Глава 1 Работаем над проблемой
Поварова И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах
СПб.: Питер, 2004
Оглавление
Предисловие................................................................................................................................ 6
От автора....................................................................................................................................... 8
Глава 1 Работаем над проблемой......................................................................................... 12
Общие представления о заикании..................................................................................... 12
Причины и проявления заикания....................................................................................... 14
Современные методы коррекции заикания..................................................................... 18
Как достичь цели................................................................................................................... 34
Глава 2 Секреты общения...................................................................................................... 36
Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения............. 36
Коммуникативные качества речи...................................................................................... 45
Предварительная подготовка и начало общения........................................................... 47
Проблема контакта............................................................................................................... 49
Стиль ведения беседы.......................................................................................................... 51
«До свидания, было приятно побеседовать...»............................................................... 58
Что такое умение слушать и что оно может вам дать?................................................. 62
Мы слышим то, что хотим услышать................................................................................ 62
Полезные советы и рекомендации.................................................................................... 67
Путь в никуда......................................................................................................................... 69
Когда у страха глаза велики............................................................................................... 69
Как разговаривать по телефону?....................................................................................... 75
Верить — не верить?............................................................................................................ 77
Я выбираю ключ к успеху!................................................................................................. 82
Я знаю, как нужно!................................................................................................................ 85
Проверьте себя...................................................................................................................... 87
Глава 3 Дышим правильно — говорим легко.................................................................... 91
Общие сведения..................................................................................................................... 91
Дыхательная гимнастика..................................................................................................... 92
Статические упражнения..................................................................................................... 94
Дыхательные упражнения с движениями..................................................................... 103
Упражнения для удлинения продолжительности
фонационного (речевого) выдоха................................................................................... 106
Глава 4 Разминка между делом.......................................................................................... 113
Речь и осанка........................................................................................................................ 113
Мышечное расслабление.................................................................................................. 114
Комплексная релаксационная гимнастика.................................................................... 117
Глава 5 Тренируем речевые мышцы.................................................................................. 124
Общие сведения.................................................................................................................. 124
Тренировка мышц нижней челюсти............................................................................... 125
Тренировка губ.................................................................................................................... 127
Тренировка мышц языка.................................................................................................... 128
Тренировка мышц глотки и мягкого нёба..................................................................... 130
Упражнения для мимических мышц.............................................................................. 131
Глава 6 Приемы самомассажа в устранении заикания.................................................. 134
Общие сведения.................................................................................................................. 134
Расслабление мышц шеи................................................................................................... 135
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания................ 135
Расслабление мышц языка................................................................................................ 136
Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком................................................. 136
Глава 7 Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и движениями........... 138
Общие сведения.................................................................................................................. 138
Упражнения для совершенствования невербальных способов общения.............. 139
Глава 8 Волшебный мир звуков.......................................................................................... 150
Общие сведения.................................................................................................................. 150
Интонационные упражнения............................................................................................ 152
Глава 9 Речь, ритм, движение.............................................................................................. 177
Общие сведения.................................................................................................................. 177
Упражнения на совершенствование темпа и ритма речи.......................................... 179
Глава 10 Тайны голоса.......................................................................................................... 189
Общие сведения.................................................................................................................. 189
Изолированное произношение гласных звуков........................................................... 190
Сочетание гласных звуков................................................................................................ 191
Работа над словами............................................................................................................ 194
Работа над предложениями.............................................................................................. 199
Глава 11 Верный путь к хорошей речи............................................................................. 210
Стихотворения..................................................................................................................... 210
Басни...................................................................................................................................... 229
Проза...................................................................................................................................... 233
Глава 12 Больше говорим друг с другом......................................................................... 252
Тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником.................... 252
Глава 13 «Позвольте мне свое суждение иметь...»........................................................ 262
Упражнения для совершенствования психологических,
логических и этических умений, необходимых в общении...................................... 263
Глава 14 Неумение слушать — серьезная ошибка........................................................ 270
Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий.................................... 271
Глава 15 Простые словесные игры.................................................................................... 275
Заключение.............................................................................................................................. 288
Словарь-справочник.............................................................................................................. 294
Приложение 1 Список слов с разной длиной и разной
ритмической структурой...................................................................................................... 305
Приложение 2 Чистоговорки и пословицы для отработки
навыков голосоведения........................................................................................................ 308
Приложение 3 Тренинговые тексты для удлинения
продолжительности речевого выдоха............................................................................... 315
Приложение 4 Тексты на совершенствование чувства ритма и
выразительности речи........................................................................................................... 318
Диалоги................................................................................................................................. 329
Приложение 5 Тексты песен................................................................................................ 341
Приложение 6 О курсе лечения в условиях стационара и
при амбулаторных занятиях................................................................................................ 347
Приложение 7 Ориентировочное содержание самостоятельных занятий на этапах логопедической коррекции................................................................................................................................. 351
Подготовительный этап..................................................................................................... 351
Основной этап...................................................................................................................... 352
Заключительный этап......................................................................................................... 353
Приложение 8 Интерпретация тестов................................................................................ 355
Тест 1. Приятно ли с вами общаться?............................................................................. 355
Тест 2. Коммуникабельны ли вы?................................................................................... 355
Тест 3. Какое ваш уровень владения невербальными
компонентами в процессе общения?.............................................................................. 357
Предисловие
Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Известно, что заикающихся в нашей стране от 1,5 до 2,2 процента. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Книга «Коррекция заикания в играх и тренингах» предназначена для взрослых и подростков, страдающих заиканием, а также специалистов-логопедов, занимающихся реабилитацией таких пациентов.
Книга написана на высоком научном уровне и в то же время — популярно, доступно, интересно. Четкие рекомендации позволяют заикающемуся самостоятельно работать над совершенствованием своей речи, не допуская ошибок.
Книга включает комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков: фонационного дыхания, контроля темпа и ритма речи, правильной артикуляции, голосоведения.
В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения, игры и задания для совершенствования психологических и логических умений, навыков конструктивного взаимодействия.
Значительную ценность представляет обширный речевой материал, который может быть использован заикающимися при самостоятельной работе, а также специалистами в процессе групповых и индивидуальных занятий. Это крайне важно для заикающихся с длительным течением заболевания, когда пациент не может регулярно посещать логопеда.
В книге разъясняется возможность коррекции речи при консультативных занятиях со специалистом, изложены основные этапы и принципы логокоррекционной работы. Приведен комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков. Представлен речевой материал, который может быть использован как на занятиях со специалистом, так и в самостоятельной работе.
Безусловно, данное практическое руководство может быть востребовано не только самими заикающимися, но и окружающими их заинтересованными лицами, а также специалистами, работающими в области заикания, — логопедами, педагогами, психологами, врачами.
Р.И. Лалаева, доктор педагогических наук,
профессор, лауреат премии правительства РФ
От автора
Перед вами книга для тех, кто страдает заиканием и хочет избавиться от него. Цель данной книги — в простой и доступной форме описать последовательность упражнений, которые надо выполнять для коррекции заикания.
Психологически трудным моментом является начало работы по преодолению заикания (начало занятий с логопедом или самостоятельных занятий).
У заикающихся до начала занятий возникают простые житейские вопросы:
• Каковы причины возникновения заикания?
• Распространено ли заикание среди населения?
• Кто чаще страдает заиканием — мужчины или женщины?
И наконец, самый главный вопрос: сможет ли заикающийся человек, начав заниматься, преодолеть заикание и достичь стабильности в речи?
Эти вопросы, действительно волнующие людей, показались мне настолько важными, что я посвятила ответам на них первые главы книги.
В первой главе изложены общие представления о заикании и намечены пути его преодоления.
Во второй главе рассматривается психологический аспект общения, поскольку для борьбы с заиканием мало выработать правильную технику речи, надо перестать бояться языкового общения с людьми.
Как писал И. Бабель, «перестаньте скандалить за вашим письменным столом и заикаться на людях. Представьте, что вы скандалите на площадях и заикаетесь на бумаге».
Исходя из многолетнего опыта работы и достигнутых результатов, я могу сказать, что преодоление заикания — дело нелегкое, но цель — достижима!
Специалистами разработана методика реабилитации лиц, страдающих заиканием. Эта методика хорошо отработана и может быть использована не только на занятиях под наблюдением логопеда, но и при самостоятельных занятиях.
Методика занятий основывается на принципе целостного функционирования как речевого аппарата, так и нервной системы человека.
При этом осуществляется следующее:
• организация фонационного дыхания;
• формирование навыков четкой артикуляции и произнесения;
• формирование интонационной выразительности речи;
• стабилизация темпа и ритма речи;
• преодоление логофобии.
В процессе занятий необходимо контролировать себя и выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма движения и речи и пр. в повседневной жизни.
Занимающиеся осваивают критерии хорошей речи, способы и направления работы по улучшению собственной речи и голоса.
В данной книге вы найдете необходимые рекомендации.
Материал скомпонован не поэтапно, а по видам работы и состоит из нескольких разделов. Каждому виду работы отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и тяжести нарушения речи.
В соответствующих разделах книги даны методические пояснения, указания к работе. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны.
Первые четыре вида упражнений — дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, мышечное расслабление и самомассаж (главы 3—6) — подготовительные. Их можно считать базой, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи в разнообразных условиях общения. Четкость движения органов артикуляции, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание — основа для свободного звуко- и слогопроизнесения, а в последующем и естественной речи.
Далее начинается освоение навыков фонации с произнесения гласных звуков и их сочетаний. Затем тренируется произнесение слогов, слов, фраз. В тяжелых случаях нарушений (преобладание голосовой судороги) все указанные упражнения достаточно долго проводятся на беззвучной артикуляции или шепоте. При развитии фонации тренируются стабильность звучания, сила и высота голоса, темп и слитность речи.
В книгу включен материал, отражающий сведения об интонации, о таких ее составных частях, как пауза, логическое ударение, темп, ритм, мелодика.
Весь материал излагается в популярной и доступной форме, приводятся практические советы и упражнения по улучшению собственной речи.
Предлагаемый литературный материал не является обязательным. Каждый логопед может брать статьи, рассказы, стихи по своему усмотрению, принимая во внимание запросы пациентов и их возраст.
В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.
Задания предлагаются в форме занимательных игр (лингвистических, сюжетно-ролевых, пантомимических), игровых упражнений и тренингов. В рамках игры возможно сочетание речевых и неречевых средств общения, совершенствование речевой активности.
Лингвистические (словесные) игры позволяют каждому проявить интеллектуальные и творческие способности.
В ролевых играх формируется интонационная выразительность речи, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими. Участие в них стимулирует собственно речевую активность, а также позволяет участникам игры обогатить социальный опыт взаимодействия с людьми.
Книга содержит словарь-справочник, который поможет легче ориентироваться в значении терминов.
Желательно, чтобы лица, занимающиеся самостоятельно, имели возможность периодически консультироваться у логопеда, который может дать им советы и рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе выполнения тех или иных заданий.
Глава 1 Работаем над проблемой
Какой бы ни был длинный путь,
всегда он начинается с первого шага.
Восточная мудрость