Лечение. В экзистенциальной гипнотерапии при лечении зависимостей должны использоваться все положения и методы
В экзистенциальной гипнотерапии при лечении зависимостей должны использоваться все положения и методы, обсуждавшиеся в других главах книги. Желаемым исходом для всех пациентов является ощущение возросшей личностной силы и ответственности. При таком исходе некоторые пациенты смогут удерживать себя под контролем, употребляя ранее опасное для них вещество, но некоторым придется принять решение - никогда впредь не употреблять его. Вероятно, для пациента будет безопаснее решиться на последний вариант, однако на усмотрение каждого пациента должны быть оставлены оценка своих потребностей и установление того, что нужно делать для их удовлетворения.
Глава 6, посвященная личностному смыслу симптомов, частично относится и к этим заболеваниям. Пациентам необходимо открыть для себя здоровые способы удовлетворения собственных потребностей. Для этого применимы и имеют важное значение все гипнотические методы, направленные на увеличение силы, включая якорение и визуализацию, а также методы управления чувством тревожности, обсуждавшиеся в главе 5. Мы стараемся не применять к нашим пациентам концепцию зависимостей. Концепция - это не вещь в себе; а путь понимания феномена. Для многих людей, принадлежащих нашей культуре концепция зависимостей представляет особенно тяжелый психологический груз. Например, большинство людей считает, что все зависимости сопровождаются тяжелыми возвратными симптомами. Ожидание является всегда важным фактором успеха в лечении, и мы направляем пациентам следующее послание: изменение пройдет лучше и легче, чем они ожидают. И гипнотические послания типа: когда пациенты изменят свое поведение, тогда они испытают чувство силы, которое сделает их переживания более легкими и полезными, чем они предполагали. Иногда мы действительно обыгрываем слово "зависимость", особенно если обнаруживаем, что этот ярлык применяется пациентами для отказа от личной ответственности за нездоровое и бесконтрольное поведение. Вот пример подобного обыгрывания термина "зависимость" во время гипнотического сеанса, проводимого в целях оказания помощи одной женщине-курильщице, в начале лечения говорившей о своей зависимости от сигарет и о том, как трудно бросить курить:
"Джен, раньше ты говорила, что у тебя существует зависимость от сигарет, и поэтому тебе будет очень трудно бросить курить. Я не очень хорошо понял, что ты имела в виду. Насколько я знаю, зависимость - довольно запутанная штука. Ты говорила, что тебе будет трудно бросить курить, потому что каждый раз прежде, когда пыталась это сделать, тебя охватывало беспокойство. Насколько мне известно, каждый раз когда кто-нибудь перестает делать что-нибудь (что делал в течение долгого времени), он обычно испытывает беспокойство. Например, один мой друг каждый день, вставая бегал в 5 часов утра, но как-то раз не смог бегать целую неделю. Он рассказал мне, что каждый день в течение всей недели около 5 часов утра чувствовал такое сильное беспокойство, что пришел к выводу: у него возникла зависимость от бега. Я лично наблюдал, какие разные сложные штуки случались со всякими зависимостями, даже с зависимостью от героина. Припоминаю, что когда я работал с людьми, употребляющими героин, довольно часто случалось вот что: если пациент думал, что во время детоксикации количество прописанного ему метадона чересчур снижено, у него начинались физические возвратные симптомы, даже когда количество метадона не снижали вообще. Стало очевидно, что во всем этом присутствует психологический аспект, и мы решили при проведении данной программы просто не говорить пациентам, когда будет уменьшаться доза метадона, и, как оказалось, это помогало избежать серьезных возвратных явлений. Я припоминаю случай с одним человеком, вышедшим из тюрьмы после двадцатилетнего пребывания в ней. Хотя, находясь за решеткой, он и употреблял время от времени небольшие контрабандные партии героина, но, конечно же, ни в коей степени не мог быть физически зависим от героина. Однако, когда на пациент вернулся и вышел на угол улицы, где раньше обычно покупал и принимал наркотики, у него начались возвратные явления. Его доставили в отделение реанимации, и доктор сказал, что он демонстрировал все признаки и симптомы возвратных явлений, вызванных героином, хотя в действительности не употреблял вообще ничего. Все, что сделал этот человек, - просто вышел на угол улицы. Такого рода происшествия хорошо известны в среде потребителей героина, а также знакомы клиницистам, занимающихся их лечением. Теперь я знаю, что и с сигаретами или никотином дело может обстоять сложным образом. Например, хотя некоторые курильщики и испытывают трудности при отказе от сигарет, мы знаем людей, множество бросивших курить довольно легко, даже если и выкуривали по две-три пачки в день. Известно также, что я спрашивал женщин (таких же, как ты, Джен): бросят ли они курить, если жизни их детей будут зависеть от этого. Почти каждая из опрошенных утверждала, что при таких обстоятельствах обязательно бросит курить. А ты с такой любовью рассказывала о своих детях, что я готов побиться об заклад: ты можешь сказать то же самое, Джен. В общем, дело обстоит так: мы имеем дело с сильным психологическим аспектом курения, и, вероятно, именно поэтому такие вещи как гипноз оказываются очень полезными, Джен".
Вместо того, чтобы использовать слово "зависимость", мы употребляем выражения "нездоровая привычка", "дисфункциональная привычка" или "нездоровый паттерн поведения". Однако если пациент употребляет термин "зависимость" и привязан к нему, мы не стремимся сопротивляться или спорить с ним. Критерий эффективного общения гипноза - это не спор или борьба с пациентом, а использование реальности пациента для того, чтобы помочь ему достичь здорового состояния. На самом деле мы от случая к случаю даже поддерживаем "зависимых" курильщиков, употребляющих никотиновую жевательную резинку или никотиновый пластырь, или зависимых алкоголиков, использующих антабус как часть лечения. Опять-таки, мы предлагаем подобные стратегии лишь в тех случаях, когда пациент твердо уверен, что они будут ему полезны. Мы готовы петь тибетские песни пациенту, находящемуся в трансе, если тот будет считать, что это ему поможет.
Для более детального знакомства с гипнотическим подходом в лечении никотиновой зависимости и переедания (и отчасти) мы отсылаем читателя к нашей более ранней книге "Современный клинический гипноз при работе с вредными привычками" (Цитренбаум и др., 1985).
ЛЕС
У нас есть подруга по имени Тони, выросшая на ферме, расположенной на краю прекрасного леса из секвойи. Однажды Тони рассказала нам, как совсем еще ребенком она обнаружила тропинку, ведущую к прекрасному лугу, с которого открывался вид на озеро. Когда ей исполнилось лет пять, она стала ходить по этой тропинке каждый день. Первый раз она отправилась по тропинке со своим воображаемым другом, а позже брала с собой настоящих друзей. Когда она стала старше, то назначала там свидания, и даже рассказала нам о своем первом сексуальном опыте на этом лугу с видом на озеро. Позже, уже взрослой, Тони ходила туда иногда с другом, чтобы поговорить, иногда для того, чтобы почитать книгу, а иногда - просто помечтать. Она рассказывала не только о луге и озере, но и о пути к ним, обо всех цветах и дружелюбных зверюшках, которых встречала на своем пути.
Тони росла, и лес рос вместе с ней. Со временем тропинку завалили деревья, поваленные ураганом. Появились незнакомые животные, которые пугали Тони. Ходить по тропинке становилось все труднее и труднее, потому что теперь Тони спотыкалась о бугры и перелезала через упавшие деревья. Однажды она беззаботно бежала по своей тропинке и вдруг упала. Непонятно откуда на тропе очутился большой камень, а когда Тони поднялась, по ее ноге пробежал какой-то мелкий грызун. В страхе она отпрыгнула назад и угодила в колючий кустарник. В тот день, впервые за много лет, Тони выбежала из леса, даже не попытавшись дойти до своей полянки. На следующий день, когда она подошла к началу тропинки, ею овладели смешанные чувства: страх перед грызунами, шипами колючих кустарников и ямами на тропе, и вместе с тем ей хотелось дойти до заветного места. Тони стояла, замерев в нерешительности, и вдруг случилось невероятное: злобный уродливый леший выпрыгнул из кустов и произнес: "Позволь мне влезть к тебе на спину, и я прогоню всех грызунов и вырву все колючие кустарники на твоем пути". Она подумала, что не очень-то приятно будет тащить на спине лешего. Но так хотелось пойти по тропинке, а одной было страшно, поэтому Тони , и он тотчас запрыгнул ей на спину. Леший выполнил свое обещание. Прогнал всех вредных грызунов, но вместе с тем распугал и всех милых зверюшек. Он выдрал все колючие кусты, но вместе с ними уничтожил и мягкие, шелковистые растения, которые она так любила гладить. И хотя Тони достигла своего любимого места, на душе у нее остался горький осадок. Прогулка оказалась не такой приятной, как раньше.
С этого дня каждый раз, как только Тони ступала на тропинку, навстречу выпрыгивал леший и просил: "Позволь мне вскарабкаться на твою спину". Она не могла найти другого решения, и всегда . И хотя становилось все более неприятно носить лешего, Тони продолжала делать это, потому что хотела бывать на своей поляне. Однажды в отчаянии она рассказала обо всем соседу, и тот сказал: "Я не могу тебе помочь, но никто не знает о лесах больше, чем леди Ягуар, которая живет где-то на другой стороне леса за двумя горами и тремя долинами". В один из дней Тони собрала ланч и впервые, вместо того, чтобы пойти по тропе, свернула и пошла вдоль края леса через две горы и три долины. Она шла до тех пор, пока не увидела старую леди, которая сгорбившись сидела, у огня и напевала странную песню. Спустя какое-то время леди Ягуар заметила Тони и спросила: "Что привело тебя сюда, дитя мое?" Тогда Тони поведала ей свою историю о тропинке в лесу, о полянке с видом на озеро и обо всем том, что она могла там делать. Она рассказывала ей о том, как заросла тропинка, как стали появляться на ней колючие кусты, бревна и грызуны, а потом - невероятную историю о лешем.
Леди Ягуар терпеливо слушала, и когда Тони закончила свой рассказ, проговорила: "Садись. У меня есть что сказать тебе, дитя мое. В лесу много дорог. Некоторые из них, возможно, ведут к твоему лугу, а некоторые в другие места. Эти пути так же хороши, а может быть, даже и лучше. Я знаю, лес может напугать, и догадываюсь, что ты можешь испытывать страх и тревогу при одной только мысли, что идешь неизвестной дорогой. Но смело смотри в лицо своему страху и иди вперед, в неизвестность, туда, куда стремится твоя душа. Помни: все, что встретится тебе на этом пути - и заросшая тропинка, и поваленные деревья, и колючие кусты, и... (да-да, и даже грызуны:) - все это подарки леса. Без них было бы слишком просто обрести желанную цель. Продолжая ходить безопасной дорогой, ты увидишь всего лишь одну поляну за всю свою жизнь, один и тот же давно знакомый клочок леса. А теперь отправляйся домой, и с этих пор смело иди вперед, глядя в лицо тревоге и пробуя разные пути. Некоторые из них вознаградят тебя, а некоторые - нет, но встретится много приятных неожиданностей, и ты вырастешь на этом пути как личность".
Тони спросила: "А как быть с лешим?" Леди Ягуар продолжила: "Дитя мое, в твоей жизни было много случаев, когда ты хотела что-то сделать и делала, и это получалось у тебя даже лучше, чем ты могла себе представить. Тогда ты чувствовала себя уверенной, компетентной, сильной, как бы на вершине мира, и казалось, что нет ничего, чего бы ты не могла сделать. Вспомни сейчас один из таких случаев проявления твоей личной силы, и в этот момент соедини большой и средний пальцы правой руки так, чтобы ты могла почувствовать силу встретившихся пальцев. В следующий раз, когда пойдешь в лес и встретишь лешего, посмотри ему прямо в глаза, повтори этот жест, вспомни о своей личной силе и скажи: "Нет!" Вели ему убраться прочь. Тебе придется сказать это таким тоном, чтобы он понял; ты не шутишь. Повтори это несколько раз, и в конце концов он уйдет: лешие всегда так делают".
Старая леди Ягуар опустила голову и вновь стала напевать свою странную песню. А Тони встала, пробормотала слова благодарности и пошла назад через три долины и две горы к себе домой. На следующий день она вышла к своему лесу и заметила тропинку, мимо которой проходила много раз, но никогда не сворачивала на нее. На этот раз Тони решила, что пойдет по ней, даже если будет нервничать. Едва она сделала шаг по тропе, выпрыгнул леший и сказал: "Позволь мне забраться к тебе на спину. Я буду отпугивать грызунов и расчищать тропинку для тебя". Тони вспомнила, что говорила леди Ягуар, сжала большой и указательный пальцы вместе, и оказалось, что этот жест напомнил ей о ее силе. Она посмотрела лешему в глаза и ответила "Нет!". "Прекрати, - возмутился леший. - Позволь мне влезть на твою спину, я могу тебе пригодиться!" Но Тони снова посмотрела ему прямо в глаза: "Нет! Нет! Нет!" И тогда леший ушел. Тони испробовала новую тропинку, но она не очень ей понравилась - там не оказалось чистого местечка, чтобы присесть, и не было прекрасных цветов и мягкой травки. На следующий день она заметила еще одну тропку, которая казалась пугающе жуткой, так как спускалась по крутому склону холма. Когда Тони была уже в футе от начала тропинки, нервничая в ожидании неизвестности, опять появился леший и тотчас воскликнул: "Ну, хоть сегодня позволь мне забраться на твою спину, я помогу тебе спуститься с холма". Тони посмотрела ему в глаза, сложила вместе два пальца и со всей твердостью, на какую была способна, сказала: "Ни за что в жизни, никогда больше!" Леший покинул ее, и больше она никогда его не видела. С тех пор она разведала еще три или четыре тропинки, и каждый раз, когда находит новую, пробует и ее.
Вот и весь рассказ о нашей подруге Тони и ее лесе. Конечно, эта история не имеет никакого отношения к вам. В конце концов, Тони наша подруга, а не ваша, но с другой стороны...
ЛИТЕРАТУРА
Alcogolics Anonymous. (1976, June). New York: Alcogolics Anonymous World Services.
American Psychiatric Association. (1987). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.). Washington, DC: American Psychiatric Association.
Andreas, C., & Andreas, S. (1987). Change Your Mind and Keep the Change. Moab, UT: Real People Press.
Bandler, R. (1985). Using Your Brain for Change Moab, UT: Real People Press.
Bandler, R., & Grinder, J. (1979). Frogs into Princes. Moab, UT: Real People Press.
Barber, J. (1980). Hypnosis and the unhypnozitable. American Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 23, 4-9.
Barcer, P. (1985). Using Metaphors in Psyhotherapy. New York: Brunner/Mazel.
Bateson, M. C. (1991, November). Composing a Life. Paper prezented at the 11th Annual Common Boundary Conference an Sacred Stories, Arlington, VA.
Becker, H.S. (1963). Outsiders. New York: The Free Press.
Bennet, D. (1989, May). Human Consciousness as a Virtual Von Neumann Mashine. Paper prezented at the conference on Philosophy, Neurology and Artificial Intelligence, School of Medicine, University of Pittsburg.
Berne, E. (1961). Transactional Analysis in Psychotherapy. New York: Grove Press.
Bettelheim, B. (1977). The Uses of Ehchanment. New York: Vintage Books.
Booth, Fr. (1992, July). Keynote address, 11th Avenue Florida School of Addiction Studies, Tampa, FL.
Bradshaw, J. (1990). Homecoming. New York: Bantam.
Braid, J. (1843). Neurophology: Or the Rationale of Nervous Sleep Considered in Relation with Animal Magnetism. London. (Referenced in Pettinati, H. (Ed.). (1980). Hypnosis and Memory (Charter 5). New York: Guilford Press.).
Capaccione, L. (1991). Recovery of Your Inner Child. New York: Simon & Schuster.
Carpenter, A. E. (1900). Plain Instructions in Hypnotism and Mesmerism. Boston: Lee & Shepard/Rockwell & Churchill Press.
Citrenbaum, C., M., King, M. E., & Cohen, W. I. (1985). Modern Clinical Hypnosis for Habit Control. New York: W. W. Norton.
Diamond, M. J. (1984). It takes two to tango: Some thoughts on the neglected importanse of the hypnotist in an interactive hypnotherapeutic relationship. American Jornal of Clinical and Experymental Hypnosis, 27, 3-13.
Diamond, M. J. (1987) The interactional basis of hypnotic experience: In the relational dimensions of hypnosis. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 35, 95-115.
Diamond, S. & Beaumont, J. (1974). Hemisphere Function in the Human Brain. New York: Halsted Press/ John Wiley & Sons.
Erickson, M.H. (1966) THe interspersal hypnotic technique for sympton correction and pain control. American Jornal of Clinical Hypnosis,3, 198-209.
Erickson, M.H. (1980). The Collected Papers of Milton H. Erickson (4 vols) (E.L. Rossi, Ed.). New York: Irvingation.
Erickson, M.H. (1983). Healing in Hypnosis (E.L. Rossi, M.O Ryan, & F.L. Sharp, Eds). New York: Irvingation.
Erickson, M.H., & Rossi, E. (Eds). (1976a). Hypnotic Realites. New York: Irvingation.
Erickson, M.H., & Rossi, E. (Eds). (1976b). Two-level communications and microdynamic of trance. American Jornal of Clinical Hypnosis, 18, 153-171.
Erickson, M.H. & Rossi, E. (1979). Hypnoterapy: An Exploratory Casebook. New York: Irvingation.
Erickson, E.H. (1968). Identiti: Youth and Crisis. New York: W.W.Norton.
Fagen, J., & Shepherd, I. (1970). Gestalt Therapy Now. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books.
Feinstein, D., & Krippner, S. (1998). Personal Mythology. New York: St. Martin's Press.
Fischer, W. (1978). Theories of Anxiety. New York: Harper & Row.
Fox, M. (1989, June). Original blessing, not original sin. Psichology Today, pp. 18-23.
Freud, S. (1949). Outline of Psychoanalysis. New York: W.W.Norton.
Freud, S. (1963). Therapy and Technique. New York: Macmillan.
Fromm, E., & Kahn, S. (1990). Self-Hypnosis: The Chicago Paradigm. New York: Guilford Press.
Gavitz, M. (1991). Early themes of hypnosis: A clinical perspective. In S.J. Lynn & J.W. Rhue (Eds.), Theories of Hypnosis. New York: Guilford Press.
Goffman, E. (1961) Asylums. New York: Anchor Books.
Goldenson, R.M. (1984). Longman Dictionary of Psychology and Psychiatry. New York: Longman Press.
Gordon, D. (1978). Therapeutic Metaphors. Palo Alto, CA: Meta Publications.
Grinder, J., & Bandler, R. (1981). Trance-Formations. Moab, UT: Real People Press.
Gritz, E. (1980). Smoking Behavior and Tabacco Abuse. New York: JAI Press.
Grove, D. (1989). Resolving Feelings of Anger, Guilt and Shame (a Seminar Handbook). Edwardsville, IL: David Grove Seminars.
Haley J. (1984) Ordeal Therapy. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
Hall, J.A. (1989). Hyhnosis: a Jungian Perspective. New York: Guilford Press.
Hammond, D.H. (1988). Will the real Milton Erickson please stand up. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 36, 173-181.
Harner, M. (1990). The Way of the Shaman. New York: Harper & Row.
Heidigger, M. (1962). Being and Time. (J. Macquarrie & Robinson, Trans.) New York: Harper & Row. (Original work published 1926).
Hesse, H. (1951). Siddharta. New York: New Directions.
Hesse, H. (1974). Reflections. New York: Farrar, Straus & Giroux.
Hilgard, E.R. (1965). Hypnosis Susceptebility. New York: Harcourt, Brace & World.
Hillman, J. (1975). Re-Visioning Psyhology. New York: Harper & Row.
Hillman, J. & Ventura, M. (1992). We've Had a Hundred Years of Theory and World's Getting Wise. San Francisco: Harper & Row.
Hogan, R. & Kirchner, J. (1967). Preliminary report of extinction of learned fear in short term implosive therapy. Journal of Abnormal Psychology, 72, 106-109.
Hogan, R. & Kirchner, J. (1968). Implosive, eclectic, verbal and bibliotherapy in the treatment of fears of snakes. Behavior Recearch and Therapy,6, 167-171.
Homer (1967). The Odyssey (R. Lattimore, Trans.). New York: Harper & Row.
Jung, C.G. (1964). Foreword. In D.T. Suzuki, An Introduction to Zen Buddhism. New York: Grove Weidenfeld.
Keen, S. (1991, November). Your Mythic Journey: Finding Meaning in Your Life. Paper presented at the 11th Annual Common Boundary Conference on Sacred Stories, Arlington, VA.
Keen, S. & Fox, A.V. (1973). Telling Your Story: A Guide to Who You are and Who You Can Be. New York: Doubleday.
Kierkeegaard, S. (1944). The concept of Dread (W. Lowrie, Trans.). Princeton, NJ: Prienceton University Press. (Original work published 1844)
Kierkeegaard, S. (1954). Fear and Trembling and the Sickness unto Death. Princeton, NJ: Prienceton University Press. (Original work published 1856)
King, M.E., Novik, L., & Citrenbaum, C.M. (1983). Irresistible Communication: Creative Skills for Health Professional. Philadelphia: W.B. Saunders.
King, V., Golden C.J., King, M., & Citrenbaum, C. (1989). The Courage to Recover. Littleton, MA: Copley Press.
Kinsbourne,M., & Smith, W.L. (Eds.). (1974). Hemispheric Disconnection and Cerebral Function. Springfield, IL: Charles C Thomas.
Kirmayer, L.J. (1988). Work magic and the rhetoric of common sence: Erickson's metaphors for mind. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 36, 157-172.
Kroger, W., & Fezler, W. (1976). Hypnosis snd Behavior Modification: Imagery Conditioning. Philadelphia: Lippincott.
Kundera, M. (1981). The Book of Laughter and Forgetting. New York: Penguim Books.
Lankton, S., & Lankton, C. (1983). The Answer Within: A Clinical Framework of Ericksonian Hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.
Lazarus, A. (1984). In the Mind's Eye. New York: Guilford Press.
Lemmert, E., (1951). Social Pathology. New York: McGraw-Hill.
Maslow, A. (1971). The Father Reaches of Human Nature. New York: Viking Press.
Mason, A.A. (1960). Hypnosis for Medical and Dental Practitioners. London; Camelot Press.
May, R. (1969). Love and Will. New York: Dell.
May, R. (1977). The Meaning of Anxiety. New York; W.W. Norton.
May, R. (1981). Freedom and Destiny New York; W.W. Norton.
May, R. (1989). The Art of Counceling (rev. ed.). New York: Gardner Press.
Miller, A. (1984). For Your Own Good: Hiden Cruelty in Child-Rearing and the Roots of Violence. New York: Farrar, Straus & Grioux.
Missildine, W. (1982). Your Inner Child of the Past. New York: Pocket Books. (Original work published 1963)
Moss, C.S., Riggen, G., Coyne, L., & Bishop, W. (1965). Some correlates of the use or disuese hypnosis by experienced psychologists-terapists. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 13, 39-50.
Nietzshe, F. (1954a). Twilight of idols. In The Portable Nietzshe (W. Kaufmann, Trans.). New York: Viking Press. (Original work published 1888)
Nietzshe, F. (1954a). Thus spake Zarathustra. In The Portable Nietzshe (W. Kaufmann, Trans.). New York: Viking Press. (Original work published 1892)
Nietzshe, F. (1984). Human, All Too Human (M. Faber, Trans.). Lincoln, NE: University of Nebraska Press. (Original work published 1876)
Orne, M.J. (1959). The nature of hypnosis: Artifact and essence. Journal of Abnormal and Social Psychology, 58, 277-299.
Peck, M.S. (1978). The Road Less Traveled. New york: Simon & Schuster.
Perls, F. (1969). Gestalt Therapy Verbatim. New York; Bantam Books.
Perls, F., HefferLine, R., & Goodman, P. (1951). Gestalt Therapy. New York: Julian Press.
Quilgley, D. (1989). Alchemical Hypnotherapy. Palo Alto, CA: Lost Coast Press.
Rogers, C. (1947). The organization of personality. American Psychologist, 2, 358-369.
Rosen, S. (1982). My voice Will Go with You: Teaching Tales of Milton H. Erickson. New York: W.W. Norton.
Rosenhan, D.L. (1973). On being sane in insane places. Science, 179, 250-258.
Rumelhard, D. (1989, May). Parallel Distrebuted Processing in Cognitive Science. Paper presented at the conference on Philosophy, Neurology and Artificial Intelligence, School of Medicine, University of Pittsburgh.
Sartre, J.-P. (1962). Nusea (L. Alexander, Trans.). London: Oxford University Press. (Original work published 1938)
Sartre, J.-P. (1966). Being and Nothingness (H. Barnes, Trans.). London: Oxford University Press. (Original work published 1956).
Scheflin A., & Shapiro, J. (1989). Trance on Trail. New York: Guilford Press.
Seltzer, L.F. (1986). Paradoxical Strategies in Psychotherapy: A Comprehensive Overview and Guidebook. New York: John Wiely & Sons.
Shah, I. (1971). The Pleasantries of the Incredible Mulla Nasrudin. New York: E.P. Dutton.
Shah, I. (1972). The Exploits of the Incredible Mulla Nasrudin. New York: E.P. Dutton.
Shah, I. (1973). The Subtleties of the Incredible Mulla Nasrudin. New York: E.P. Dutton.
Shor, R.E. (1959). Hypnosis and the concept of the generalized reality orientation. American Journal of Psychotherapy, 13, 582-602.
Shor, R.E., & Orne, M. (1962). The Harvard Group scale of Hypnotic Susceptibility, Form A. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
Simkin, J. (1976). Gestalt Therapy Mini-Lectures. Millbrae, CA: Celestial Arts.
Smith, M., Chu, J., & Edmonston, W. (1977). Cerebral lateralization of haptic perception. Science, 197, 689-690.
Spanos, N. (1991). A sociocognitive approach to hypnosis. In S.J. Lynn. & J.W. Rhue (Eds.), Theories of Hypnosis. New York: Guilford Press.
Spiegel, H. (1974). Manual for Hypnotic Induction Profile: Eye Roll Levitation Method. New York: Soni Media.
Spriger, S., & Deutsch, G. (1981). Left Brain, Right Brain. New York: W.H. Freeman.
Stampfl, T., & Levis, D. (1967). Essencials of implosive therapy: A learning theory based on psychodynamic behavioral therpy. Journal of Abnormal Psychology, 72, 499-503.
Suzuki, S. (1970). Zen Mind, Beginner's Mind. New York: Weatherhill Press.
Talmon, M. (1990). Single Session Therapy. San Francisko: Jossey Bass.
U.S. Department of Health, Education and Welfare. (1976). Smoking and Health: A Report of the Surgeon General. Washington, DC: U.S. Department of Health, Education and Welfare.
Van Duzen, W. (1960). Existential analytic of psychotherapy. American Journal of Psychoanalysis, 20, 310-322.
Wallis, L. (1985). Stories for the Third Ear. New York: W.W. Norton.
Warnock, M. (1970). Existentialism. London: Oxford University Press.
Watzalawick, P. (1984) The Invented Reality. New York: W.W. Norton.
Watzalawick, P. (1985) Hypnotherapy without trance. In. J.K. Zeig (Ed.) Ericksonian Psychotherapy (Vol. 1). New York: Brunner/Mazel.
Wietzenhoffer, A.M., & Hilgard, E.R. (1959). Stanford Hypnotic Susceptibility Scales, Form A and B. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.
Wright, M.E., & Wright, B.A. (1987). Clinical Practice of Hypnotherapy. New York: Guilford Press.
Yapko, M.D. (1990). Trancework: An Introduction to the Practice of Clinical Hypnosis. New York: Brunner/Mazel.
Zahourek, R. (1990). Clinical Hypnosis and Therapeutic Suggestion in Patient Care. New York: Brunner/Mazel.
Zeig, J.K. (1980a). Symptom prescription and Ericksonian principles of hypnosis and psychotherapy. American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 16-22.
Zeig, J.K. (1980b). Symptom prescription techniques: Clinical applications using elements of communication. American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 23-33.
Zeig, J.K. (1980c) A Teaching Seminar wiyh Milton Erickson. New York: Brunner/Mazel.
СОДЕРЖАНИЕ
Деталь и процесс в экзистенциальной гипнотерапии. Предисловие Л.М. Кроля
Предисловие авторов
1. Введение в экзистенциализм
Экзистенциальная реальность
Гипноз
Концепция экзистенциализма
Взаимообусловленность, “Я-концепция” и навешивание ярлыков
Смысл тревожности
Свобода, ответственность и "Они"
Стремление к силе
Экзистенциальная неопределенность
2. Экзистенциальный гипноз
Представления пациентов о гипнозе
Гипноз и психотерапия
Гипнабильность
Внушаемость
Глубина транса
Как загипнотизировать
3. Освободись и путешествуй налегке
Подверженность бессилию
Освобождение от прошлого и “Я-концепция”
Гипнотические техники
Высвобождение и переосмысление прошлого опыта с помощью транса
Методы гельштальт-терапии
Телесность или осознание и усиление ощущений
Метод "пустого стула"
Упражнения в осознании себя "здесь и сейчас"
Мнимые похороны
Гипнотическая медитация
Встроенные внушения
Образность
Истории “освобождения”
4. Стремление к силе
Личная сила терапевта
Гипноз и самогипноз как инструменты для увеличения личной силы
Визуальные образы
Якорение силы
Самоякорение силы
"Садись в самолет и лети"
5. Контроль над тревожностью
Экзистенциальная тревожность как объяснение клинических проблем
Самогипноз
Тревожные расстройства и фобии
Приступы паники
Субмодальности опыта
Нормальная тревога
6. Личностный смысл симптомов
Переопределение симптомов
Случай Салли
Случай Джен
Определение личностной значимости
7. Метафоры в экзистенциальной терапии
Метафорические образы для обезболивания
Работа с чувствами, беспокоящими пациента
Структурированные метафорические образы
Терапевтические истории как метафоры
Гипноз и рассказывание историй
Элементы терапевтических историй
Примеры терапевтических историй
Создание метафорических историй
8. Экзистенциальный взгляд на проблему зависимости
Теория
Лечение
9. Лес
Литература
Марк Кинг, Чарльз Цитренбаум
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ
Перевод с английского
С.К. Паракецова
Научный редактор
М.Р. Гинзбург
Литературный редактор
А.Н. Печерская
Ответственный за выпуск
И.В. Тепикина
Изд.. лиц. № 061747
М.: Независимая фирма “Класс”
ISBN 0-89862-344-8 (USA)
ISBN 5-86375-092-8 (РФ)
[1] "Diagnostic and statistical manual of Mental, Disorders" ("Диагностико-статистический справочник по психическим заболеваниям"), 3-е исправленное издание (Американская психиатрическая ассоциация", 1987). - Прим. научного редактора.
[2] Существует три типа переживаний, которые мы назвали бы чистым самогипнозом. Транс может возникнуть непроизвольно, например, когда вы едете на машине по знакомой дороге, уходите в свои мысли и не обращаете внимания на то, что делается вокруг, хотя на определенном уровне остаетесь достаточно сознательными для того, чтобы не съехать с дороги, избежать аварии или не пропустить поворот. Непроизвольный транс возникает также при эстетических переживаниях, когда вы приходите в театр или на концерт и бываете настолько очарованы спектаклем, что два часа кажутся вам одним мгновением. Мы частенько используем термин "мессмеризованный", чтобы описать такой тип самогипноза. Второй тип чистого самогипноза возникает, когда человек обучается самогипнозу у кого-либо, часто у профессионала, но продолжает заниматься им регулярно в течение длительного времени уже после того, как его взаимоотношения с учителем прекратились. Через некоторое время человек начинает "владеть" самогипнозом: он становится диссоциированным от исходного источника. Третий тип самогипноза - медитация. Хотя множество учителей медитации настаивают на том, что медитация и транс представляют собой фундаментально различные состояния, тем не менее медитация вызывает состояние транса. У человека, практикующего Дзэн-медитацию, и у пациента, выполняющего упражнения по самогипнозу, предписанные ему как часть психотерапевтического лечения, намерения могут различаться, но тем не менее оба будут испытывать транс.
[3] Мы обсудим это положение более детально в следующей главе.
**[4] Концентрация внимания является одним из отличительных признаков транса
[5] Sine quo non (лат.) - обязательное условие. - Прим. переводчика.
[6] В оригинале употреблено английское жаргонное выражение "macho" - т.е. "агрессивный мужчина". Это слово происходит от испанского macho - самец. - Прим. переводчика.
[7] Здесь Мэй использует термин "вина" в смысле "ответственности" Кьеркегора.
[8] Эти две ссылки (1950-1960) кажутся устаревшими для 90-х годов, однако Шор и Масон коротко и красноречиво выразили то, во что мы верим и что подтверждает большинство из более современных публикаций.
[9] Слишком мало терапевтов хорошо разбираются в теории нормального развития. Некоторые описанные Милтоном Эриксоном воздействия, которые кажутся такими таинственными, на самом деле являются немногим более, чем практическое применение "здравого смысла", если принять во внимание принципы нормального развития. Эриксон заставлял студентов, особенно изучавших клиническую работу с детьми, тратить много времени на наблюдение за нормальными семьями в цирке, в магазине, везде, где это только возможно
[10] Существует два исключения. Первое: пациенты, которые ранее в своей жизни перенесли травму - сексуальное или физическое насилие - и использующие гипнотерапию, чтобы вспомнить и проработать этот опыт. Такие пациенты часто (но не всегда) нуждаются в достижении достаточно глубокого транса для того, чтобы справиться с подобной задачей. Они часто склонны к диссоциации, глубокий транс наступает у них естественно. Если же нет, рекомендуется установить дружеские терапевтические отношения до начала работы в трансе. Это время может быть использовано для безопасного обучения трансу до начала клинической работы. Второе исключение - пациенты, которым предписывается гипноанестезия для хирургических операций (когда противопоказаны обычные анестезирующие средства). Только 10-15 процентов населения может достигнуть глубины сомнамбулического транса, необходимой для обезболивания.
[11] Программа "12 шагов" используется для лечения различного рода зависимостей. - Прим. научного редактора.
[12] Мы слышали эту суфийскую сказку только в устном изложении, поэтому не можем сослаться на письменный источник - обычно ее рассказывают, когда пациент находится в состоянии транса.
[13] Вот почему человеку необходимо погрузиться в событие, как если бы оно произошло с ним на самом деле, а не так, как если бы он видел себя со стороны по телевизору.
[14] Согласно Беннету (1989), это справедливо также и тогда, когда вы говорите о событии или пишете о нем.
[15] Студентов обычно расстраивает, что в книгах всегда приводятся случаи с успешным результатом. Мы рады сообщить, что этот случай потерпел драматическую неудачу. В конце концов этот нападающий был переведен во второй, а затем и в третий состав, и провел следующие два года на скамейке запасных. Один из наиболее важных уроков, который авторы почерпнули из этого опыта, заключается в том, что не следовало вообще браться за этот случай: с самого начала было ясно, что игрок при виде психотерапевта впадал в ярость, а обратился за помощью только по приказу тренера. Он редко занимался самогипнозом и мысленными повторениями, как это было ему предписано.
[16] Практически любую работу с трансом мы начинаем с просьбы сделать несколько глубоких вдохов. Наши указания по самогипнозу тоже начинаются с этой просьбы. После нескольких занятий гипнозом в кабинете в сочетании с несколькими неделями ежедневного самогипноза глубокие вдохи постепенно ассоциируются с состоянием транса и происходит якорение. Когда у пациента появляется чувство тревоги, он инстинктивно делает несколько глубоких вдохов и бессознательно вызывает транс, уменьшающий уровень его тревожности. Иногда мы просим пациентов делать глубокие вдохи в случае необходимости; другие пациенты обнаруживают действие этого механизма сами.
[17] В разговорном американском языке выражение "направление на север" часто заменяется словом "вверх" - Прим. переводчика.
[18] В оригинале употреблено слово "knot", имеющее значение "узел" - Прим. переводчика.
[19] См. главу 1, где приведено более детальное обсуждение проблемы взаимообусловленности человека и окружающего его мира.
[20] Девиз первого шага программы Анонимных Алкоголиков (Alcogolics Anonymous, 1976, стр. 59): "Мы признаем, что были бессильны перед алкоголем. Это привело к тому, что наша жизнь стала неуправляемой".