Подчиненные и их основные типы
Все работники организации, кроме руководителя (его заместители, руководители низшего уровня, рядовые исполнители) являются подчиненными, т. е. лицами, находящимися в подчинении старшего по должности. Работники одного уровня, не зависящие друг от друга, называются коллегами.
Подчиненные могут быть:
¨ непосредственными, с которыми руководитель контактирует без посредников;
¨ прямыми, которые хотя и находятся в сфере его юрисдикции, но непосредственно ему не подчиняются. Так, первому лицу непосредственно подчиняются лишь его заместители и руководители основных подразделений.
Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как средство ее деятельности. В то же время первый имеет право устанавливать вторым нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты.
Фигура подчиненного характеризуется:
¨ служебной зависимостью от руководителя;
¨ функциональной узостью сферы деятельности;
¨ тесной связью с первичным коллективом;
¨ преобладанием межличностных форм отношений при выполнении служебных обязанностей;
¨ подверженностью влияния со стороны более авторитетных коллег;
¨ необходимостью следования готовым нормам.
По мнению американских предпринимателей, работникам современного типа должны быть свойственны следующие качества:
¨ внутренняя расположенность к труду;
¨ высокий уровень интеллектуального развития и скорость овладения знаниями;
¨ профессиональная компетентность, соответствующая существующим требованиям;
¨ творческий подход к делу;
¨ стремление к рационализации процесса труда, приобретению нового опыта;
¨ любознательность, склонность к самообразованию и саморазвитию;
¨ высокое чувство долга;
¨ энергичность, готовность к преодолению препятствий;
¨ ориентация на стандарты;
¨ последовательность при реализации нововведений;
¨ знание своих сильных и слабых сторон;
¨ наличие здоровых амбиций;
¨ готовность обмениваться информацией и проч.
Хорошие исполнители обеспечивают 80% успеха. Плохие работники мешают организации достигать своих целей, поэтому их надо переводить на другие должности.
Основными видами подчиненных являются заместители руководителя, исполнители, сотрудники личного аппарата.
Существует несколько типов заместителей руководителя. В небольших организациях (подразделениях), когда руководитель болен или в отъезде, эти обязанности в дополнение к основным выполняют без образования специальной должности рядовые работники. В крупных структурах, где велик объем работы общего характера, с которым первое лицо, даже с помощью подчиненных ему руководителей низового уровня, справиться не в состоянии, появляется штатный заместитель ¾ человек, близкий по рангу и свободный от текущих дел.
Такая необходимость возникает и в том случае, когда первый руководитель часто и подолгу отсутствует. Заместитель вынужден фактически выполнять руководящие функции, если ему надо стажироваться для занятия в ближайшее время руководящей должности и заранее осваивать все тонкости предстоящей самостоятельной работы.
К заместительству могут также привлекаться лица, возглавляющие нижестоящие подразделения, что полезно во всех отношениях:
¨ повышается престиж первого лица в глазах коллег и подчиненных;
¨ ослабевают позиции штатного заместителя, который всегда вольно или невольно составляет ему конкуренцию, а следовательно, вносит элементы дестабилизации в систему управления;
¨ выполнение обязанностей заместителей поднимает авторитет низовых руководителей в их собственных подразделениях.
Между руководителем и заместителями существует следующее разделение обязанностей.
Руководитель должен концентрироваться на стратегических проблемах, определении основных направлений работы, а заместители ¾ на ее методах и текущих делах. Обычно между ними распределяется весь круг вопросов, кроме кадровых, а также обязанности по курированию отдельных подразделений, так что при четкой организации работы постоянное присутствие руководителя не обязательно.
Иногда в курирование включается и руководитель, однако это нежелательно, так как он оказывается ответственным не только за организацию в целом, но и за ее часть, поскольку может возникнуть проблема «своих» и «чужих».
В отношениях с заместителем руководитель должен придерживаться следующих правил:
¨ знакомить со своей работой и текущей обстановкой;
¨ оказывать всестороннюю помощь и поддержку;
¨ не перегружать текучкой;
¨ не отстранять полностью от решения кадровых вопросов;
¨ не отменять без крайней нужды (тем более демонстративно) распоряжений;
¨ не обсуждать личностные и деловые качества с подчиненными;
¨ защищать, в том числе перед высшими инстанциями;
¨ поддерживать вежливый, корректный тон в общении.
Надо иметь в виду, что заместитель ¾ не только подчиненный, но и советник руководителя. Поэтому, наряду с подчинением, между ними имеют место отношения коллегиальности. Желательно, чтобы заместитель обладал иным типом мышления, позволяющим видеть ошибки и промахи шефа; необходимой твердостью, чтобы суметь его поправить, и вместе с тем лояльностью по отношению к нему. Эти положения иллюстрирует следующая таблица.