Тема 5.4 развитие и социализация личности в семье. самовоспитание как условие личностного становления

ПРОФЕССИОНАЛА

Рекомендации по изучению темы

Тема обладает богатым воспитательным потенциалом и его необходимо реализовать на семинарском занятии. Студенты должны уяснить, что семья – это непреходящая ценность. Необходимо уделить особое внимание проблемам современной семьи: например, увлечения родителей проблемой «зарабатывания денег» и их нежелания и неумения уделять время собственным детям; так же - проблеме «антивоспиательной» сущности средств массовой информации.

Вопросы самовоспитания будут иметь большую ценность лишь в том случае, если в результате сотворчества в процессе семинарских занятий студенты будут заинтересованы и мотивированы в том плане, что самовоспитание – это есть ступень к самореализаии личности.

План семинара

1. Раскройте основные факторы, влияющие на взаимоотношение между родителями и ребенком.

2. Дайте характеристику типов семей с жестоким обращением к детям (по А.С. Спиваковой).

3. Назовите типы семей “благоприятных” и “неблагоприятных” и их типичные профили.

4. Охарактеризуйте особенности православной семьи.

5. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.

6. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания, особенность самовоспитания как педагогического явления.

7. Назовите методы, приемы и средства самовоспитания, возможности их применения в работе по профессиональному самосовершенствованию.

Основная литература:

1..Воспитание здорового ребенка : традиции и современность. Хрестоматия. М., 2004

2.Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Я в професии и профессиональное Я . – Екатеринбург,2005

  1. Половинкин А. И. Православная семья : советы вступающему и живущему в браке
  2. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.,2002
  3. Синягина Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений – М.,2001
  4. Тексты.

Дополнительная литература:

1.Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. – М.: Просвещение, 1998

2.Ковалев С.В. Психология современной семьи – М.: Педагогика, 1998

3.Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание – М.: Просвещение,1990

4.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. –М., 1989

Темы рефератов и докладов

1. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей.

2. Ошибки семейного воспитания

3. Формирование гармоничных взаимоотношений в православной семье

4. Условия оптимизации развития личности в семье

5. Индивидуальный подход к развитию личности

6. Аутопсихологическая культура и условия ее продуктивного развития

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПБ : Питер, 2006

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий – Екатеринбург, 2000

3. Психология и педагогика : учебное пособие / Под ред. Бодалева А.А. и др. / - М., 2002

4. Психология и педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПБ : Питер, 2006

5. Эйдемидлер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи – СПБ, 2002

Дополнительный материал

Задания

1. Составьте оптимальную модель семейных отношений

2. Приведите свои доводы “за” и “против” многодетных семей

3. Обоснуйте педагогическую сущность руководства самовоспитанием персонала и основные направления его осуществления.

4. Подготовьте свою рецензию на просмотренный вами фильм

“Под солнцем”. При рецензировании обратите внимание на

следующие вопросы :

- Какие психолого – педагогические факторы повлияли на формирование личности Курта и Полины.

- Можно ли говорить о целенаправленности семейном воспитании детей, руководили ли родители этим процессом

- Какова взаимосвязь особенностей семейного воспитания и дальнейшей судьбы этих талантливых людей?.

- В чем состоит сущность личностей драмы Полины? Жизненной трагедии Курта?

Тексты

Тест для самоконтроля

1.Воспитание – это:

1. Процесс и результат усвоения и активного влспроизводства человеком социального опыта.

2. Процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта на объект с целью привития определенных качеств.

3. Процесс усвоения человеком социального опыта , накопленного цивилизацией , обусловленный потребностью общества в подготовке людей к трудовой деятельности.

2.В качестве субъекта воспитания могут выступать:

1. Сам человек как развивающаяся индивидуальность.

2. Руководитель воспитательного процесса.

3. Группа

3.Системный характер воспитания проявляется так:

1. Целенаправленное, организационное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.

2. Взаимодействие всех субъектов, регулируемое действующим законодательством.

3. Взаимодействие всех субъектов , регулируемое педагогическими принципами, направленное на гармоничное развитие личности

4.Самосовершенствование включает:

1. Самостоятельную работу вне учебного времени

2. Самовоспитание

3. Активное самостоятельное использование личностью всех возможностей всестороннего развития своего творческого потенциала

4. Самообразование

5.По мнению В.Сатир, благополучная семья – это прежде всего:

1. Сплоченная семья

2. Зрелая семья

3. Бесконфликтная семья

4. Скандальная семья

5. Гибкая семья

6.Благоприятными чертами родительской позиции считаются:

1. Зрелость и устойчивость

2. Симпатия и ответственность

3. Гибкость, адекватность и прогностичность

4. Власть и статус

5. Компромиссность

7.Родители выступают в основном как источники тепла и заботы для ребенка:

1. В младенческом возрасте

2. В отрочестве

3. В ранней юности

4. В младшем школьном возрасте

5. Нет правильного ответа

8.Родители выступают прежде всего как старшие друзья для:

1. Младенцев

2. Дошкольников

3. Детей раннего возраста (от года до трех)

4. Подростков

5. Нет правильного ответа

Наши рекомендации