Трансакционный анализ. виды трансактов.

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ — си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие инди­видов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я.

Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет иссле­дования и наблюдения — человеческое поведение. Он не только со­здал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были пе­реведены на русский язык.

Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:

1. Структурный анализ, или теория эго-состояний. Собственно трансакционный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта).

2. Анализ психологических игр;

3. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»). Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человечества за­полнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной игрой яв­ляется война. Различают три Я - Состояния: Я - Взрослый, Я - Родитель, Я - Ребенок. Групповая психотерапия, по Э. Берну, должна склады­ваться на уровне Взрослый—Взрослый. Руководитель предприя­тия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрослого как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиентов, парт­неров, добиваясь общения на уровне Взрослый—Взрослый. Обще­ние с разными людьми, например с сослуживцами, начальством, может строиться по-разному в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т. е. Взрос­лый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок — с Ребенком, Родитель с Родителем.

Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании — это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком — социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирова­ние гармоничной, социально-адаптированной личности.

Современный менеджер должен уметь использовать данный метод как в узком, так и широком понимании. Рассмотрим состав­ные части метода Э. Берна.

Структурный анализ — теория эго-состояний. Э. Берн пользует­ся терминологией З.Фрейда, обозначая Я - концепцию — Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структурный анализ изучает, какую долю в личности и действиях человека за­нимает то или иное эго-состояние.

Три состояния человека. Их характеристика:

Эго-состояние Ро­дитель (Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель — это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые со­храняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности. Кроме того, эго-состояние Родитель содержит ав­томатизированные формы поведения, сложившиеся прижизнен­но, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каж­дый шаг. Э. Берн отмечает, что Родитель может проявляться дво­яким образом — прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек ре­агирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если говорить о косвенном влиянии, то обычно реакция человека бывает такой, какую от него ждали, т.е. человек или подражает одному из родителей, или приспосабливается к их требованиям.

Таким образом, различают две основные формы проявления Ро­дителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и другое). Когда на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Ро­дину от врага — святое дело», «Предавать — подло»), и контроли­рующий (запреты, санкции и другое), когда приоритетными стано­вятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, пе­редаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни — вкус­но есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и другое). Родитель — наиболее косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя функцию совести.

Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ре­бенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и поры­вов Ребенка. Взрослый — это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.

Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в себе аффективные ком­плексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у ста­рых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружаю­щее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ре­бенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка ес­тественного (свободного) и адаптированного, или приспособивше­гося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчуждающийся.

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то, как Родитель, то, как Взрослый, то, как Ребенок. Кроме того, в поведе­нии и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке (приложение 14) приводится структурная диаграмма в полном и упрощенном виде.

Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.

Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигры­вает). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не стра­дает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обман­ная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополу­чия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была раз­работана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через про­тивопоставление им непосредственности, спонтанности, близо­сти и искренности в межличностных отношениях, через выработ­ку разумного и независимого поведения.

Конечной целью трансактного анализа является достижение гар­монической, сбалансированной личности через гармонические вза­имоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение состояния автономного Взрослого.

Собственно трансакционный анализ.

Трансакция — единица об­щения, то есть взаимодействие двух или более людей. Единичным ак­том человеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побуж­дающего хода, — того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Трансакция (трансакт) — обмен действиями. Ответ назы­вается трансакционной реакцией или ответным ходом. Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно по­этому его часто называют сделкой (англ.transaction).

При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, на­хмуренным лицом, отведенными в сторону глазами и другое.

Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае господин А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место господину В. Понятно, что его присутствие замечено.

Трансакции могут быть как положительными, доброжелатель­ными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже аг­рессивными.

В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и к другим:

1) я плохой, ты хороший;

2) я плохой, ты плохой;

3) я хороший, ты плохой;

4) я хороший, ты хороший.

Целью анализа трансакций является получение навыка опреде­ления, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние Я парт­нера откликнулось действием.

Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрес­тные (пересекающиеся) и скрытые.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адек­ватную, естественную в данной ситуации реакцию (рисунок в приложении № 14).

Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаи­модействуют как Родитель—Родитель.

Пример 1. Диалог между руководителем подразделения и под­чиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась до­полнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобразие. И ведь это не в первый раз!»

Пример 2. Руководитель: «Ге­неральное руководство поручило на­шему подразделению разработку но­вого продукта, поэтому с сегодняш­него дня вы будете работать без вы­ходных». Подчиненный: «Ну, надо, так надо, только вы также будете ра­ботать с нами без выходных».

Это может быть взаимодействие Ребенок—Родитель, когда подчи­ненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот (рис. см. приложение).

Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голо­ва». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы выполним сами».

Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руко­водство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отде­ле недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, привлечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокой­тесь, мы все выполним сами».

Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обста­новке.

Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это по­ручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в ми­нистерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».

Основная особенность дополнительных трансакций заклю­чается в том, что векторы взаимодействия параллельны, а сле­довательно, никогда не пересекаются. Данное правило не зави­сит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока тран­сакции будут сохранять дополнительный (параллельный) ха­рактер, правило будет выполняться независимо от того, заня­ты ли ее участники на производстве обсуждением домашних дел (Родитель—Родитель), реша­ют ли реальную производственную проблему (Взрослый—Взрослый) или просто играют вместе (Ребе­нок—Ребенок).

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

Э. Берн первым правилом коммуникации считает следующее:

пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем раз­работку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!» (рис. См. приложение). В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руко­водитель выступает в ответ в роли Родителя.

Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали крас­ную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересую­щегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться крат­ким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти», (рис. См. приложение). Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все отклады­ваете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать разви­тию конфликтной ситуации (рис. Приложение № 14).

Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кричи­те на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.

В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, когда пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с кон­структивными предложениями и разумными замечаниями, а по­лучает авторитарный поверхностный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вы­зывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы сто­роны человеческих отношений она ни касалась.

В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодей­ствие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состояни­ем Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока век­торы не будут приведены в такое состояние, при котором дальней­шие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в со­беседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрослого.

Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менед­жер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может при­глашаться специалист — психотерапевт. Делается это в том случае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.

Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, что произносится (Э. Берн называет его социальным), а второй — скры­тый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрос­лого к Взрослому, а ответная реакция — от Ребенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют одновре­менного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (угловые), трансакции представлены на рисунке (См. в приложении).

Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюб­ленные и т. п. Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать». Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю инте­ресные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне — это разго­вор Ребенка со Взрослым, и его содержание — сексуальные взаи­моотношения. Э. Берн анализирует подобные игры: «На поверхно­сти инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алко­голиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окру­жающим:«Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается» Началь­ник: «У каждого бывает» (рис. в приложении 14).

Перед нами видимая трансакция Взрослый—Взрослый. На са­мом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алко­голика ищет снисхождения у родительского состояния Я началь­ника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный сме­шок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим несча­стьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».

Вопросы для закрепления:

1. Что такое трансакционный анализ?

2. Кто был основателем трансакционного анализа?

3. На какие этапы делится метод трансакционного анализа?

4. Три состояния человека. Их характеристика.

5. Что вы знаете о трансакции?

Тест:

Укажите один верный вариант ответа:

1. Трансакционный анализ – это…

а) анализ взаимодействия двух и более людей

б) социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирова­ние гармоничной, социально-адаптированной личности

в) си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие инди­видов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я

г) единица об­щения, то есть взаимодействие двух или более людей

2. Трансакция – это…

а) анализ взаимодействия двух и более людей

б) социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирова­ние гармоничной, социально-адаптированной личности

в) си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие инди­видов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я

г) единица об­щения, то есть взаимодействие двух или более людей

3. Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов (выберете неверный вариант ответа):

а) структурный анализ

б) функциональный анализ

в) скриптоанализ

г) анализ психологических игр

Наши рекомендации