Ключевые термины. Биогенетический закон Геккеля (Haeckel's Biogenetic Law)
Биогенетический закон Геккеля (Haeckel's Biogenetic Law)
Браки «симпуа» (Simpua marriages)
Генный импринтинг (gene imprinting)
Гестационный диабет (gestational diabetes)
Гипотеза Вестермарка (Westermark's hypothesis)
Гипотеза Черной Королевы (Red Queen Hypothesis)
Закон фон Бэра (von Baer Law)
Инсулин (insulin)
Менархе (menarche)
Менопауза (menopause)
Онтогенез (ontogeny)
Регуляторные гены (regulator genes)
Кибуц (kibbutz)
Теория конфликта «родитель-ребенок» (parent-infant conflict theory)
Филогенез (phylogeny)
Хорионический гонадотропин человека (humaii chorionic gonadotropin (hCG))
НОМ-гены (НОМ genes)
Нох-гены (Нох genes)
Глава 7. Порядок и хаос в обществе.
Самая главная и наиболее эффективная [сила], гарантирующая длительное сохранение... власти — это не насилие во всех его формах, используемое власти предержащими для управления подчиненными, а все виды уступок, на которые идут подчиненные, позволяя управлять собой.
Морис Годелир. Разум и материя: мышление, экономика и общество, вступление (1986)
Вопросы главы
1. Напоминает ли человеческое сообщество иерархию? Почему — да и почему — нет?
2. Что заставляет «вторых» так гнаться вверх? Или так: почему борьба за повышение статуса — столь доминирующий паттерн поведения?
3. Дает ли «Prozac» возможность неудачникам почувствовать себя победителями?
4. Если стрессовая реакция столь вредна, почему она возникла в ходе эволюции?
5. Как некоторые из высочайших человеческих добродетелей (например, сострадание) можно связать с нашей животной природой?
Не кажется ли вам удивительным следующий факт: группы людей (несколько человек, сотни или миллионы) могут существовать как продуктивное и гармоничное целое. Несмотря на то что в каждом обществе существует мораль и закон, помогающие поддерживать этот порядок, очевидно, что одних этих писаных и неписаных правил было бы недостаточно для достижения такого положения вещей. И хотя, безусловно, законы нарушаются, это везде считается патологией. Неважно, насколько высок уровень преступности в каждом конкретном регионе — подавляющее большинство социальных взаимоотношений имеют вполне мирный и взаимовыгодный характер. Даже внутри групп людей, которых общество в целом считает преступниками, существует система, поддерживающая порядок и доверие между членами этих групп. Классический пример такой идеи «воровской чести» — этический кодекс, которому строго следуют киллеры. Хотя профессиональные убийцы, вероятно, считают свою этическую систему адекватной и совершенной, большинство остальных людей относятся к такой точке зрения с сарказмом. Это обусловлено тем, что убийство человека человеком считается самым ужасным социальным преступлением. Но еще больше сарказма в том факте, что число смертей от убийств ничтожно по сравнению с числом жертв войны. Такой уровень жестокости стал возможен благодаря мобилизации целых цивилизаций, сосредоточенных на уничтожении другой цивилизации. Весьма примечательна степень кооперации сил, которые приводят к подобному развитию событий. Поразительна и уверенность в собственной правоте, живущая в каждой из конфликтующих сторон. Даже общество, открыто намеревающееся произвести геноцид своих врагов, уверено в наличии веских этических оснований. В этой главе внимание будет уделено повышенной склонности людей как к кооперации, так и к конфликту, а также нашей способности в массовом порядке разделять любое количество нестыкующихся этических убеждений.