Практикум по работе с родителями
По профилактики домашнего насилия взрослых над ребенком
Деловая игра "Дружная семья"
Изменения в нашей стране социально-экономических условий повлекли за собой структурную перестройку общества. Увеличивается число людей, которые не могут быстро адаптироваться к постоянно меняющимся современным условиям, справиться с трудностями. Не имея твердой уверенности в своем будущем и не получая понимания и необходимой поддержки семье со стороны государства, переносят накопившиеся нервное напряжение на близких, что нередко приводит к появлению такого негативного факта, как домашнее насилие. Не всегда этот факт свойственен только неблагополучным семьям, чаще всего в последнее время под угрозой домашнего насилия совершенно благополучные внешне семьи, где один из родителей может оказывать давление на других. Нередко он руководствуется тем, что, как он считает, это благо для его близких.
На самом деле эта позиция имеет исторические корни, срабатывает так называемая генетическая память. На Руси модель семьи представляла собой определенные отношения между домочадцами. Мужчина безраздельно властвовал над всеми, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за всю семью. Взаимоотношения супругов предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Она должна была заниматься домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Главные обязанности детей — абсолютное беспрекословное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
Поэтому проблема домашнего насилия остро встает перед специалистами, работающими с ребенком, который, испытывая насилие над собой, не может успешно развиваться, совершенствоваться и в будущем стать законопослушным полноправным гражданином общества. Испытывая насилие в детстве, ребенок, становясь родителем в будущем, сам может подвергать близких насилию.
В связи с этим целью деловой игры для взрослых является заострение внимания родителей на проблеме домашнего насилия над собственным ребенком, обсуждение причин, способствующих появлению данного факта в семье.
Данная деловая игра направлена для решения следующих задач:
• для ознакомления родителей с такими видами насилия, которым могут быть подвержены члены семьи;
• поддержки взрослых, страдающих от психологического насилия;
• сформирования активной жизненной позиции в отношении непроявления психологического насилия над ребенком в семье;
• выяснения первопричин насилия над близкими,
Условия для проведения игры
1. Проведение в помещении, где имеется достаточно места для свободного передвижения, например зал или классная комната.
2. Привлечение, по возможности, в игру обоих родителей ребенка.
Основные этапы игры
1-й этап — подготовительный
1. Сообщение участником цели деловой игры.
2. Ознакомление участников с правилами деловой игры.
3. Проведение игры, способствующей снятию напряжения и установлению доверительных отношений.
2-й этап — основной
1. Проведение деловой игры (1-я часть).
2. Проведение деловой игры (2-я часть). 3-й этап — завершающий
1. Подведение итогов.
Оборудование
Иллюстрация с изображением ребенка и родителей, плакаты А1, набор фломастеров или маркеров, буклеты по насилию.
Перед проведением деловой игры все участники садятся на стулья, расставленные в форме большого круга.
Подготовительный этап
1-ячасть
Цель игры:Ознакомление родителей с видами насилия в семье. Для ознакомления можно использовать буклеты.
Правила деловой игры
1. Каждый участник игры имеет право на свое собственное мнение.
2. В деловой игре есть правило "Стоп", т.е. в любой момент я могу отказаться от высказывания своего мнения, если мне это неприятно или я не хочу об этом сейчас говорить.
3. Участники игры не имеют права осуждать друг друга за несовпадение мнений с их собственным.
.
Варианты игр для снятия напряжения и установления доверительных отношений "А я еду...".
Инструкция:участники садятся в круг. Число стульев больше количества участников на один. Ведущий садится на свободный, рядом стоящий стул со словами: "А я еду", сосед ведущего пересаживается на свободный стул, говоря: "А я тоже", следующий — "А я зайцем с (называет имя участника)". Игра продолжается до тех пор, пока не остановит ведущий.
"Я плыву в...".
Инструкция:участники садятся в круг и по очереди называют свои имена, затем называют животного на букву, начинающуюся на ту же букву, что и имя, а после и страну на эту же букву.
"Солнце светит на...".
Инструкция:участники сидят в круге на стульях. Ведущий называет качественный признак, по которому участники должны поменяться местами друг с другом. Цель ведущего — занять освободившийся стул. Новым ведущим становится тот, кто остался без места.
"Вру и делаю".
Инструкция:участники встают в крут. Ведущий показывает какое-либо действие, сосед спрашивает, что он делает, а ведущий врет, называя другое действие. Например, выполняет действия, имитирующие стирку белья, а говорит, что бегает. Следующий участник, который спрашивал, показывает то, что называл ведущий, а на вопрос соседа, что он делает, называет новое другое действие и т.д.
Основной этап 1-я часть
Игра, в которую мы предлагаем вам поиграть, называется "Дружная семья". Что же такое дружная семья? Это когда каждый член семьи чувствует себя в своей семье: под защитой и в полной безопасности, нужным и важным, понимающим и понятым.
Суть нашей игры заключается в том, что в процессе этой игры мы будем обсуждать проблемы, связанные с домашним насилием над любыми членами семьи.
Если вам все понятно и вы согласны поиграть, то предлагаем начать игру.
Ведущий предлагает участникам посмотреть на иллюстрацию и сказать, что они видят. Обсуждение ведется всеми участниками игры, каждый может сделать свои предположения в отношении иллюстрации. Затем ведущий предлагает выделить в общем, к чему пришла группа во время обсуждения иллюстрации. Эти выявленные проблемы записываются на плакатах.
В зависимости от количества проблем, выделенных участниками, группа делится на такое же количество микро-групп. Ведущий предлагает обсудить в микрогруппе выявленные проблемы с помощью упражнения "Почему".
Упражнение "Почему".
Инструкция:выбираются значимые проблемы для каждой подгруппы, которые рассматриваются с позиции причин их возникновения. Выстраивается цепь причин данных проблем. Затем каждая микрогруппа делает презентацию того, что она выявила, после чего идет обсуждение полученных результатов в общей группе.
Цель:рассмотреть ряд проблем, выявив причины их возникновения.
Например:
- Родители проявляют насилие над ребенком. Почему?
— Потому что они хотят его заставить слушаться, выполнять то, что требуют родители. Почему? И т.д. до тех пор, пока не выявится первопричина проблемы.
В конце упражнения все участники по очереди высказывают отношение к тому, что они сейчас делали (рефлексия).
Я часть
После рефлексии ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, которые будут называться "Мама", "Папа", "Ребенок". И будут выполнять упражнение "Мои страхи".
Инструкция:написать каждому члену группы, какие страхи, связанные с насилием, он может испытывать с позиции, которую занимает его микрогруппа. Например: что я испытываю как ребенок, когда надо мной совершают насилие (любое). Затем вся группа должна обсудить все эти страхи и выписать
на плакат три самых главных. После следует обсуждение с использованием вопросов, приведенных ниже. Ответы на вопросы записывают на плакат, под каждым страхом.
Вопросы к обсуждению:
Почему эти страхи возникли?
Что этому способствовало?
Как от них можно избавиться?
После обсуждения в микрогруппе проводится презентация в общей группе и каждая группа высказывается по поводу страхов другой группы.
Завершающий этап
В конце игры всем участникам предлагают высказаться (рефлексия). После всем участникам деловой игры вручаются стихотворение и буклет о насилии в семье.
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
С. Фельдман
Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать.
Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.
Много и часто стыдимые — с виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее.
А воспитание справедливостью учит детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом находят в мире любовь.
РАЗДЕЛ