Что представляет собой процесс создания семьи

ОТВЕТ. Процесс создания собственной семьи представляет собой не просто инстинктивное стремление молодых разнополых людей навстречу друг другу. На самом деле это сложный социально- психологический процесс, в основе которого лежит достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению про­тив изоляции и одиночества. Большинство браков заключается в возрасте 20—28 лет. Юно­ши женятся в среднем в возрасте 24 лет, а девушки выходят замуж в 20—24 года. Базовая семейная ценность — стабильность. Высшим вопло­щением человеческого общения являются семейные отношения, потому что именно в семейных отношениях в наибольшей степени осуществляется двойственная природа человеческих отношений вообще. Важным фактором, определяющим социальное поведение людей в рамках семьи, являются отношения с детьми.

КАКОВА РОЛЬ СЕМЬИ.

ОТВЕТ. Семья является важнейшим институтом социализации лич­ности. Именно в семье человек получает первый опыт социаль­ного взаимодействия, а с начала своего жизненного пути — вооб­ще единственное место получения такого опыта. Даже во время получения опыта в таких социальных институтах, как детский сад, школа, улица и т. д., семья не теряет своих позиций. Социализация в семье происходит как в результате целена­правленного воспитания, так и, как говорится в психологии, по механизму социального научения. Последнее складывается либо из непосредственного взаимодействия с членами семьи, либо по­средством наблюдения за ними. Кроме того, социализация может осуществляться путем особенного механизма социального науче­ния, так называемым викарным научением. Оно связано с усвое­нием социального опыта за счет наблюдения научения других. Влияние родительского поведения на социальное развитие детей изучено многими исследователями. Д. Баумринд выделил три стиля родительского поведения. В своем эксперименте он рассмотрел поведение родителей по отношению к ребенку по че­тырем параметрам. Контроль — попытка влиять на деятельность ребенка. Такая группа детей характеризуется высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любо­знательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Родители этих детей относились нежно и доброже­лательно к своим детям, много общались с ними, контролирова­ли их, требовали осознанного поведения. Прислушиваясь к мне­нию своих чад, они не потакали всем их прихотям. Они целенап­равленно развивали единую линию воспитания, ясно объясняя мотивы своих требований. При этом не ущемлялось чувство не­зависимости ребенка. Эта модель воспитания была названа моде­лью авторитетного родительского контроля. Требование зрелости действовать самостоятельно и самому отвечать за свои поступки. Эту группу составляют недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые дети. Родители этих детей больше полагались на строгость и наказание. В их от­ношениях было меньше теплоты, меньше сочувствия и понима­ния. Общения со своими детьми было недостаточно. Родители жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не старались выработать у ребенка чувство независимос­ти. Эта модель была названа властной. Общение. Дети из этой группы были меньше всего уверены в себе. Они практически не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя. Родители таких детей были снисходи­тельными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они совершенно не обращали внимания на воспитание независимости у ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной. Доброжелательность, заинтересованность в ребенке.

Из этого исследования ясно видно, что развитие многих черт характера ребенка обусловлено особенностями семейных взаимо­отношений. Несколько типов неправильного воспитания было выделено А. Е. Личко: гипротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка; доминирующая гипротекция — чрезмерная опека и мелоч­ный контроль, лишающие формирования у ребенка чувства са­мостоятельности и подавляющие чувство ответственности; потворствующая гипротекция — недостаточный контроль и некритичность к любым проявлениям поведения; потворствующая гипротекция — недостаточный контроль и некритичность к любым проявлениям поведения; воспитание «в культе болезни» — выработка у ребенка эго­центричного поведения вследствие чрезмерной заботы даже о его самом незначительном недомогании; эмоциональное отвержение — ощущение ребенка, что им тя­готятся; условия жестких взаимоотношений — срывание зла на ре­бенке и душевная жесткость; условия повышенно-эмоциональной ответственности — воз­ложение на ребенка недетских забот, завышенные требования; противоречивое воспитание — различные подходы в воспи­тании разных членов семьи.

Наши рекомендации