Iii. режим относительного молчания

Iii. режим относительного молчания - student2.ru Затруднения в речевых контактах травмируют психику ре­бенка и влияют на его поведение. Одни заикающиеся дети чрез­мерно возбудимы, многоречивы, раздражительны, плаксивы. Другие, наоборот, заторможены, замкнуты, молчаливы. Бывают .случаи и полного отказа от речи.

При таком сложном нарушении речи применяются различные комплексные средства воздействия (медицинские, педагогиче­ские). Одним из звеньев такого комплекса является щадящий режим (общий и речевой), который поможет успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим прежде всего зависит от уклада жизни в семье. Это:

1) взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их
отношение к детям;

2) отношение взрослых к речевому дефекту ребенка;

3) общий режим дня;

4) ограничение общения с детьми и взрослыми;

5) сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;

6) организация досуга заикающегося ребенка.

Очень часто причиной появления заикания у детей, пред­расположенных к этому дефекту из-за особенностей психиче­ского и соматического развития, является неблагоприятная обстановка в семье и неправильное воспитание: вседозволенность или, наоборот, слишком строгое, императивное воздействие, а также переходы от одной крайности к другой.

Чрезмерно избалованные дети, привыкшие к тому, что им все дозволено, часто не могут наладить общение с другими детьми и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность и в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

Слишком строгое воспитание также вредно. Ребенок чувствует себя обделенным лаской, вниманием родителей и считает, что они равнодушны к нему. Он растет скрытным, молчаливым, трусливым по отношению к более сильным старшим и агрессив­ным к слабым и младшим.

Неровное отношение кого-либо из родителей вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой — страх перед наказа­нием, что нередко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение к ребенку

I

проявляется и при разных требованиях родителей, когда один из них слишком строг, а другой чрезмерно добр и уступчив. Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению за­икания.

Спокойно занимаясь своими делами, взрослые должны разговаривать между собой и детьми тихо, но четко, предъяв­ляя единые и посильные требования к ребенку. Радио, проигры­ватель и телевизор .включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему. На время, когда ребенок засыпает, нужно создать спокойную обстановку. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики. Одинаково неприемлемы как пренебрежительное отношение к речевому дефекту («Сам выговорится»), так и излишняя фиксация внимания на нем («Ты опять заикаешься, говори медленно»). В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же он сам начинает говорить о своем заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто еще не научился правильно говорить, что со време­нем научится и эти затруднения пройдут.

У заикающегося обязательно должен быть четкий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Четкий режим, обычный для детей дошкольного возраста, благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребенка, дисциплинирует его, исключает капризы, а следовательно, дает меньше поводов для наказаний.

В период щадящего режима необходимо ограничить контакты детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими более впечатлительны, легко возбудимы и быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они нередко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключиться и начинают плакать.

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездка в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров, музеев и т. п.).

По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач. По мнению специалистов, дети слишком много времени проводят перед телевизором, смотря не только все детские передачи, но также и передачи для взрослых, и нередко это происходит тогда, когда им полагается спать.

Часто взрослые разрешают детям самим включать телевизор, и ребята смотрят бесконтрольно все передачи. В результате они получают избыточную информацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание, нередко приводит к различным нарушениям сна. У детей могут появиться ночные страхи, поэтому лучше смотреть одну-две телепередачи в неделю (при условии, если она демон-

стрируется не перед сном и соответствует -возрасту ребенка; даже передачу «Спокойной ночи, малыши» не рекомендуется смотреть, так как демонстрируется она ежевечерне и непосредст­венно перед сном). Шумные игры в вечернее время также недопустимы.

В силу особенностей своей нервной системы заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном.

Чтобы ребенок не капризничал и не мешал взрослым, не­обходимо его занять тихими играми: лепкой, конструированием, рисованием, т. е. такими, которые требуют от ребенка терпения и усидчивости. Еще важнее в дальнейшем приучить ребенка к тому, чтобы он умел сам себя занять.

Режим относительного молчания (щадящий речевой режим) поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подго­товит нервную систему ребенка к формированию правильного речевого навыка.

Щадящий речевой режим создается:

1) ограничением речевого общения детей;

2) примером спокойной, четкой речи взрослых;

3) проявлением тонкого педагогического такта (особенно при
исправлении речевых ошибок);

4) организацией игр-молчанок.

Логопедические занятия обычно начинаются с режима молча­ния. Создать такой режим в домашней обстановке для детей младшего возраста особенно трудно. Конечно, полностью лишить их речевого общения невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно. Для этого необходимо снизить речевую активность заикающегося (ребенок должен как можно меньше разговаривать с окружающими его людьми). Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов, загадок, рассказывание сказок), а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т. д.

Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить так же, как и они. Быстрый темп речи провоцирует появление запинок. Следовательно, в присутствии заикающегося нужно говорить строго придерживаясь тех правил техники речи, которые реко­мендует логопед. Некоторые родители, следуя этому совету, впадают в другую крайность и начинают сами говорить с ребенком нараспев, монотонно, иногда даже по4 слогам, требуя этого же и от ребенка. Такая речь так же неестественна, неудобна, как и скороговорка. Взрослым следует говорить чуть замедленно, обязательно сохраняя естественную интонацию.

При формировании у детей нового речевого навыка большое

Iii. режим относительного молчания - student2.ru значение имеет тактичное отношение взрослых к проявлению заикания. У одних оно вызывает огорчение, раздражение, досаду; у других — сочувствие. И в том, и в другом случае такая реакция взрослых может стать причиной замкнутости у ребенка или проявления более сильного заикания. Поэтому все замечания взрослых должны носить отвлекающий характер, переключить его внимание на другой вид деятельности, показать новую книгу, побеседовать по картинке и т. п. Голос взрослого должен быть ровным, спокойным, чтобы у ребенка не пропало желание рассказать о том, что его волнует или интересует. А когда ребенок успокоится, можно попросить его рассказать о том, что он хотел. Если же ребенок никак не может успокоиться и включиться в речевое общение, надо успокоить его и предложить на выдохе спокойно сказать все, что ему хотелось. Если же речь его течет легко, свободно и только изредка появляются небольшие запинки, педагогично их просто не замечать.

В период относительного молчания родители могут организо­вывать такие. игры, чтобы дети как можно меньше говорили, а больше слушали правильную речь взрослых. Для уменьшения напряженности речи заикающегося уместно воздействовать на него в естественных условиях детской игры, заинтересовать его необходимостью помолчать. Такие игры, как молчанки, безуслов­но, помогают исключать разговорную речь в этот период. Продолжительность этих игр может быть разной — от 10 до 40 ми­нут, иногда больше часа, в зависимости от того, как проигры­вается сюжет молчанки. Перед началом игры следует образно рассказать о ее содержании и цели, объяснить, что главное условие — молчание. Молча можно рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации; играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.

Выполнение этого главного условия должно поощряться. Способы поощрения зависят от общей системы воспитания, от интересов и склонностей ребенка, от фантазии взрослых. Родители всегда должны серьезно поддерживать игровые условия, стараться, чтобы их собственная речь строго соответствовала речевым правилам. Сюжеты игр-молчанок предлагает логопед, а проводят их с детьми дома родители. Часто родители и сами дети придумывают продолжение такой игры, новые сюжеты для проведения ее. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от устойчивости его интересов игры меняются несколько раз в течение дня или каждые 2—3 дня подбирается новая игровая ситуация. Период относительного молчания длится от 15 дней до 1 месяца в зависимости от состояния речи ребенка. Очень важно, чтобы в этот период ребенок «экономно» пользовался речью, говорил кратко. Он может спрашивать и отвечать кратко, одним-двумя словами.

Часто, играя, ребенок разговаривает сам с собой. Если он не возбужден, творчески играет и спокойно говорит с игрушками,

то эта форма речи не должна восприниматься взрослыми как нарушение режима молчания. Для проведения игр-молчанок оформляется специальный альбом. В этом альбоме ребенок делает рисунки, аппликации или наклеивает в него картинки по сюжету игры-молчанки. Под каждой работой ребенка взрослый рисует домик с треугольной крышей. Под крышей ставится дата, а внутри домика — оценка за точное выполнение условий игры. Дошкольнику можно не ставить оценок. Наградой послу­жат нарисованные в домике флажок, звездочка, аленький цветочек и т. д. Плохая оценка никогда не ставится. Если ребенок плохо провел игру (речь была многословной, торопливой), в домике появляется всего лишь точка. Взглянув на эту точку, логопед сразу «догадывается»: «А! Карандаш приходил, чтобы поставить хорошую оценку, но, услышав, что твой язычок не слушается, рассердился на него и ушел. Только след — точка — от карандаша остался. Но я думаю, что ты заставишь язычок тебя слушаться, карандаш снова придет и нарисует пятиконеч­ную звездочку». Очень важна эта приятная перспектива для ребенка. Можно и по-другому оценивать выполнение режима молчания. Если ребенок хорошо играл в молчанку, в конце дня получает фишку, кружочек или звездочку. Так к концу недели набирается не менее 5 фишек, тогда в качестве поощрения ребенку разрешается, например, просмотр детского фильма. Игровая система поощрения организуется с учетом склонностей ребенка и необходима в дальнейшем для воспитания речевого самоконтроля.

Предлагаем некоторые игровые ситуации для периода относи­тельного молчания.

1. «Молчанка».Взрослый ставит на видном месте часы (де­тям особенно интересно, если это песочные часы) и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того — фант». В течение определенного времени ребенку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой и т. д. Проигравший ребенок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т. д. Взрослый прячет фант, а потом выдает его как выигрыш в следующей игре.

2. «Спит добрый волшебник».Условия игры даются в виде сказки: «...Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город...» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготов­ленной красивой «волшебной» палочкой), а вечером ему

I

разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пус­кать мыльные пузыри, стать принцессой, надев мамины наряды, и т. п.).

3. «В кино» (или «В театре»).Взрослый предлагает ребенку
другие условия игры-молчанки: «...Теперь мы отправимся в кино
(в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно,
не разговаривать, чтобы не мешать другим...» В это время
ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки,
альбом, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется
нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший
зритель».

4. «В библиотеке».Взрослый рассказывает о библиотеке
и сообщает условия игры: «...В читальном зале все люди молча
читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим...»
Ребенку можно посоветовать устроить библиотеку для своих
игрушек. Кукол, мишек, заек и других рассадить, перед каждым
положить книжку, которую библиотекарь обязательно должен
и сам прочитать (просмотреть). Перед игрой можно посетить
с ребенком детскую библиотеку. Показать и рассказать ему,
как работает библиотекарь (эти сведения потом могут понадо­
биться в сюжетно-ролевой игре на логопедических занятиях).
Во время игры «в' библиотеку» можно почитать ребенку
новую книгу, но строго по речевым правилам. По иллюстрациям
задавать вопросы, требующие однословных ответов. Во время
других игр чтение новых книг резко ограничивается — это
соответствует требованиям общего щадящего режима. В течение
всего этого периода речевой материал, в том числе и материал
для чтения, подбирается строго по указанию логопеда. В конце
игры ребенок получает звание «Отличный читатель». В домике,
нарисованном в альбоме для домашних заданий, изображается
развернутая книга.

5. «Аквалангист».Эта игра-молчанка, как и предыдущие,
начинается с рассказа взрослого: «...В морях, на разной глу­
бине, очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на
скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями
прячутся огромные крабы... Смелые аквалангисты в масках
опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под
водой нельзя разговаривать — иначе можно захлебнуться...»
К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки,
камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей
или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно
сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений»
«на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети
должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы
взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучший
аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая
рыбка».

6. «Фотоохота».Взрослые рассказывают о фотоохоте и зна-

комят с правилами игры: «...Есть особые охотники — они приходят в лес не с ружьем, а с фотоаппаратом. Они делают снимки диких животных. Для этого надо совсем тихо подойти к живот­ному. Надо уметь молча, спокойно сидеть в укрытии, ожидая, когда появится интересная птица. Нельзя сейчас разговаривать — начинается фотоохота...» К этому сюжету можно вместе с ребенком изготовить «фотоаппарат» из любой коробочки, показать ему иллюстрации из соответствующих книг и журналов (например, «Юный натуралист»). Рассказать о повадках диких животных. Ребенок может сделать фотоальбом «Моя охота», т. е. срисовать на отдельные листки бумаги животных (это его «фоторабота») и наклеить их в свой альбом. В конце игры ребенок награждается званием «Умелый фотострелок», в домик в альбоме «залетает птица». Если игра длится неделю и всю неделю соблюдается режим молчания, можно в качестве награды совершить поход в кинотеатр на просмотр фильма о животных или подарить книгу о животных и т. п.

7. «В горах».«...Путешественники идут по горным тропам.
Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные
места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться
нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных
переходах всегда соблюдают полную тишину...» Здесь можно
использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь. На
«привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рас­
сказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается
звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается
горный цветок.

8. «В больнице».«...Давай посмотрим, все ли твои игрушки
здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется,
болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать?
Ты? Хорошо! Значит, ты —доктор! Твои игрушки заболели —
теперь им нужна тишина...» Доктор спокойно лечит игрушки
по совету и с помощью взрослых, перевязывает зайцу уши,
пришивает мишке лапу, ставит градусник кукле, укладывает
всех спать, чтобы скорее поправились. «А когда больные спят,
никто не разговаривает...» Подбирается повязка с красным
крестом, градусник (игрушечный, предмет, условно названный
градусником, нарисованный и вырезанный самим ребенком),
шприц, таблетки, пузырьки с лекарством, фонендоскоп и т. п.
В конце игры ребенок получает звание «Добрый Айболит».
В домике в альбоме появляется красный крест.

9. «Рыболов».Перед началом игры взрослый рассказывает:
«Рано утром на берегу реки сидит с удочкой рыболов. Насадит
червячка на крючок, забросит в воду леску. Тихо сидит, даже
не шевелится, чтобы рыб не распугать, и смотрит на поплавок.
Как рыбка начнет клевать червячка, поплавок зашевелится и
уйдет под воду. Тогда рыбак вытаскивает удочку и на крючке
награда за молчание и терпение — серебристая рыбка. Ты,

рыбак, молча и спокойно полови рыбку, а в конце игры мы вместе подсчитаем твой улов и рассмотрим пойманных рыб».

Ребенок один играет в настольную игру «Поймай рыбку». В конце игры сам считает вслух пойманных рыб и называет их. Если нет этой настольной игры, то во время игры-молчанки можно предложить, чтобы он в своем альбоме нарисовал рыбака с удочкой на берегу реки или слепил из пластилина. Главное, чтобы он был занят и молчал.

Молчаливые игры можно проводить по сюжетам литературных произведений, которые прочитывает взрослый. Ребенок молча слушает, изображает действие персонажа и произносит отдельные слова или звукоподражания. Молча рисует или мастерит поделки по теме прослушанного.

Басня Крылова «Ворона и Лисица». ...Пока Ворона молчала, у нее был кусочек сыра, а как каркнула, сыр выпал из клюва...

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница». ...Утки несли на прутике лягушку над лесами, реками и селами. Лягушка молча крепко держалась за прутик. Но вот утки полетели ниже и лягушка услыхала: «Утки лягушку несут, и кто же это придумал?» — кричали взрослые и дети. И тут лягушка громко квакнула: «Это я, это я придумала». Выпустила прутик изо рта. Утки на лету не сумели ее поймать, и лягушка шлепнулась в болото...

Сказка Ушинского «Ворона и рак». ...Ворона сидела на вербе над озером и держала во рту рака. Пока рак расхваливал ее родственников, ворона, не раскрывая рта, отвечала: «Угу». Но рак стал расхваливать ворону. Она крикнула: «Ага!» Раскрыла клюв, и рак упал в озеро...

Сказка Г. X. Андерсена «Дикие лебеди». ...Элиза молчала до тех пор, пока она не сплела из крапивы одиннадцать рубашек, чтобы спасти своих братьев от чар злой колдуньи...

Сюжетами для игр могут быть и диафильмы, мультфильмы, стихи (например, «Поиграем» И. Токмаковой, «Про машину» Л. Берестова, «Никита охотник» Е. Чарушина и т.д.).

Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и де­лают его для детей менее обременительным. Частичное проведение режима молчания (если ребенок посещает общий детский сад) также полезно, так как, приходя домой после насыщенного эмоциями и многоречивостью дня, благодаря режиму охранитель­ного молчания он побудет в тишине и покое перед сном.

IV. РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Iii. режим относительного молчания - student2.ru Важнейшие условия правильной речи — это плавный дли­тельный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произ­несение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикаю­щиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ста­вить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания — выработка длительного плавного выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.

Специалисты знают, а родителям заикающихся детей необхо­димо разъяснить, что обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возни­кает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжи­тельность вдоха и выдоха одинакова.

Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижных ребер. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвиж­ными. При речи вдох делается и носом, и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать

Iii. режим относительного молчания - student2.ru Iii. режим относительного молчания - student2.ru Iii. режим относительного молчания - student2.ru вдох ртом, через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздуш­ной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10, 1:15). Очень важно приучить заикающихся детей не задерживать дыхание, а сразу же после речевого вдоха начинать говорить на длительном плавном выдохе, чтобы избежать «утечки воздуха». Паузу в 2 секунды необходимо выдерживать перед следующим вдохом.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная арти­куляция являются основой и для звучного голоса.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция — это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тре­нировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спо­койный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены. Артикуляция гласных и соглас­ных звуков в каждом упражнении уточняется. Задания выпол­няются по 3—5 раз с паузами.

Приведем конспект одного занятия.

Оборудование. Артикулирующая кукла типа «петрушки» (Кошка, Лиса и любая другая ручная кукла).

Ход занятия

Логопед. Ребята, к нам в гости пришел Котик. (Незаметно для детей надевает на руку артикулирующую куклу и показывает ее.)—Здравствуй! (Говорит логопед, обращаясь к кукле.)

— Здравствуйте! (Говоря за куклу, логопед немного изменяет
голос: кукла кивает головой логопеду и детям, широко откры­
вает рот при произнесении ударного гласного.)

— Ах, ты умеешь разговаривать!

— Да! (Кукла поворачивается к логопеду, кивает и широко
открывает рот.)

— Вот молодец, Котик! (Логопед обращается к кукле, потом —
к детям.) Как он широко открывает рот, как громко, четко и кра­
сиво произносит звуки! (Опять смотрит на куклу.) — Котик,
поучи детей так же хорошо говорить звук а.

Под рубашкой куклы логопед распрямляет согнутый мизинец и безымянный палец — рубашка куклы приподнимается, имити­руется диафрагмальный вдох перед произнесением звука; затем медленно опускает пальцы — демонстрируется плавный выдох при произнесении звука. Одновременно кукла открывает рот, как бы артикулируя звук а.

— Посмотрите, ребята, чтобы произнести звук а, Котик снача­ла делает правильный вдох; плечи у него опущены (показывает пальцем свободной руки), а животик надулся, как шарик (показывает). Вдох делает через слегка приоткрытый рот. (При помощи ниточки приоткрывает рот куклы, произносит а, медленно выдыхая воздух.) Как свободно, широко Котик откры­вает рот! А теперь сядьте спокойно, слегка продвиньтесь на край сиденья и откиньтесь на спинку стульчика. Положите правую руку себе на живот. (Логопед помогает каждому положить руку на область диафрагмы.) Ладонью будем проверять, как мы дышим: если правильный вдох, то живот надувается, как шарик; когда выдыхаем, этот шарик медленно уменьшается. Сейчас вместе с Котиком сделаем спокойный вдох, слегка приоткрыв губы, и на выдохе громко и четко произнесем а. (Аналогично произносятся на выдохе звуки э, я, е, и, ы, артикуляцию которых можно показать с помощью куклы. Звуки о, у исключаются.)

Упражнения выполняют все вместе. Затем каждый ребенок вместе с куклой (на руке логопеда) учится правильному речевому вдоху и произношению на выдохе заданного звука. Кукла — активный участник всей работы: кивает в знак одобрения, хлопает в ладоши, подпрыгивает, радуясь успеху ребенка, хвалит: «Молодец! Отлично!» Призывает: «Кто громче? Кто лучше?»

Если ребенок напряжен, поднимает плечи при вдохе, нечетко артикулирует и т. п., кукла отрицательно машет головой: «Еще поучись. Делай со мной! Делай, как я! Делай лучше меня!» И на последующих занятиях ручная кукла фиксирует внимание детей на речевом выдохе, дирижирует правой рукой, подчерки­вает длительность и плавность выдоха, дает оценку ответам детей, подбадривает их. (О работе с куклами-петрушками см. на с. 99.)

Наши рекомендации