Что представляет собой процесс создания семьи
ОТВЕТ. Процесс создания собственной семьи представляет собой не просто инстинктивное стремление молодых разнополых людей навстречу друг другу. На самом деле это сложный социально- психологический процесс, в основе которого лежит достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества. Большинство браков заключается в возрасте 20—28 лет. Юноши женятся в среднем в возрасте 24 лет, а девушки выходят замуж в 20—24 года. Базовая семейная ценность — стабильность. Высшим воплощением человеческого общения являются семейные отношения, потому что именно в семейных отношениях в наибольшей степени осуществляется двойственная природа человеческих отношений вообще. Важным фактором, определяющим социальное поведение людей в рамках семьи, являются отношения с детьми.
КАКОВА РОЛЬ СЕМЬИ.
ОТВЕТ. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, а с начала своего жизненного пути — вообще единственное место получения такого опыта. Даже во время получения опыта в таких социальных институтах, как детский сад, школа, улица и т. д., семья не теряет своих позиций. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и, как говорится в психологии, по механизму социального научения. Последнее складывается либо из непосредственного взаимодействия с членами семьи, либо посредством наблюдения за ними. Кроме того, социализация может осуществляться путем особенного механизма социального научения, так называемым викарным научением. Оно связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других. Влияние родительского поведения на социальное развитие детей изучено многими исследователями. Д. Баумринд выделил три стиля родительского поведения. В своем эксперименте он рассмотрел поведение родителей по отношению к ребенку по четырем параметрам. Контроль — попытка влиять на деятельность ребенка. Такая группа детей характеризуется высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Родители этих детей относились нежно и доброжелательно к своим детям, много общались с ними, контролировали их, требовали осознанного поведения. Прислушиваясь к мнению своих чад, они не потакали всем их прихотям. Они целенаправленно развивали единую линию воспитания, ясно объясняя мотивы своих требований. При этом не ущемлялось чувство независимости ребенка. Эта модель воспитания была названа моделью авторитетного родительского контроля. Требование зрелости действовать самостоятельно и самому отвечать за свои поступки. Эту группу составляют недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые дети. Родители этих детей больше полагались на строгость и наказание. В их отношениях было меньше теплоты, меньше сочувствия и понимания. Общения со своими детьми было недостаточно. Родители жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не старались выработать у ребенка чувство независимости. Эта модель была названа властной. Общение. Дети из этой группы были меньше всего уверены в себе. Они практически не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя. Родители таких детей были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они совершенно не обращали внимания на воспитание независимости у ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной. Доброжелательность, заинтересованность в ребенке.
Из этого исследования ясно видно, что развитие многих черт характера ребенка обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Несколько типов неправильного воспитания было выделено А. Е. Личко: гипротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка; доминирующая гипротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль, лишающие формирования у ребенка чувства самостоятельности и подавляющие чувство ответственности; потворствующая гипротекция — недостаточный контроль и некритичность к любым проявлениям поведения; потворствующая гипротекция — недостаточный контроль и некритичность к любым проявлениям поведения; воспитание «в культе болезни» — выработка у ребенка эгоцентричного поведения вследствие чрезмерной заботы даже о его самом незначительном недомогании; эмоциональное отвержение — ощущение ребенка, что им тяготятся; условия жестких взаимоотношений — срывание зла на ребенке и душевная жесткость; условия повышенно-эмоциональной ответственности — возложение на ребенка недетских забот, завышенные требования; противоречивое воспитание — различные подходы в воспитании разных членов семьи.