Профессиональное становление личности

Тема самостоятельной работы № 1

Закономерности психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Возрастные периодизации развития личности в онтогенезе.

План

1. Понятие психического развития в отечественной психологии.

2. Закономерности и специфика психического развития ребенка:

а) условие развития психики;

б) источники психического развития;

в) движущие силы психического развития;

3. Возрастные периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин, Э. Эриксона) – составить таблицы возрастных периодов.

Конспектирование литературы:

Литература:

· Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: Академия, 2009. – с. 76-87.

· Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1977, стр. 409-415.

· Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 7-10.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981., стр. 10-13.

· Леонтьев А.Н. Теория развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии. 1996, стр. 20-27.

· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 27-31.

Тема семинара № 2.

Профессиональное становление личности

  1. Психологические особенности возрастного развития личности в детские периоды:
    • Младенчество
    • Раннее детство
    • Дошкольный возраст
  2. Психологические особенности возрастного развития личности в школьном возрасте:

· Младший школьник

· Подросток

· Ранняя юность

  1. Стадии профессионального становления личности

Литература:

· Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.: Академия, 2009. – с. 87-115

· . Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - 1981.

  • Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
  • Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
  • Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1987. Глава 2. «Отношение к школе и учению».

Задание:решите тест

1. Выберите правильный ответ

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает…

а) учебная деятельность

б) отдых

в) деловое общение с учителем

г) интимно-личностное общение со сверстниками

2. Выберите правильный ответ

О наличие чувства взрослости подростка можно судить по..

а) все ответы верны

б) тому, как он хочет, чтобы к нему относились

в) частным случаем игнорирования им требований взрослых

г) ярко выраженному стремлению к самостоятельности

3. Выберите правильный ответ

Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является…

а) интеллектуальная взрослость

б) принятие ответственности

в) становление идеала взрослого человека

г) внешняя взрослость

4. Выберите правильный ответ

Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в

а) дошкольном возрасте

б) младшем школьном возрасте

в) подростковом возрасте

г) юношеском возрасте

5. Выберите правильный ответ

Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в

а) подражании внешним проявлениям взрослости

б) все ответы верны

в) направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности

г) интеллектуальной взрослости

6. Выберите правильный ответ

К новообразованиям ранней юности относят

а) профессиональное самоопределение

б) психологическую готовность к самоопределению

в) усвоение социальных ролей

г) все ответы верны

7. Выберите правильный ответ

Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в

а) обсуждении проблем

б) принятии в группу сверстников

в) эмоциональной поддержке

г) развитии самосознания.

8. Выберите правильный ответ

Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается

а) психическим развитием

б) социальными условиями

в) физическим развитием

г) эмоциональной сферой

9. Выберите правильный ответ

Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что

а) отсутствует взаимопонимание

б) родители считают, что их дети не выросли

в) никто не хочет встать на позицию противоположной стороны

г) все ответы верны

10. Выберите правильный ответ

В подростковом возрасте в среднем развиваются быстрее в психосексуальном отношении

а) девочки и мальчики развиваются одинаково

б) девочки опережают мальчиков на 2-3 года

в) девочки опережают мальчиков на 3-5 лет

г) мальчики опережают девочек на 2-3 года

11. Выберите правильный ответ

З. Фрейд в своей теории психосексуального развития охарактеризовал подростковый возраст

а) чувственной зоной наслаждения для ребенка является рот

б) ребенок дружит с детьми одного с ними пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений

в) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой

г) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола.

12. Выберите правильный ответ

Наиболее характерной самооценкой для подростков является … самооценка

а) заниженная и неустойчивая

б) адекватная

в) заниженная и устойчивая

г) завышенная.

13. Выберите правильный ответ

Потребность в признании сверстников начинает развиваться в возрасте

а) раннем детстве

б) дошкольном

в) младшем школьном

г) подростковом

14. Выберите правильный ответ

Развитие в ранней юности характеризуется

а) стабильностью, пассивностью

б) скачкообразностью

в) легкостью протекания процесса формирования всех психических процессов

г) повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью.

15. Выберите правильный ответ

Самоконтроль в подростковом возрасте развивается по схеме

а) процессуальный контроль, контроль по результату, предварительное планирование деятельности

б) во всех вариантах пропущено одно звено самоконтроля

в) контроль по результату, процессуальный контроль, предварительное планирование деятельности

г) предварительное планирование деятельности, процессуальный контроль, контроль по результату.

16. Выберите правильный ответ

Границы периода ранней юности - … лет

а) 15-20

б) 14-15

в) 14,15 - 17

г) 11,12 - 14,15

Наши рекомендации