Атрибутивные искажения

Склонность отходить от правил атридущш при выявлении при-чин того или иного поведения. Атрибутивные искажения, по сути дела. являются изъянами в этом упорядоченном процессе и могут привести к ошибочной интерпретации и оценке поведения. При-мером атрибутивного искажения служит склонность некоторых наблюдателей давать эмоциональные объяснения поведению дру-гих людей. Такие атрибуции часто бывают беспочвенными (см. такжс Эффскт зрителя-иаблюдателя, Гедоиическая релеваітѵюстъ, Своекорыстіюе атрибутивное искаэісепие).

Атрибуция

Способ, с помощью которого мы оцениваем причины поведе-ния или личностные характеристики человека, судя по его пове-дению. В наши дни термин чаще используется в первом значе-нии. Один человек (наблюдатель) следит за поведением другого человека и приходит к заключепию о причинах рассматриваемого поведения. Наблюдатель делает выбор между атрибуцией, осно-ванной на субъективных факторах (таких как способности или усилия), либо на ситуационных факторах (некий аспект обста-новки, удача или неудача). Социопсихологи разработали не-сколько теорий атрибуции, объясняюших правила, которыми пользуются люди, когда выносят свои суждения о поведении дру-гих людей (см., к примеру, Припщт ковариащш). Атрибуция не всегда является точным и объективным процессом, поскольку существуют различные атрибутивные искаэісепия, влияющие как на оценку собственного поведения, так и на оценку поведения других людей. Когда на пути атрибутивного процесса встают личные цели, мотивы или жесткие установки, процесс атрибуции искажается.

Аттенюаторная (затухающая) модель внимания

Одно из объяснений феномена восприятия информацпи, кото-рой не уделяется никакого видимого внимания. Согласно теории. выдвинутой Анной Тришман, косвенные стнмулы обрабатывают-ся болсс тщательно, чем ранее предполагалось. На псрвом этапе выбора стимулов для дальнейшей обработки отвергнутые сообще-ния нс пропадают, а «затухают». Они подвергаются опрсделенной обработкс. но не достигают сознания. Значимая информация (на-прпмер, ваше имя) имеет низкий порог восприятия; если вы его слышите, оно «включает» процесс подсознательной обработки информации. В силу того, что этот вид селективной обработки наблюдался на светских приемах и званых всчсрах. он был извес-тен как «эффект дружеской вечериикы».

Аттракция

См. Межличностішя аттракция.

Аутизм

Детское психическое расстройство, которое классифицируется по И8М-ІѴ как стойкая задержка развития. Дети. страдающие аутиз-мом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки обще-ния и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основ-ном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются пси-хически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограни-чены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются:

• Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интере-са к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер.

• Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, стра-дающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи (см. Эхожиия).

• Ограниченные творческие способности н анормальные реак-ции на окружающее. Дети, страдающис аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средоіі необычными спосо-бами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях.

Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечис-лим некоторые из них:

• Перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспо-собности интерпретировать звуки или от чрезмерной изби-рательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок стра-дает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными.

• Биологические: исследователи называют несколько возмож-ных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию.

• Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качества-ми родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми.

• Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить тео-рию о том, что люди, включая и его самого, обладают разу-мом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей.

В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют опреде-ленные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к пере-менам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный полоэісителъный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутиз-ма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффек-тивно общаться с окружающим миром:

• Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки.

• Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочета-нии с другими методиками может дать положительный эф-фект.

• Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с сим-волами, помогает детям общаться с терапевтом.

Наши рекомендации