Тема 5.4 развитие и социализация личности в семье. самовоспитание как условие личностного становления
ПРОФЕССИОНАЛА
Рекомендации по изучению темы
Тема обладает богатым воспитательным потенциалом и его необходимо реализовать на семинарском занятии. Студенты должны уяснить, что семья – это непреходящая ценность. Необходимо уделить особое внимание проблемам современной семьи: например, увлечения родителей проблемой «зарабатывания денег» и их нежелания и неумения уделять время собственным детям; так же - проблеме «антивоспиательной» сущности средств массовой информации.
Вопросы самовоспитания будут иметь большую ценность лишь в том случае, если в результате сотворчества в процессе семинарских занятий студенты будут заинтересованы и мотивированы в том плане, что самовоспитание – это есть ступень к самореализаии личности.
План семинара
1. Раскройте основные факторы, влияющие на взаимоотношение между родителями и ребенком.
2. Дайте характеристику типов семей с жестоким обращением к детям (по А.С. Спиваковой).
3. Назовите типы семей “благоприятных” и “неблагоприятных” и их типичные профили.
4. Охарактеризуйте особенности православной семьи.
5. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
6. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания, особенность самовоспитания как педагогического явления.
7. Назовите методы, приемы и средства самовоспитания, возможности их применения в работе по профессиональному самосовершенствованию.
Основная литература:
1..Воспитание здорового ребенка : традиции и современность. Хрестоматия. М., 2004
2.Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Я в професии и профессиональное Я . – Екатеринбург,2005
- Половинкин А. И. Православная семья : советы вступающему и живущему в браке
- Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.,2002
- Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений – М.,2001
- Тексты.
Дополнительная литература:
1.Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. – М.: Просвещение, 1998
2.Ковалев С.В. Психология современной семьи – М.: Педагогика, 1998
3.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М.: Просвещение,1990
4.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. –М., 1989
Темы рефератов и докладов
1. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей.
2. Ошибки семейного воспитания
3. Формирование гармоничных взаимоотношений в православной семье
4. Условия оптимизации развития личности в семье
5. Индивидуальный подход к развитию личности
6. Аутопсихологическая культура и условия ее продуктивного развития
Литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПБ : Питер, 2006
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий – Екатеринбург, 2000
3. Психология и педагогика : учебное пособие / Под ред. Бодалева А.А. и др. / - М., 2002
4. Психология и педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПБ : Питер, 2006
5. Эйдемидлер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи – СПБ, 2002
Дополнительный материал
Задания
1. Составьте оптимальную модель семейных отношений
2. Приведите свои доводы “за” и “против” многодетных семей
3. Обоснуйте педагогическую сущность руководства самовоспитанием персонала и основные направления его осуществления.
4. Подготовьте свою рецензию на просмотренный вами фильм
“Под солнцем”. При рецензировании обратите внимание на
следующие вопросы :
- Какие психолого – педагогические факторы повлияли на формирование личности Курта и Полины.
- Можно ли говорить о целенаправленности семейном воспитании детей, руководили ли родители этим процессом
- Какова взаимосвязь особенностей семейного воспитания и дальнейшей судьбы этих талантливых людей?.
- В чем состоит сущность личностей драмы Полины? Жизненной трагедии Курта?
Тексты
Тест для самоконтроля
1.Воспитание – это:
1. Процесс и результат усвоения и активного влспроизводства человеком социального опыта.
2. Процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта на объект с целью привития определенных качеств.
3. Процесс усвоения человеком социального опыта , накопленного цивилизацией , обусловленный потребностью общества в подготовке людей к трудовой деятельности.
2.В качестве субъекта воспитания могут выступать:
1. Сам человек как развивающаяся индивидуальность.
2. Руководитель воспитательного процесса.
3. Группа
3.Системный характер воспитания проявляется так:
1. Целенаправленное, организационное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
2. Взаимодействие всех субъектов, регулируемое действующим законодательством.
3. Взаимодействие всех субъектов , регулируемое педагогическими принципами, направленное на гармоничное развитие личности
4.Самосовершенствование включает:
1. Самостоятельную работу вне учебного времени
2. Самовоспитание
3. Активное самостоятельное использование личностью всех возможностей всестороннего развития своего творческого потенциала
4. Самообразование
5.По мнению В.Сатир, благополучная семья – это прежде всего:
1. Сплоченная семья
2. Зрелая семья
3. Бесконфликтная семья
4. Скандальная семья
5. Гибкая семья
6.Благоприятными чертами родительской позиции считаются:
1. Зрелость и устойчивость
2. Симпатия и ответственность
3. Гибкость, адекватность и прогностичность
4. Власть и статус
5. Компромиссность
7.Родители выступают в основном как источники тепла и заботы для ребенка:
1. В младенческом возрасте
2. В отрочестве
3. В ранней юности
4. В младшем школьном возрасте
5. Нет правильного ответа
8.Родители выступают прежде всего как старшие друзья для:
1. Младенцев
2. Дошкольников
3. Детей раннего возраста (от года до трех)
4. Подростков
5. Нет правильного ответа