PR и социальные дисциплины
В основе PR-деятельности, как любой общественной деятельности, лежит система определенных норм права, то есть эта деятельность является нормативно урегулированной, имеет свою правовую основу, а поэтому специалисты этой отрасли обязаны хорошо знать и уметь хорошо применять на практике те законы и другие нормативные акты, которые регулируют всю систему взаимоотношений при осуществлении PR-мероприятий. То есть PR как научная дисциплина постоянно взаимодействует с такими дисциплинами как гражданское право, административное право, в меньшей степени с другими отраслями права. Право во взаимоотношениях с PR носит по определению базисный, определяющий характер и накладывает жесткие, ограничительные рамки на деятельность соответствующих PR-специалистов и PR-служб. Деятельность последних должна базироваться на нормах права, должен проводиться постоянный мониторинг права, отслеживаться любые изменения как в текущем законодательстве, так и во всех подзаконных актах, которые издаются и контролируются соответствующими регулирующими, исполнительными органами.
В силу того, что мероприятия в рамках PR имеют сложный характер, то отрегулировать все аспекты деятельности с помощью права не представляется возможным, и всегда будут оставаться отдельные области в рамках PR, которые не будут являться напрямую объектами законодательного регулирования. А это значит, что у PR-менеджеров есть достаточно серьезные возможности саморегулирования деятельности на основе собственных норм этики, собственного понимания о том, что допустимо и недопустимо, и даже собственной интерпретации законодательства с привлечением юристов. То есть, несмотря на базовый характер права по отношению к PR, PR обладает значительной долей самостоятельности и может обратно воздействовать на принятие и изменение законодательства, которое будет его регулировать. То есть их отношения можно условно свести к взаимодействию и взаимовлиянию.
Второй по значению формально, а, может, первой реально является психология. Именно эта наука дает PR разработанные в своих рамках концепции, институты, модели и технологии работы с социальной средой, с группами людей, которые будут напрямую использоваться PR-менеджерами и в их имиджмейкерской деятельности и в их деятельности, связанной с продвижением товаров и услуг на рынке, а так же с деятельностью по нормализации трудовых отношений в коллективе и поддержанию неформальных человеческих связей с инвесторами, органами управления, СМИ, потребителями, поставщиками и т.д. Именно использование новейших разработок социальной психологии позволило вывести PR на принципиально новый научный уровень технологического воздействия, на формирование общественного мнения, соответствующего психологического климата вокруг деятельности организации. В процессе воздействия психологии на PR возникают и обратные связи, когда PR-менеджеры (практики), анализируя и оценивая в своей профессиональной повседневной деятельности степень эффективности тех или иных приемов и способов воздействия на людей, которые были разработаны в рамках психологических наук, дают собственные рекомендации и уточнения по изменению определенных средств, их усовершенствованию или ставят проблемные задачи, говорят о том, что на практике те или иные воздействия не действуют, тем самым дают специалистам-психологам эмпирический материал для их дальнейшей научной деятельности.
PR имеет также тесные связи с социологией. PR-менеджеры обязаны знать основные законы и закономерности формирования и развития социальных институтов и социальных организаций, представлять себе особенности тех или иных организационных структур, механизмы формирования социальных групп, а также полностью владеть социальным инструментарием, то есть уметь разрабатывать, проводить различные опросные анкеты, тесты, листы для изучения общественного мнения, владеть методами контент-анализа, эксперимента, методами статистического анализа и т.д. В свою очередь они могут подмечать отдельные особенности, новые тенденции функционирования особых социальных организаций, малых групп, неформальных групп и даже формировать на этой основе рекомендации социологам по расширению аппарата изучения институтов этих явлений общественной жизни.
PR также взаимодействует с политологией. PR-менеджер должен обладать точными знаниями о том, как устроена политическая система, каким образом строятся и функционируют органы государственного управления, какие их основные цели деятельности, средства и механизмы осуществления властной деятельности, каковы способы влияния и воздействия на власть и каким образом устанавливаются взаимоотношения между общественными организациями и органами власти. Они также должны представлять себе основные механизмы формирования органов государственной власти, все избирательные технологии, применяемые в этой процедуре, четко осознавать свое место, задачи и функции в этих процессах, знать институты, практические механизмы лоббирования интересов в органы государственной власти и уметь ими практически пользоваться.
Еще одной значительной научной дисциплиной, которая оказывает все возрастающее воздействие на PR, является маркетинг. Именно маркетинг как деятельность по изучению рынка становится едва ли не главным источником формирования целей и задач PR в экономике. PR-менеджер на практике в этих службах, структурах одновременно занимается и маркетингом и выступает в роли своеобразного посредника между производителями и потребителями. Он обязан разбираться в законах экономики, обладать умениями и навыками анализа рынка, читать определенную информацию о состоянии рынка и потом на основе всего этого он будет разрабатывать соответствующие маркетинговые технологии и коммуникации, хотя бы в виде рекомендаций, которые будут использоваться его социальной организацией. В своей профессиональной деятельности на основе, в том числе и знаний экономической информации он будет продумывать и координировать работу различных коммуникационных каналов и служб организации (служба сбыта, реклама, служба СМИ и т.д.). Маркетинг является неотъемлемой составной частью специфической профессиональной деятельности PR-менеджера, и в его рамках разрабатываются формальные инструменты дальнейшего воздействия и влияния, встраивания социальных организаций в рыночную среду. Так же как и в случае с другими науками, PR оказывает определенное влияние на развитие маркетинга, в том числе и в плане рекомендаций при разработке новых социальных технологий ведения бизнеса.
И последней важной сферой PR-менеджера будет та деятельность, которая будет основана на риторике, ораторском мастерстве, искусстве, которая будет напрямую базироваться на достижениях этой науки. С точки зрения достижения современных специалистов в области PR, именно умение четко, понятно, доступно и по возможности коротко выразить свою мысль, обеспечивает 80% успеха и в деловых переговорах и в общении с людьми и внешними источниками и структурами. Для того чтобы добиваться этого, PR-менеджер должен в совершенстве владеть и культурой речи и языком. Риторика способствует овладению PR-менеджерами основными навыками и умениями произнесения речей, монологов, участия в диалогических разговорах, поддержания диалога, навыками говорить так, чтобы это было с одной стороны доходчиво, а с другой убедительно, чтобы оратор вызывал у публики доверие к себе, в том числе и манерой говорить, тембром голоса и речи и т.д. Она же закладывает определенные нюансы в плане усвоения услышанного аудиторией, перед которой выступает PR-менеджер, в том числе и законов речи. Речь должна строится таким образом, чтобы в ней было 2-3, не более, ключевых момента, которые бы отражали сущность речи, и чтобы они повторялись несколько раз в тех или иных вариациях, и самый основной посыл речи должен быть в конце, и хорошо бы, чтобы он дублировал начало. Если PR-менеджер хочет в чем-то убедить публику, то эта публика должна его видеть, слышать в течение не менее трех дней подряд с периодичностью 4-5 раз в день. Только такая информация, реклама будет эффективной.