Личность в процессе занятий спортом

Спортивная деятельность формирует человека как личность не в меньшей степени, чем учебная и трудовая.

Спортсмены обладают большей выражен­ностью тех свойств личности, которые связаны со стремлением достичь преиму­щества в спортивной борьбе, противостоять напряженности этой борьбы. В то же время качества, не способствующие этому, выражены у спортсменов в меньшей степени, чем у неспортсменов.

В отношении большей общительности необходимо сделать поправку, касаю­щуюся отечественных спортсменов. По данным отечественных исследователей различий в степени общи­тельности между спортсменами и неспортсменами не было. Зато было выявлено, что спортсмены, живущие на сборах, повышали свою общитель­ность по сравнению с тем уровнем, какой был у них, когда они жили дома.

По данным Оглви, у американских олимпийцев по сравнению с контрольной группой студентов отмечено большее стремление к самостоятельности, предпоч­тение собственного мнения, большая потребность быть в центре внимания, полу­чать удовлетворение от признания. Они более агрессивны и настойчивы.

Было выявлено, что спортсмены более экстравертированы и эмоционально устойчивы, чем неспортсмены. С ростом спортивного мастерства увеличивается уверенность в себе, независимость взглядов и поведения, недоверчивость, сдер­жанность, конкурентность, волевой контроль, защита своего «я», высокое само­уважение.

Чем обусловлены особенности спортсменов — естественным отбором или влиянием специфики спорта, — однозначно сказать нельзя. Хотя было выявлено, что отмеченные свойства личности у спортсменов более высо­кого класса выражены больше, чем у спортсменов низкого уровня. По данным психолога К. Икегами, с увеличением спортивного стажа от 1-2 лет до 9-10 лет спортсменки становятся активнее, беззаботнее, агрессивнее, они менее тревожны, реже испытывают чувство неполноценности и впадают в депрессию и фрустра­цию. Можно предполагать, что эти различия обусловлены занятиями спортом. Однако и здесь нужно принимать во внимание, что чем больше стаж спортивных занятий и уровень мастерства, тем спортсмены становятся старше, следователь­но, развиваются как личности независимо от занятий спортом.

В чем, однако, можно не сомневаться, так это в том, что спорт с его борьбой, с жаждой победы может сформировать при плохо поставленной воспитательной работе эгоцентрическую личность. Например, у американских пловцов, победителей Олимпиады 1964 г., выявлены нежелание входить в спортивные команды, избегание участия в решении трудностей других. Сходные черты личности выяв­лены и у фехтовальщиц — чемпионок США. У них отмечалась низкая потреб­ность вступать в контакты с группами и организациями, они стремились быть обособленными и независимыми, предпочитали делать все по-своему, стремились избегать ситуаций, где бы от них ожидали поддержки.

Кроме того, концентрация усилий спортсмена в одном направлении в ряде случаев может приводить к одностороннему развитию личности. Например, боль­шие тренировочные нагрузки влекут недостаток свободного времени и в свою очередь тормозят духовное развитие спортсмена. «Хочется отвлечься от спорта, посидеть в уголочке и послушать интересные разговоры артистов, писателей, уче­ных», — говорила известная фигуристка Ирина Роднина.

Наличие общих для спортсменов черт личности (по сравнению с неспорт­сменами) не означает, что все спортсмены похожи друг на друга. Имеется много данных, показывающих различия в личностных особенностях представителей различных видов спорта. Например, А. Д. Ганюшкин и Е. И. Бутузова выявили различие даже между спортивными и художественными гимнастками (послед­ние более импульсивны, социабельны, независимы и самостоятельны, неуживчи­вы и критично настроены, чем спортивные гимнастки).


Наши рекомендации