Дополнительная 9, 19, 20, 21, 25, 28, 29, 31, 32.

Семинар 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Доклады

1. Влияние свойств нервной системы на динамические процессы в деятельности юриста.

2. Изучение и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

3. Понятие «порока воли» в праве.

4. Правосознание как характеристика социального субъекта.

5. Мотивы поступления на службу в правоохранительные органы.

Вопросы для обсуждения

1. Темперамент, его влияние на формирование личности и поведение человека. Типы и свойства темперамента.

2. Характер и его роль в профессиональной деятельности юриста.

3. Акцентуированные свойства характера, их психолого-криминологическая характеристика.

4. Воля в структуре характера личности.

5. Направленность, мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний.

1. Раскройте понятие темперамента.

2. Перечислите основные типы темперамента, дайте им краткую характеристику.

3. Какое влияние оказывает тип темперамента на поведение человека?

4. Раскройте понятие характера, перечислите его основные свойства и черты.

5. каково соотношение характера и темперамента?

6. Что представляют собой акцентуации характера и каково их криминологическое значение?

7. Назовите основные типы акцентуаций характера, дайте им краткую психологическую характеристику.

8. Что такое воля? Какое место она занимает в структуре характера личности.

9. Раскройте психолого-правовое значение воли в гражданском и уголовном праве.

10. Что такое мотив? Раскройте психолого-правовое значение мотива, его соотношение с понятием мотивации.

11. Что представляет собой мотивационная сфера в структуре личности?

12. Какое значение имеет когнитивный диссонанс в процессе мотивации? Как влияет данное явление на поведение юриста?

13. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность юриста мотивация достижения успеха и избегания неудачи (покажите на примере).

Задание 1. Впишите в свободную колонку таблицы, приведенные ниже свойства темперамента, соответствующие признакам, их характеризующим, указанным во второй колонке таблицы.

Свойства темперамента Признаки, их характеризующие
  Это свойство характеризует общий способ чувствительности. Об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимых для возникновения психической реакции человека.
  Определяет, с какой степенью энергичности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Данное свойство проявляется в целенаправленности и настойчивости в достижении целей, сосредоточенности в длительной работе и т. п. Континуум проявлений распределяется от вялости и пассивности до высоких степеней энергичности и подъема.
  (Иногда это свойство называют импульсивностью). О данном свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия (критическое замечание, угроза, резкий звук, обидное слово и др.).
  Это свойство проявляется в том, каково соотношение осознанного и неосознанного в регуляции поступков человека, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроений, желаний) или от целей, обдуманных намерений, планов.
  О данном свойстве судят по скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания и других скоростных показателях психики.
  Определяется тем, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям, изменяет приемы и способы действий, не снижая скорости, приспосабливается к новым условиям или его поведение, привычки характеризуются косностью.
  Этот термин, впервые введенный Юнгом, широко используется в концепции темпераментных свойств Айзенка. Этот параметр определяет, от чего преимущественно зависят реакции человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент, или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим. Первое свойство проявляется в стремлении к общению, открытости, направленности на внешний мир. Второе проявляется противоположными качествами. В некоторых концепциях темперамента это свойство обозначается как социабельность.
  Выражает эмоциональную восприимчивость, эмоциональная чувствительность определяется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции.
  Определяет скорость, с которой возникает и прекращается эмоциональная реакция или состояние. От данного свойства зависит, как быстро происходит смена одного переживания другим.

1. Эмоциональная лабильность

2. Активность

3. Эмоциональная возбудимость

4. Реактивность

5. Сенситивность

6. Соотношение активности и реактивности.

7. Темп реакций

8. Экстраверсия — интроверсия

9. Пластичность — Ригидность

Задание 2. Определите, о каком типе темперамента идет речь в каждом из приведенных примеров, заполнив таблицу.

Тип темперамента Свойства, характеризующие тип темперамента
Порывистый, страстный, быстрый, однако совершенно неуравновешенный человек, с резко меняющимся настроением с всевозможными эмоциональными вспышками и быстро истощаемый. У него нет никакого равновесия нервных процессов. Сильно увлекаясь, он быстро истощается и безалаберно растрачивает собственные силы.
Невозмутим, неспешен, имеет устойчивое настроение и стремления, внешне очень скуп на проявление чувств и эмоций. Он проявляет настойчивость и упорство в работе, оставаясь уравновешенным и спокойным. В работе производителен, при этом компенсируя прилежанием свою неспешность.
Легко ранимый человек, склонный к постоянному сильному переживанию разнообразных событий, он очень остро реагирует на любые внешние факторы. Все свои астенические переживания он часто не может сдерживать лишь усилием воли, легко эмоционально раним, сильно впечатлителен.
Подвижный, горячий, живой человек, с очень частой сменой впечатлений, настроения, с быстрой реакцией на абсолютно все события, которые происходят вокруг него, достаточно легко примеряется с собственными неприятностями и неудачами. Как правило, обладает весьма выразительной мимикой. Он чересчур продуктивен в работе, когда она ему интересна, а если работа ему не интересна, то он относится к ней абсолютно безразлично, ему просто становится очень скучно.

Задание 3. Установите соответствие между типами характеров акцентуированных личностей и их характеристиками, заполнив таблицу.

Возбудимый тип  
Тревожный тип  
Эмотивный тип  
Застревающий тип  
Экзальтированный тип  
Демонстративный тип  
Дистимичный тип  
Циклотимный тип  
Педантичный тип  

1. Его характеризует доминирующее пессимистическое настроение, низкая контактность, немногословие. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это – пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм. В клинической практике – психопатический уровень данного типа соответствует «гипотимному» варианту циклоидного типа личностного расстройства.

2. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера поведения. В период повышенного настроения они ведут себя как гипертимы и являются общительными людьми, а в период подавленного ведут как дистимичные личности и бывают замкнутыми. Характерным признаком данной акцентуации является цикличность перепадов подъема и спада без явных причин.

3. Данному типу присуща повышенная возбудимость в эмоционально травмирующих ситуациях, низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они бывают занудливыми и склонными к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестны и аккуратны. В состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение. Психопатический уровень данного типа соответствует возбудимому или эпилептоидному типу личностного расстройства.

4. Этот тип характеризуется стойким доминированием эмоциональных переживаний. Особо чувствителен к социальной несправедливости, обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе. В клинической практике близким к психопатическому уроню данного типа является параноический тип личностного расстройства, где отчетливо преобладают склонность к формированию сверхценных идей, и гепертрофированное чувство собственного превосходства (сутяги, кверулянты, «вечные борцы за справедливость»).

5. Основная черта таких людей – чрезмерные претензии на аккуратность и добросовестность. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов: формализм, занудливость, брюзжание. В психопатическом выражении приближается к параноическому типу расстройства личности.

6. Эти людям свойственно боязливое отношение к жизни. Они безынициативны и неуверенны в себе. Им свойственна низкая контактность, робость, минорное настроение. В конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Располагают привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток и насмешек. В своем психопатическом выражении ближе психостеническому типу личностного расстройства.

7. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых понимают «с полуслова». Это очень тонкие, ранимые люди. Они чрезвычайно эмоциональны, и это часто имеет глубокий, но скрытый характер. Они редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, и стараются не «выплескивать» их наружу. Привлекательные черты: доброта, эмотивность, эмпатичность, сострадательность, сорадование чужим успехам, обостренное чувство долга и ответственности, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость, накапливание обид. В своем психопатическом выражении соответствует психостеническому типу личностного расстройства.

8. Этот тип характеризуется стремлением показать себя, продемонстрировать свои заслуги, даже если их не очень много. Для этого они с легкостью устанавливают контакты, стремятся к лидерству, жаждут власти и похвалы. У них мощные механизмы вытеснения и, хвастаясь, они «забывают» о неудачах и искренне верят в свою непогрешимость и удачливость. Они демонстрируют высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). В своем психопатическом выражении соответствует истерическому или диссоциативному типу личностного расстройства.

9. Им свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Их эмоции протекают бурно и ярко, несмотря на их ситуативность и поверхностность. Они часто спорят, но не доводят спор до открытых конфликтов. Вместе с тем, привязаны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, чрезмерная эмоциональность, подверженность сиюминутным настроениям. В своем психопатическом выражении близок к истерическому типу личностного расстройства.

Задание 4. Установите соответствие между типами характеров акцентуированных личностей и их изображениями на рисунке, заполнив таблицу.

Эмотивный  
Педантичный  
Демонстративный  
Дистимный  
Возбудимый  
Гипертимный  

Дополнительная 9, 19, 20, 21, 25, 28, 29, 31, 32. - student2.ru

Рис. 1

Задание 5. Решите кроссворд

                                                   
                                                       
                                                   
                                                       
                                                       
                                                       
                                                   
                                                       
                                                   
                                                     
                                                     
                                                       
                                                   
                                                       
                                                     
                                                     
                                                     
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
                                                       
     
     
                                                           

По горизонтали:

2. Негативное побудительное состояние, кото­рое человек испытывает в ситуации неопределенности, обусловленной тем, что он располагает двумя и более противоречивыми «знаниями», мнениями, представлениями об одном каком-то объекте, явлении, кото­рое нужно объяснить. В психологии такое состояние называют «когнитивным ….».

3. Осознанная субъектом потребность.

4. Побуждение, направленное на удовлетворение значимой для субъекта потребности.

6. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы (ее пограничного состояния).

7. Является целостным динамическим не­осознаваемым состоянием субъекта, в котором выражается его готов­ность к определенной активности.

8. Своего рода повторяющийся процесс выбора и принятия решений человеком на основе оцен­ки им различных поведенческих альтернатив, в основе которых лежат разные мотивы, побуждения.

12. Тип темперамента, отличающийся малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. У человека с данным типом темперамента реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. У него наблюдается большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

14. Свойство темперамента, характеризующееся степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

По вертикали:

1. Характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

5. Положительно окрашенный эмоциональный процесс, выражающий сосредоточенность человека на определенном объекте в силу его личностной значимости, привлекательности для него.

9. Испыты­ваемая человеком нужда в чем-либо необходимом. Она может проявлять­ся не только в состоянии, когда человеку не хватает чего-то важного для его жизнедеятельности, но и в стремлении избавиться от всего того, что ему мешает.

10. Созданное воображением представление (образ), выражающее высшую степень ценного или наилучшего, к которому человек стремится.

11. Система устойчивых побуждений че­ловека, определяющая его социальную активность, избиратель­ность отношений к различным явлениям, к той или иной соци­ально полезной либо, напротив, антиобщественной деятельнос­ти.

12. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

13. Сознательная психическая активность, регули­рующая поведение, деятельность человека и направляющая его на преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению поставленных целей при совершении целенаправленных дейст­вий и поступков.

15. Система взглядов, убеждений человека, определяющих его моральный, идейно-нравственный облик (философские, социально-экономические, религи­озные, нравственные, правовые, эстетические и другие взгляды).

Рекомендуемая литература:

Основная 1-9;

Наши рекомендации