (стандартное) отклонение (s). Реже дается описание полюсов полученных факторов. Людям, не оперирующим математическими терминами, довольно сложно понять следующую интерпретацию: «У вас в результате тестирования фрустрационная тревожность получилась (М+2s)». Поэтому для них требуется «перевести» математические и профессиональные психологические термины на доступный «русский» язык. Это называется разработкой интерпретатора.
При индивидуальной работе (консультировании) у психолога всегда есть возможность объяснить тот или иной термин своему клиенту. При использовании компьютера в психодиагностике особенно важно говорить на «русском» языке, так как часто результатом такой диагностики является автоматическая интерпретация результатов в текстовом виде. И этот текст интерпретации результатов (характеристика) передается непосредственно испытуемому.
Большинство существующих программ тестирования используют полярный избыточный и интервальный интерпретататоры.
Полярный избыточный интерпретатор. Такой интерпретатор разбивает данные на две группы - высокие и низкие значения, т. е. описываются края (полюса) шкал (факторов). Характеристика, составленная программой с помощью такого интерпретатора обязательно подвергается стилистической правке. Для удобства психолога, осуществляющего правку, его делают избыточным, так как проще сокращать, чем дополнять текст. Избыточность интерпретатора обеспечивается тем, что в него включаются не только свойства, характеризующие данную шкалу, но и свойства, связанные (высоко коррелирующие) с ней.
Например: фактор Л по Кэттеллу (табл.10.12.1).
Таблица 10.12.1
Фактор А по Кеттеллу
Низкие значения | Высокие значения | ||
Шизотимия | Циклотимия | ||
Отчужденный | Сердечный | ||
Не доверяет другим | Ориентируется на других | ||
Холодный | связанные свойства | Добродушный | связанные свойства |
Чопорный | Веселый | ||
Сердитый | Доверчивый |
Естественно, что, осуществляя правку, следует очень осторожно относиться к конкретным характеристикам шкал. В отношении «связанных свойств» допускается большая свобода.
Интервальный интерпретатор. Разработка такого интерпретатора более сложная, чем разработка полярного. Необходимо очень точно и корректно передать постепенность перехода одного полюса шкалы к другому. Для психолога будет достаточным использование выражений: «крайняя степень качества», «выраженное качество», «тенденция к качеству», «среднее значение». Достаточность обусловливается тем, что психолог-профессионал четко представляет себе разницу между этими градациями. При подготовке характеристики для клиента особое внимание следует уделить «переводу» именно этих различий на доступный его пониманию язык.
При разработке такого интерпретатора шкала разбивается на интервалы (в зависимости от модели распределения). Рассмотрим эту процедуру на примере разбиения шкалы на интервалы по 1 s для нормального распределения (рис. 10.12.1).
Рис. 10.12.1. Разбиение шкалы на интервалы по 1s для нормального распределения. 1-й интервал (от -1s до +1s) -среднее, 2-и и 3-й интервалы (от -1s до -2s и от +1s до +2s) - интерпретируются как тенденция, 4-й и 5-й интервалы (от -2s до -3s и от +2s до +3s) - интерпретируются как качество, 6-й и 7-й интервалы (<-3s и >+3s) - интерпретируются как крайняя степень.
Разбиение шкалы может осуществляться также по 0,5s , 2/3s, на децили, стены, квартили и т. д. Критерием выбора способа разбиения является четкость понимания разницы между соседними значениями.
Еще раз подчеркнем, что оценки, которые получены испытуемым в результате тестирования, могут интерпретироваться по-разному, в зависимости от того, кто будет читать полученную характеристику. Это может быть психолог-диагност, начальник, родители, сам испытуемый (ребенок или взрослый) и т. д. Поэтому тексты интерпретаций для разных категории должны быть тоже разными, т. е. понятными для каждой из этих категорий.
Цель занятия
1. Знакомство с принципами работы программы для обработки данных тестирования TULL.
2. Освоение практических навыков по разработке интерпретаторов.
Материалы (оснащение). Компьютер, программа для обработки данных тестирования TULL.
Порядок работы
1. Ознакомиться с программой обработки данных тестирования TULL (формат ввода данных, ключа, интерпретатора). Программа содержит следующие файлы:
- tulkl - файл, в который вводится ключ методики;
- tulil - файл, в который вводится интрерпретатор по шкалам методики;
- d - файл, в который вводятся ответы испытуемого;
- tul.dat - файл, поддерживающий работу программы;
- tul.com - файл, запускающий программу.
Все данные вводятся в режиме редактирования в Norton Commander. Формат вводимых данных должен быть таким же, как в методиках, уже введенных в программу.
2. Ввести методику с интерпретатором в программу TULL.
2.1. Выбрать методику (не менее 4 факторов) и продумать для нее модель интерпретатора.
2.2. Ввести ключ методики в файл tulkl, интерпретатор - в файл tulil.
2.3. Ввести ответы 3 испытуемых в файл d.
2.4. Обработать с помощью программы TULL ответы испытуемых по введенной методике и получить для них характеристики в текстовом формате.
2.5. Прочитать характеристики, проверить грамматическую и стилистическую согласованность текста. При обнаружении рассогласований откорректировать текст интерпретатора.
3. Откорректировать интерпретатор 16-факторного опросника Кеттелла.
3.1. Преобразовать полярный избыточный интерпретатор в интервальный (3-5 интервалов).
3.2. Ввести ответы двух испытуемых по 16-факторному опроснику Кеттелла в программу TULL.
3.3. Обработать с помощью программы TULL ответы испытуемых по методике Кетелла и получить характеристики для них в текстовом формате.
3.4. Прочитать характеристики, проверить грамматическую и стилистическую согласованность текста. При обнаружении рассогласований откорректировать текст интерпретатора.
4. В любом текстовом редакторе привести тексты характеристик в удобный для восприятия вид.
Контрольные вопросы
1. Что такой полярный избыточный интерпретатор?
2. Что такое интервальный интерпретатор?
Занятие 10.13 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ПОМОЩЬЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «МОНАДА»
Вводные замечания. Психодиагностическая компьютерная система «Монада» была создана на основе многолетнего опыта работы в области психодиагностики, консультирования, отбора и подбора кадров. Эта система выполняет большинство функций, которые реализованы в компьютерных программах психологического тестирования:
- проведение компьютерного тестирования с предъявлением вопросов и ответов на экране монитора;
- ввод первичных результатов тестирования с бланка;
- расчет шкальных оценок и их графический анализ;
- ввод шкальных оценок;
- хранение информации об обследуемых и их результатов тестирования в базе данных;
- создание списка шкал, по которым проводится интерпретация и последовательность психологических блоков в характеристике;
- генерация полной и непротиворечивой характеристики в трех видах (для психолога-диагноста, для предъявления обследуемому, для третьего лица);
- отбор из базы данных людей по определенным биосоциальным признакам;
- отбор из базы данных людей, удовлетворяющих заданным психологическим признакам;
- выдача на экран и печать текстов интерпретации результатов тестирования;
- возможность включения в систему новых методик тестирования, ввод вопросов, ответов, ключа и баллов;
- ввод, редактирование и хранение норм, текстов интерпретации и списка противоречивых текстов интерпретации.
При работе с кадрами часто бывает нужно отбирать кандидатов на вакантные места. Для этого нужно знать должностные требования, т. е. какими психологическими характеристиками должен обладать будущий работник.
После тестирования кандидатов по нескольким методикам и расчета их шкальных оценок, можно отобрать из всех кандидатов несколько человек с заданными психологическими свойствами.
Графически структуру программы можно представить следующим образом (см. рис. 10.13.1).
Рис. 10.13.1. Графическая структура программы,
где 1, 2, 3, 4 - пункты главного меню режимов программы; а 1.1, 1.2, .... 4.3, 4.4 - пункты соответствующих подменю.
Главное меню:
1. Данные об обследуемых.
2. Создание методики.
3. Работа с методикой.
4. Генерация характеристики.
Меню режимов главного меню:
1. Данные об обследуемых:
1.1. Поиск и отбор по биосоциальным признакам.
1.2. Ввод и замена данных об обследуемых.
1.3. Поиск и отбор по психологическим признакам.
1.4. Вывод данных и списка обследуемых.
2. Создание методики:
2.1. Ввод ответов, вопросов и ключа.
2.2. Редактирование каталогов методик.
2.3. Ввод текстов интерпретации результатов.
2.4. Фиксация противоречий в интерпретациях.
3. Работа с методикой:
3.1. Выбор тестовой методики.
3.2. Ввод данных с бланка.
3.3. Тестирование на дисплее.
3.4. Анализ результатов.
4. Генерация характеристики:
4.1. Выбор плана генерации психологической характеристики.
4.2. Создание нового плана генерации.
4.3. Генерация непротиворечивой характеристики.
4.4. Формирование полной характеристики.
Особенности диалога
1. Представление информации на экране. В верхнем окне на экране постоянно выводятся текущие настройки:
- Ф. И. О. обследуемого, с данными которого работает программа;
- название методики, на работу с которой настроена система;
- текущий план генерации психологической характеристики.
В нижней части экрана размещается окно, где выводится:
-назначение «активного» окна или операции;
- инструкция по вводу информации с клавиатуры;
- сообщение о ходе работы системы.
В правой части экрана представлены окна-клавиши с кратким обозначением операции, которую они выполняют.
2. Ввод информации.
Диалог основывается на меню выбора. Меню имеет два уровня иерархии. Первоначально вы попадаете в главное меню из четырех основных режимов работы. Выбрав любой из них, можно войти в следующее меню, состоящее также из четырех режимов. Войдя в один из них, вы уже можете совершить определенные действия по вашей задаче. Используя клавиши управления курсором (стрелки) можно передвигаться от одного окна к другому. Для того чтобы сделать окно «активным» необходимо «войти» в него, нажав клавишу «Enter». Это общее правило взаимодействия с окном информации. Подробности работы с конкретным окном отражаются в окне «инструкция» в нижней части экрана.
Цель занятия. Научиться с помощью психодиагностической системы «Монада» получать психологические характеристики.
Материалы (оснащение). Компьютер, психодиагностическая система «Монада».
Порядок работы
1. Запустить психодиагностическую систему «Монада» (в каталоге MONADA запускающий файл ps.bat).
2. Ввести биосоциальные признаки (ФИО, пол, дату рождения, образование и т. д.). Для этого:
· выбрать в главном меню пункт «Данные об обследуемом»;
· в следующем меню выбрать пункт «Ввод и редактирование данных об обследуемом»;
· сделать активной операцию «новый» и ввести в пустые поля информацию о биосоциальных признаках обследуемого;
· выбрать операцию «запись»;
· перейти в главное меню, дважды используя операцию «выход».
3. Протестироваться с экрана монитора по пяти методикам (16 PF Кетелла, ОСТ, POI, Локус контроля, Шкала тревожности Тейлор). Для этого:
· выбрать в главном меню пункт «Работа с методикой»;
· в следующем меню выбрать пункт «Выбор тестовой методики»;
· «войти» в окно с каталогами, выбрать «Полный список», в соседнем окне будет представлен список методик, включенных в данный каталог;
· выбрать методику;
· выйти из данного режима, используя операцию «Выход»;
· в меню выбрать пункт «Тестирование на дисплее» и протестироваться по выбранной методике;
· повторить все операции п. 3 по остальным методикам.
4. Получить характеристику. Для этого:
· выбрать в главном меню «Генерация характеристики»;
· в следующем меню выбрать пункт «Выбор плана генерации характеристики»;
· выбрать план генерации, по которому должна быть сформирована характеристика (список шкал и последовательность психологических блоков для выбранного плана можно просмотреть в соответствующих окнах), затем выйти из режима;
· выбрать пункт меню «Генерация полной характеристики»;
· указать какой вид характеристики вы хотите получить (подробности в нижней части экрана), при нажатии клавиши «Enter» начнется генерация выбранной характеристики;
· для сохранения характеристики во внешний файл выбрать операцию «вывод» и ввести название файла, в который будет записана характеристика. Файл будет сохранен в каталоге в подкаталоге ТХТ.
5. В любом текстовом редакторе оформить и подготовить для печати текст полученной характеристики.
Контрольные вопросы
1. Что обозначают слова «да» и «нет», стоящие напротив названия методики в режиме «выбор методики»?
2. Что обозначают слова «да» и «нет», стоящие напротив названий факторов в режиме «выбор плана генерации характеристики»?
3. Какие психологические блоки включены в план генерации «кадровый резерв»?