Воображение, его значение, классификация

8.1 Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

8.2 Значение воображения. Воображение имеет своё воплощение на практике в виде определённой деятельности, и не всегда это творчество. Например, с его помощью мы решаем математические и другие логические задачи. Представляя мысленно условие, мы находим правильный ответ. Также воображение помогает контролировать и регулировать эмоции и снимать напряжение в отношениях между людьми.

8.3

Воображение, его значение, классификация - student2.ru

Память, мнемические процессы

9.1 Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

9.1 Мнемические процессы – это процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Благодаря им человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми действиями и различными видами деятельности. Без мнемических процессов наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. К мнемическим процессам относятся представления и память.

10. Речь: сущность, виды, функции.

10.1 Речь - это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка. Понятие речи в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа. Процесс материализации и передачи мыслей.

Воображение, его значение, классификация - student2.ru 10.2

Воображение, его значение, классификация - student2.ru 10.3

Психические состояния, общая характеристика

 
  Воображение, его значение, классификация - student2.ru

Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности

 
  Воображение, его значение, классификация - student2.ru

Воля, волевые действия

12.1 Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

12.2 Волевое усилие (действие) - форма эмоционального стресса, мобилизующего все внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию и переживаемые психические состояния значительного напряжения. Психологическим механизмом волевого усилия является привлечение нового мотива, тем самым изменение смысла действия с целью усиления первичного побуждения.

13. Эмоции и чувства: сущность, функции, классификация, основные отличия эмоций от чувств.

13.1Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Воображение, его значение, классификация - student2.ru 13.2

Воображение, его значение, классификация - student2.ru

13.3Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

13.4 Функции чувств:

- мотивационная – чувства мотивируют поведение;

- сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;

- оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;

- функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;

- экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Виды чувств в психологии:

1. Высшие чувства - отношение к окружающим людям, коллективу, а также государству и обществу в целом.

2. Нравственные чувства, синонимом которых можно назвать совесть, также регулируют взаимоотношения между людьми.

3. Практические чувства. Они имеют отношение к трудовой активности, реакция на ее положительные или отрицательные результаты. Чувство долга - главным стимулом к рабочей активности.

4. Интеллектуальные чувства проявляются у человека уже с самого момента его рождения. Они связаны с непрерывным стремлением познавать что-то новое, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

5. Эстетические чувства - это способность человека формировать правильные представления о прекрасном, реагируя на природу или же произведения искусства.

Отличия эмоций от чувств

· эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету

· Приобретённые эмоции мы называем чувствами.

· Чувства формируются на основе простых эмоций.

· Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.

· Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.

· Чувства выражаются через эмоции.

· Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.

· Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации

14. 15. Личность: понятие, теории личности

15.1 Личность –это сложное образование, целостность, включающее в себя биологические, психические и социальные особенности человека, определяемое включенностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении.

15.2 Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Предмет нашего интереса – природа человека; а цель – понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире.

Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили.

15. 16. Психические свойства: темперамент и его виды, характер и его структура, мотивация, способности и задатки.

16.1 Темперамент – врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.

16.2 Виды темперамента:

Воображение, его значение, классификация - student2.ru

16.3 Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру.

16.4 Воображение, его значение, классификация - student2.ru

16.5 Мотивация -побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

16.6 Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности

16.7 Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей.

Наши рекомендации