Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности второго уровня
1. Рассмотрим, как проявляются эти особенности в развитии механизмов самого второго уровня организации сознания.
С одной стороны, это выражается в развитии тонкой положительной избирательности, особой индивидуальности в опредмечивании потребности, а с другой - сверхточно определяется и фиксируется и то, что субъект не любит. Таким образом, с нарастанием чувствительности и разборчивости второго уровня сужается область положительной и разрастается диапазон отрицательной избирательности.
При этом очень точно определяется не только сама потребность, но и способы ее удовлетворения, аффективные стереотипы жизни также детально разрабатываются, как и признаки хорошего и плохого качества в предмете потребности. Они жестко фиксируются, и субъект может проявить педантизм и "принципиальность" в представлении, "как это делается" и "как не надо делать", т. е. предстать утонченным, подчеркнуто чистоплотным и брезгливым.
В регуляции соматических процессов чувствительность второго уровня также проявляется и как очень точное определение удовольствия, и как особая чуткость к нарушению нормального течения физиологических процессов. В отличие от неопределенной чуткости первого уровня второй фиксирует телесный дискомфорт в его конкретных сенсорных оттенках, и недомогание поэтому может быть четко выражено субъектом словесно, с подробностью представлено в ярких сенсорных образах.
Чуткий второй уровень определяет и развитие особого качества аутостимуляции. Если сильный, выносливый уровень позволяет нам получать радость от разнообразного сенсорного контакта со средой, от ее изобилия, яркости, то чуткость дает возможность развить изысканный вкус, привлекает внимание к приятным чувственным подробностям жизни. Глубокое удовлетворение приносит переживание разработанности ритмов жизни, системы их примет, детальной очерченности всего бытового уклада и, в особенности, его стороны, связанной с защитой от плохого качества.
2. Рассмотрим, как это своеобразие второго уровня отражается на развитии механизмов других уровней организации сознания.
На первом уровне наблюдается тенденция к уменьшению пластичности в отношениях с миром, снижение порога дискомфорта. Мы уже говорили о снижении порога дискомфорта в связи с увеличением чувствительности самого первого уровня, но в данном случае, оно будет носить избирательный характер: затронет не все взаимодействие со средой, а лишь область ее субъективно плохого качества. Чуткое узнавание плохого качества, фиксация защитных реакций мешает легко вписаться в среду, бездумно уклониться от дискомфорта, получить удовольствие от свободного потока впечатлений, а, значит уменьшается возможность тонизирования впечатлениями первого уровня. С расширением зоны плохого качества сужается область пластичности субъекта.
На третьем уровне чувствительность к плохому качеству среды проявляется нелюбовью к неожиданности, настороженностью по отношению к новому. Для человека, столь чуткого к качеству, существует мало шансов того, что со стороны неупорядоченного мира может прийти нечто хорошее. Особой заботой становится не экспансия, не развитие контактов с миром, а сохранение наработанного, обеспеченного качеством уклада жизни. Преодоление препятствия также имей для такого человека очень утилитарный смысл, но эта утилитарность принципиально отличается от направленности человека с выносливым вторым уровнем.
В обоих случаях при разрешении поставленной обстоятельствами задачи для субъекта значимо не определение границ своих возможностей, не расширение жизненного пространства. Отличие проявляется в том, что важным для человека с чутким вторым уровнем является давке не столько Достижение аффективно значимой цели, сколько тщательное воспроизведение, несмотря на все возможные помехи, искомого стандарта качества. Поэтому в процессе преодоления трудностей новое решение рождается как прием, изобретательность в способах достижения стандарта (его варианты не рассматриваются). При невозможности получения идеального качества субъект скорее откажется от достижения цели совсем, чем пойдет на компромисс.
На четвертом уровне стремление к общению формируется у субъекта тоже под знаком потребности в разработанном и проверенном ритуале жизни, в гарантиях защиты от ее плохого качества. Это создает предпосылки для развития особой зависимости от характера взаимодействия с окружающими. В личном общении такой человек может также проявлять особую чувственную избирательность, что, с одной стороны, проявляется в особой тонко разработанной аффективной фиксации, вплетенной в развитие эмоциональных привязанностей, а с другой - обусловливает развитие стойких эмоциональных антипатий, тоже вырастающих на чувственной основе и связанных, например, с особой брезгливостью субъекта.
Заботливость по отношению к близким здесь тоже связана с некоторой жесткостью и доминантностью. Однако в данном случае она может проявляться как тревога за близких, стремление уберечь их, сохранить и отстоять их благополучие и здоровье. Такие люди чутко реагируют на недомогание других, и именно из-за настойчивого желания удержать близких в рамках разработанного хорошего стереотипа жизни возникает некоторая авторитарность, нарушение способности к гибкому диалогу, пластичности в отношениях.
3. Таким образом, мы отмечаем возможность рождения еще одного типа сознания, в котором своеобразные недостатки также уравновешиваются особой одаренностью в отношениях с миром и людьми. Это - тонкость в разработке стереотипа жизни, в разработке его не вширь, а вглубь, особый вкус к подробностям, деталям, тщательное освоение и сохранение традиций, накопленных поколениями. Это - прочная индивидуальная привязанность, стремление и реальное умение не только заметить и сформулировать неблагополучие, но и подобрать средство избавления от него. Это дар сохранять, выкармливать, выхаживать, вынянчивать, и, возможно, с ним связан исходно и талант хорошего врача - диагноста и лекаря.
Вместе с тем нарастание чувствительности ив данном случае создает особую угрозу для развития механизмов самого второго уровня и всей системы организации поведения и сознания: