Виды деятельности человека. К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.
К основным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.
Труд. Особое место в жизни человека занимает труд (трудовая деятельность). В процессе физического и умственного труда люди воздействуют на природу и создают все, что необходимо для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В этом сущность трудовой деятельности.
Учение - представляет собой прогрессивное воспроизводство человека как сознательной личности на основе усвоения им практического и теоретического опыта человечества. При этом люди сознают процесс учения как особый вид деятельности и намеренно устанавливают цели, содержание, принципы, методы и создают организационные основы этого процесса.
В процессе учения человек приобретает необходимые знания, навыки, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются в процессе практической деятельности человека и составляют основу его опыта. При этом у него развиваются умственные качества, чувства, воля, мировоззрение, моральные устои, характеризующие его как сознательную личность.
Игра. В процессе игры, которая начинается у детей с повышения внимания к отдельным предметам и в дальнейшем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действовать, познает окружающий мир. На этой основе у него создаются определенные представления, различные оттенки чувств, волевые качества и знания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, их взаимоотношениях, о самом себе, о своих возможностях, достоинствах и недостатках.
Трудовая деятельность - это определенная последовательность выполняемых действий, приводящих к намеченной цели (технология деятельности).
Она рассчитана на исполнителя, имеющего соответствующие профессиональные знания, навыки и опыт подобной работы. Когда работу выполняет не абстрактный, а конкретный исполнитель, то он осознает условия работы, свои возможности и усилия по выполнению работы, формирует осознанное отношение к тому, что делает, и к получаемым результатам. В данном случае следует говорить не только о деятельности, но и о поведении человека в процессе деятельности.
Все виды деятельности (игра, учение, труд) являются условием формирования сознания личности, формирования человека как личности, его опыта.
ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР - это человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной моделии органов управления.
Надежность человека - оператора. Инженерно-психологическая характеристика человека, за счет которой обеспечивается работоспособность, с учетом всевозможных условий.
Отказ человека-оператора. Временная невозможность, в силу объективных или субъективных факторов, выполнения человеком-оператором своих трудовых функций.
Помехоустойчивость человека - оператора. Способность к эффективному выполнению производственных действий при помехах, характеристики которых близки к характеристикам полезных сигналов.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это форма взаимодействия человека с окружающей средой, в которой он осуществляет сознательно поставленную цель.
Когда мы говорим о нецелесообразной жизнедеятельности(жизни) человека (людей), то предполагаем, что она не организована какой - либо сознательно поставленной целью человеком (людьми) и, следовательно, не является деятельностью. Но она остаётся биологической и физиологической активностью человека. Человек, при этом, либо просто бесцельносуществует, проявляя активность на уровне инстинктов и удовлетворяя биологические, физиологические потребности, либо активно, но неосознанно борется за сохранение жизни.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это осознанное отношение к внешним воздействиям, а не просто совокупность реакций на них.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР (ЧФ) - рассматривается как специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических ,производственных, организационно - управленческих и других отношений, то есть как взаимодействие субъекта деятельности в разных сферах производственной и общественной жизни. (Философский словарь,1986, с.539.).
В авиации изучение феномена человеческого фактора (ЧФ) изначально было ориентировано на практическое решение реально существующих задач. Проблема человеческого фактора главным образом рассматривалась как один из основных путей повышения безопасности деятельности летного состава и лишь портом как способ повышения эффективности труда авиаспециалистов.
Традиционно в рамках прикладной авиационной медицины и психологии исследуются два аспекта человеческого фактора :
-обоснование ошибок и причин авиационных проишествий и инцидентов, обусловленных человеческим фактором, и разработкой мероприятий их предупреждения и профилактики;
-поиск ресурсов повышения эффективности деятельности и подготовки авиаспециалистов.
Эти два направления исследования проблемы человеческого фактора непротиворечивы по своей природе, но имеют определенные отличия.
В первом случае перед исследователями человеческого фактора ставиться задача выявления тех отрицательных свойств, качеств и состояний трудовых коллективов, руководителей, отдельных исполнителей. которые могут стать при определенных обстоятельствах причиной авиационных проишествий и инцидентов в летной практике.
Практически с самого зарождения авиации этот аспект исследования человеческого фактора остается главным направлением, так как использование знаний о природе отрицательного влияния человеческого фактора позволяет обосновать различные причины ошибок и отклонений в деятельности авиаспециалистов и разработка на их основе меры предупреждения и профилактики летных проишествий и инцидентов.
Во втором случае ставиться задача выявить неиспользованные ресурсы, положительные свойства и качества отдельных исполнителей, рабочих групп (экипажей, диспетчерских смен), производственных коллективов, ,руководителей. Активизировать эти ресурсы и использовать их для повышения эффективности деятельности. В данном аспекте человеческий фактор рассматривается как единство сознательности и деятельности исполнителей, проявляющийся в их постоянной потребности в профессиональной и научно-технической подготовке, во всестороннем гармоническом развитии личности и коллектива (Циркуляр ИКАО 217-АN/132,с.72 ).
Близок к понятию человеческий фактор личный фактор. И в том и в другом случае разговор идет о свойствах человека как организма и свойствах человека как личности.
Следовательно, человеческий фактор можно рассматривать как совокупность врожденных и приобретенных, физических, психологических и социально - психологических свойств и качеств всех людей, причастных к созданию и реализации той или иной области человеческой деятельности. При этом ЧФ следует рассматривать не только как источник ошибочных действий участников деятельности, но и как скрытый ресурс ее улучшения.
Понятие ЧФ традиционно связывается с проблемой аварийности, т.к. человек является «слабым звеном» в технологической цепи современного производства.
Снижение влияния ЧФ возможно достичь за счет познания человеком его ресурса:
- биолого – медецинского;
- психофизиологического;
- психологического;
- социально – психологического;
- поведенческого.