Гиперопека (гиперпротекция)
- Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Например, поздний ребенок, которого супруги долго ждали. Он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых. В результате такого воспитания в младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное".
- Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок испытывает дефицит физического и эмоционального контактов, не проявляет инициативы, рассеян, пассивен, робок и безответственен.
6. Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.
7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.
8. Жестокое отношение к детям - главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.
Причины жестокого обращения с детьми:
- педагогическая безграмотность родителей;
- нежеланный ребенок (например, перенос агрессии по отношению к супругу);
- алкоголизм, наркомания;
- нервно - психическое расстройство;
- ситуативная агрессия;
- стремление самоутвердиться за счет ребенка;
- низкий социальный, образовательный, экономический уровни;
- следование социальным стереотипам.
9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующих у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. В результате неправильного семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г. Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, возникающая в связи с влиянием членов семьи, имеющих психологические проблемы и обусловленная неосознанным стремлением к их компенсации за счет психического здоровья ребенка.
Условно детские патологизирующие роли в семье делятся на две группы: "положительные" и "отрицательные". "Положительные роли" построены на эмоциональном слиянии родителя и ребенка. Члены семьи создают "запутанный клубок", который придает смысл их совместному существованию. "Отрицательные роли" предстают как результат треангуляции, то есть втягивание ребенка в семейный (супружеский) конфликт (теория Боуна). Представленные роли в будущем сказываются на возникновении серьезных трудностей сепарации (отделения), когда родители не готовы расстаться со "взрослым ребенком" и эмоционально, и физически (например, вступление брак выросших детей, поступление в учебное заведение в другом городе).
"Положительные роли"
"Кумир семьи" (Восхищение родителей: "Ты наш ангел" - эта роль обуславливает единство семьи). Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей. Например, симбиоз между сыном и матерью может привести к нарушению полоролевой идентификации.
"Роль паиньки" Воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности.
"Болезненный ребенок" Ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.
"Отрицательные роли"
"Ужасный ребенок" Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Данная роль для родителей является поводом для изоляции самого ребенка. Например, в случае рождения второго ребенка. Выделяются три модификации данной роли. А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке). Б. "Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В. "Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость.
"Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.