Virtanen R. French national character in the twentieth century // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. March 1967. P. 89. 15 страница
Юридическим фокусом нового крестового похода стало обсуждение в Государственной Думе подготовленного Комитетом по культуре во главе с известным кинорежиссером С.С. Говорухиным проекта федерального Закона «О государственном регулировании оборота продукции сексуального характера». Необходимость такого закона сама по себе бесспорна. Хотя секс-индустрия в России стала весьма доходным промыслом (по экспертной оценке комиссии Говорухина, месячный оборот порнопродукции в одной только Москве составляет 5 млн. долларов), ее легальный статус не определен^. Статья 242 нового Уголовного кодекса наказывает не за изготовление или потребление порнографии, а только за незаконный оборот порнографических материалов, а также за вовлечение в изготовление материа-;
лов или предметов порнографического характера несовершеннолетних и за распространение порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних.
Но какой именно оборот является законным и что такое вообще порнография? 73% судей и 88%адвокатов, опрошенных А.П. Дьяченко, не смогли ответить, чем порнография отличается от легальной эротики, а определения, которые дали остальные, расплывчаты и субъективны. Репрессивные меры, применяемые местными органами власти, часто оборачиваются произволом и нарушением
Конституции.
Учитывая печальный опыт прежнего тотального «запретительства», комиссия Говорухина решила действовать более тонко, методами административного и финансового контроля. Принятый Госдумой (почти единогласно) 20 февраля 1997 г. в первом чтении проект Закона «Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации» вместо полного запрещения сексуально-эротических материалов предусматривал жесткие ограничения и контроль за их распространением (локализация в специально отведенных для этого местах, лицензирование соответствующей коммерческой деятельности, обложение ее дополнительным налогом и т.п.). Однако многие формулировки закона и прежде всего — определение ключевого понятия «продукции сексуального характера» неудовлетворительны.
Согласно статье 4, «продукция сексуального характера — продукция средств массовой информации, иная печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе реклама, сообщения и материалы, передаваемые и получаемые по компьютерным сетям, а также различные изделия и средства, удовлетворяющие потребности, связанные с сексуальным ьлечением, за исключением лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
С научной точки зрения, это определение бессмысленно. Хотя топор может быть орудием убийства, он не является оружием. А тут речь идет о человеческих чувствах. Как указывали профессиональные критики законопроекта^, «потребности, связанные с сексуальным влечением», и способы их удовлетворения неотделимы от общего психического и духовного мира личности и сугубо индивиду-
альны. В древней Греции был случай, когда юноша, плененный красотой статуи Афродиты, тайно совокупился с ней, оставив на мраморе несмываемые пятна. Для него статуя богини явно была «продукцией сексуального характера». Значит ли это, что фотографии этой скульптуры можно показывать только в специально отведенных для этого местах? Японский писатель Юкио Мисима пережил свой первый оргазм под впечатлением картины Гвидо Рени «Святой Себастьян». Значит ли это, что картина Гвидо Рени и се репродукции — изделия сексуального характера? По букве и духу нового закона — да. В случае его принятия Эрмитаж, музей имени Пушкина и Третьяковская галерея срочно должны купить предусмотренные законом лицензии, но даже после этого водить туда школьников не следует. Классическое искусство от этих новаций, как-нибудь отобьется, но новое искусство обречено уйти в подполье, дополнительные налоги ему не под силу. Да и всякий ли художник согласится с подобным ярлыком?
Либеральные критики усматривали опасность закона в том, что он практически отдает всю сексуально-эротическую культуру общества во власть коррумпированных и безграмотных чиновников и ими же назначенных экспертов. Напротив, консервативные критики, которых гораздо больше — деятели Русской Православной церкви, депутаты от КПРФ и аграрники, — утверждали, что закон слишком либерален и практически открывает дорогу порнографии. У стен Государственной Думы были организованы пикеты и демонстрации под лозунгами «Говорухин — вождь сексуальной революции» и «Закон составлен врагами народа». Обиженный Говорухин даже подавал в отставку, но его уговорили остаться. Новый вариант закона, при-' нятый Госдумой в январе 1998 г., стал еще более консервативным и охранительным, чем первый!8.
Правда, Комиссия прислушалась к голосу защитников эротического искусства. По новой версии закона, различаются три типа сексуально-эротических материалов:
1) научные и художественные материалы, которые могут распространяться свободно; «оборот научных, научно-популярных, учебных и публицистических материалов по вопросам пола, а также оборот эротических произведений не ограничивается» (ст. 2.2);
2) порнография, оборот которой на территории Российской Федерации «не допускается» (ст. 2.3);
3) продукция сексуального характера, оборот которой
регулируется данным законом.
Но как разграничиваются эти явления? С сексологической точки зрения, все принятые в законе определения безграмотны.
«Сексуальное влечение» определяется как «совокупность переживаний, присущих человеку как носителю генов определенного пола» (ст.4). Даже оставляя в стороне философский вопрос о соотношении «генов» и воспитания, согласно этому определению, материнские чувства придется безоговорочно признать сексуальными, а их проявления — отнести к числу сексуальных действий («сексуальные действия — совокупность реакций, действий и способов, направленных на удовлетворение сексуального влечения»), со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Зато гомоэротические переживания и действия, коль скоро они не присущи «человеку как носителю генов определенного пола», сексуальными не являются, и их изображение под действие закона не подпадает.
Содержание разрешенной эротики практически ограничивается сферой искусства:" «Эротические произведения — отображение в художественной форме и произведениях литературы, искусства и иных областях культурной деятельности сексуального влечения и сексуальных действий». А как быть с коммерческими материалами и рекламой, «художественность» которой проблематична?
Столь же противоречиво и некорректно определение запрещенной порнографии: «Порнографическая продукция — любая печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе реклама, переданные и полученные по коммуникационным линиям сообщения, и материалы, целью которых является натуралистическое, циничное изображение и (или) описание сексуальных действий с несовершеннолетними, насильственных действий сексуального характера, а также сексуальных действий, связанных с надругательством над телами умерших или совершаемых в отношении животных». В этом определении присутствуют три разных критерия: 1) содержание изображаемого (секс с несовершеннолетними, насильственные действия, некрофилия и зоофилия), 2) способ изображения (натуралисти-
ческое, циничное изображение, кстати, это совершенно разные вещи — детский или крестьянский натурализм не бывает циничным) и 3) его предполагаемые цели, сформулированные вовсе непонятно. Достаточно ли для запрета любого из этих признаков или только всех их в совокупности, непонятно.
«Продукция сексуального характера», стоящая между разрешенной эротикой и запрещенной порнографией, определяется как «любая печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе реклама, переданные и полученные по компьютерным сетям сообщения, и материалы, целью которых является изображение и (или) описание сексуальных действий и которые служат удовлетворению сексуального влечения, а также изделия и средства, предназначенные для удовлетворения сексуального влечения». Но целью рекламы является вовсе не «удовлетворение сексуального влечения» потребителя, а только привлечение его внимания к рекламируемым товарам, которые сами по себе могут и не быть эротическими (спортивные машины, жевательная резинка, не говоря уже о белье)
Чтобы затруднить россиянам удовлетворение не одобряемого законодателями «сексуального влечения», законопроект всячески ограничивает распространение соответствующей «продукции». Ее ввоз (в количестве не свыше 3 предметов для личного потребления), производство и распространение возможны только на основе специально выданных лицензий; продаваться она может только в специально отведенных местах, которые не могут быть расположены на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям для несовершеннолетних, памятникам истории и культуры, ритуальным объектам, воинским частям (забота о солдатском целомудрии, вплоть до приравнения воинских частей к церквям и детским садам, поистине трогательна!!!) и многим другим учреждениям. Распространение печатной продукции сексуального характера допускается только в закрытых конвертах, а соответствующие радио-, теле- и видеопередачи разрешаются только в ночное время, с 01 до 4 часов'по местному времени; если же они содержат «детальное изображение половых органов в момент осуществления сексуальных действий», — то лишь в специально закодированной форме (ничего подобного в России нет). Экспертиза продукции и зрелищ сексуально-
го характера производится специальными органами, назначенными правительством.
Демократические средства массовой информации отнеслись к законопроекту и к парламентской дискуссии о нем иронически (читать этот отчет без смеха действительно невозможно). Популярная телеведущая Мария Арбатова озаглавила свою статью о думских чтениях «Дума запретила первичные половые признаки. Как не имеющие «культурной и научной ценности», а закончила цитатой из Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта»: «Руди, ты верующий? Значит, ты веришь в то, что Бог создал мужчину и женщину? Значит, именно тот же Бог создал их гениталии? И кто ты такой, чтобы пренебрегать Божьим творением?»
Клерикально-коммунистическая оппозиция, напротив, осудила законопроект как «наглую попытку порнодельцов узаконить свой грязный бизнес». Многие депутаты (Т.А. Астраханкина, В.И, Севастьянов и др.) требуют не «регулирования» сексуально-эротических материалов и зрелищ, а полного их запрещения. В том же духе высказываются ведущие идеологи русского национал-шовинизма В. Крупин, В. Распутин и И. Шафаревич. Бывший председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов, чтобы облегчить принятие закона, предложил переименовать его в Закон «О государственной защите нравственного здоровья граждан и усилении контроля за использованием продукции сексуального характера» (Говорухин с этим предложением согласился). Против этого ханжеского шабаша открыто и резко высказался в Думе только В.В. Жириновский, который прямо сказал Астраханкиной: «Такие, как вы, измучат страну, она вообще не сможет размножаться, наша страна».
В конечном итоге закон был принят во втором чтении большинством в один голос. Что будет дальше — неизвестно. Будет ли в России одним плохим законом больше или секс-индустрия так и останется вне правового поля — не так уж важно, проблемы с юридическим урегулированием сексуально-эротической культуры существуют не только в России.
Значительно важнее политическая сторона дела. Современные массированные атаки на сексуальную культуру и просвещение (идею школьного сексуального просвеще-
W
ния коммунисты и клерикалы атакуют даже более яростно, чем порнографию и коммерческие сексуальные услуги) представляют собой попытку восстановления тоталитарного контроля над личностью, только не под коммунистическим, как раньше, а под православным и антизападным флагом. В долгосрочной перспективе из этого ничего не выйдет. Но в обстановке правового беспредела и социального кризиса, в котором находится сегодня страна, этот крестовый поход против развращающих россиян «инородцев» достаточно опасен.
IS. Кои И.С.
Примечания
1 Byrne В. The imagery of sex. // In J. Money and II. Musaph, eds. Handbook
of sexology. Amsterdam: Excerpta medica, 1977, pp. 327—350.
2 См., например: Коп И. Вкус запретного плода. Сексология для всех. —
М.: Семья и школа, 1998. — С. 348—353.
3 AllgeicrA.R. and Allgeier E.R. Sexual Interaction. 4th ed., Lexington, 1995,
p. 518
4 См.: Kutchinsky B. Pornography and its effects in Denmark and the United
States: A rejoinder and beyond. Comparative Social Research, 1985, vol. 8, pp. 301—330; Kutchinsky B. Pornography and rape: theory and-practice? Evidence from crime data in four countries where pornography is easily available. // International Journal of Law and Psychiatry, 1991, vol. 14, pp. 47—64.
5 См.: The Report of the Commission on Obscenity and Pornography.
Washington D. С, 1970, pp. 157—163.
6 Giami A. La vie sexuclle des amateurs de pornographic. Revue Europeenne
deScxologic medicalc, Vol. Yl. №22, mars 1997, pp. 40—47.
7 См.: Malainuth N.M. and E. Donnerstein. Pornography and Sexual
Aggression. Orlando: Academic Press, 1984; подробный обзор исследований см.: Davis CM. and Bauserman R. Exposure to sexually explicit materials: An attitude change perspective. Annual Review of Sex Research, vol. IV, 1993, pp. 12—209.
8 См.: Fisher W-A. and Barak A. Pornography, erotica, and behavior: More
questions than answers. // International Journal of Law and Psychiatry, 1991, vol. 14, pp. 65—83; Fisher W.A. and Grenier G. Violent pornography, antiwoman thoughts, and antiwoman acts: In search of reliable effects. // The Journal of Sex Research, 1994, vol.31, pp. 23—38.
9 См.: Donnerstein £., Linz D.t and Penrod S. The Question of Pornography.
N. Y.: Free Press, 1987; M.S. Kimmel, ed. Men Confront Pornography. N. Y.: Crown, 1990.
10 Об истории российской сексуальной культуры см.: Кои И.С. Сексуаль-
ная культура в России: клубничка на березке. — М.: О.Г.И., 1997.
1 1 Cohen S. Folk Devils and Moral Panics. — London: MacGibbon and Kee, 1972. P. 9.
12 См.: Weeks J. Sex, Politics and Society. The Regulation of Sexuality since 1800. — London: Longman, 1981.
*3 Прокуратура Союза ССР. Прокурорам республик, краев, областей. Информационное письмо. 17.04.89. №12~4д-89 «О практике применения уголовного законодательства об ответственности за распространение порнографических предметов и произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости».
* 4 Волынский Я. Цена клубнички. // «Правда». — 1989 г. — 11 октября.
15 Здесь и далее данные ВЦИОМ используются с любезного разрешения профессора Ю.А. Левады.
16* См. подробнее: Буигмин СМ., Дьяченко А.П. Порнография: уголов-ноправовой и криминологический аспекты. // Учебное пособие. — М.: Академия МВД России, 1995.
17 См.: Кон И, «Статую Афродиты привлекут за «аморалку». // Коммен-
тарий профессора Кона к новому закону о порнографии. // Комсомольская правда. 1997. — 12 марта; Ланин Б. Сексуальная революция отменяется. // Профиль. 1997. — 4 марта. — С. 42—45.
18 Текст закона и сокращенная стенограмма его обсуждения в Госдуме
цитируются по газете «Иностранец», 28 января 1998, №3. С. 10—12.
19 Общая газета. 1998, №4. С. 13.
18*
список основных
ТРУДОВ И.С. КОНА
(1928-1998)1
*
Отдельные издания
Veda ako forma spolocenskeho vedomia. — Bratislava» 1951.
— 43 s. Развитие личности при социализме. — Л., 1954. — 32 с. О современной буржуазной философии истории. — Л.,
1957.—64 с.
Страх перед законами истории. — М., 1958. — 80 с.
Kik es miert felnek a tort6nelem torvenyeitol, — Budapest,
1960.— 99 p.
Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли. — М., 1959. — 403 с.
В настоящий список вошли не все публикации автора. Не включены журнальные рецензии, названа только часть статей, напечатанных в словарно-энциклопедических изданиях, не включены газетные публикации и т.д. Труды представлены в хронологическом порядке. Названия оригинальных книг выделены жирным шрифтом. Иноязычные издания выделяются как самостоятельные, только если данная книга или статья ранее не публиковалась по-русски или существенно отличается от русского оригинала. Переводы статей вообще не указываются.
Основные направления буржуазной философии и социологии XX века. — Л., 1961. — 107 с. (Совместно с Ю.А. Асеевым).
Свобода в «свободном обществе». — М., 1961. — 64 с.
Ideals and reality. — New Dehii, 1962. — 43 p. (To же — на арабском, хинди, датском, французском и японском).
Kriticky nastin fiiosofie dejin 20. stoletu — Praha, 1963. — 643 p.
Позитивизм в социологии. Критический очерк. — Л., 1964.— 206 с.
Die Geschichtsphilosophie des 20. Jahrhunderts. Kritischer Abriss. Berlin, 1964. B.l. 384 S.; B.2. 333 S.
Краткий словарь no этике. — M.f 1965. — 543 с. (Редактор, совместно с О.Г. Дробницким, и соавтор).
Etikai Kislexikon. — Budapest 1967. — 266 p..
Личность как субъект общественных отношений. — М.,
1966.-48 с.
Социология личности. — М., 1967. — 383 с;
Социология на личносста. — София, 1968, — 282 с.
Az 6n a tarsadalomban. — Budapest 1969. — 293 p.
Personibas sociologija. — Riga, 1969. — 351 p.
Isiksuse sotsioloogia. — Tallinn, 1971. — 251 p.
Sociologie osobnosti. — Praha, 1971. — 306 p.
Sociologia de la personalidad. — Montevideo, 1971. — 306 p.
La jeunesse, ce probleme sociale. — M., 1967. — 53 p. (To же — на английском, немецком и испанском).
A szociologiai positivizmus. — Budapest, 1967. — 315 p.
Der Positivismus in der Soziologie. — Berlin, 1968. — 378 p.
Der Positivismus in der Soziologie. — West. Berlin, 1973.
Современные тенденции в буржуазной философии и методологии истории. Сборник переводов. Ч. 1—3. — М., 1969. (Редактор-составитель и автор послесловия).
Генеральный проект «История социологии в странах Западной Европы и Америки (XIX—XX вв.). — М., 1969. — 146 с. (Редактор и соавтор).
История немарксистской социологии XIX—XX вв. Программа для аспирантов. — М., 1970. — 72 с. (Редактор
и соавтор).
Словарь по этике. Изд. 2-е; дополненное и расширенное.
— М., 1970. — 398 с. (Редактор, совместно с О.Г. Дроб-ницким, и соавтор).
Речник по етика. — София 1974. — 453 с.
Молодежь как социальная категория. Доклад на VII Всемирном социологическом конгрессе. Варна, 1970. — М., 1970. — 14 с. (Совместно с С.Н. Иконниковой). (То же
— на англ. яз).
Soziologie der Personlichkeit. — Berlin; Koln, 1971. — 496 s.
Психология юношеской дружбы. — M., 1973. — 92 с.
Sosiologit ja ylioppilaat. — Helsinki, 1973. — 182 p.
On the question of crisis of Western sociology // The VIII World Congress of Sociology. Toronto, 1974. — M., 1974. — 15 p.
On the main problems of the history of sociology // The VIII
World Congress of Sociology, Toronto, 1974. — Moscow, 1974.— 15 p.
Какими они себя видят? — М., 1975. — 92 с.
Словарь по этике. Изд. 3-е — М., 1975. — 322 с. (Редактор и соавтор).
Eticky slovnik. — Bratislava, 1978. — 284 p.
La contestazione studentesca. — Milano, 1975. — 168 p.
Философия и методология истории. Сборник переводов.
— М., 1977. — 323 с. (Редактор-составитель и автор предисловия. С. 5—37).
A baratsag. — Budapest, 1977. — 293 p. Открытие Я. — М. 1978. — 367 с. Откриването на «Аз». — София 1980. — 409 с. Utvaranie Ja. — Bratislava, 1980. — 274 с. «Mina» avastamint. — Tallinn, 1981. — 252 p. ; «Es» atklasana. — Riga, 1982. — 334 p. El descubrimiento del «Yo». — Buenos Aires, 1984. — 307 p. Odkrycie 'ja'. — Warszawa, 1987. — 278 p. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности). //Учебное пособие для студентов пе-•■ дагогических интитутов. — М., 1979. — 175 с.
История буржуазной социологии XIX — начала XX вв. —
М., 1979. — 343 с. (Редактор и соавтор).
История буржуазной социологии XIX — начала XX вв. — Пекин, 1981 (на китайском яз.). — 361 с.
Dejiny burzoazni sociologie 19. a zacatku 20. stoleti. — Praha, 1982.— 380 p.
Брачность, рождаемость, семья за три века. Сборник статей. — М*, 1979. — 183 с. (Редактор-составитель, совместно с А.Г. Вишневским, и соавтор).
Positivismi sosiologiassa. — Moscow, 1979. — 239 p.
Az ifjtikor pszichogiaja. — Budapest, 1979. — 375 p.
Тоже, 2-е изд. 1982.
Freundschaft: Geschichte und Sozialpsychologie der Freundschaft als soziale Institution und individuelle Beziehung. — Hamburg, 1979. — 204 s.
Дружба. Этико-психологический очерк. — M., 1980. —• 220 с.
Дружба, приятельство, любов. — София, 1982. — 251 с.
О priatel'stve. — Bratislava, 1982. — 199 p.
Draudziba. — Riga, 1983. — 241 p.
La Amistad. — Buenos Aires, 1984. — 198 p.
Приетения. — Кишинев, 1987. — 180 с. •
Психология старшеклассника. Пособие для учителей. — М., 1980.— 191с.
Vecako kla^u skolenu psihologija. — Riga, 1985. — 196 p.
Kapitoly z psychologie dospivani. — Praha, 1986. — 181 p. Р.Д. Коллингвуд. Идея истории. Автобиография. — М., 1980. — 489 с. (Редактор, совместно с М.А. Кисселем).
Словарь по этике. Изд. 4-е, дополненное и переработанное. — М., 1981. — 431 с. (Редактор и соавтор).
Речник по етика- Изд. 3-е. — София, 1983. — 503 с.
KuItura/szexol6gia. — Budapest, 1981. — 374 p.
Психология старшеклассника. Изд. 2-е, дополненное. (Б-
ка классного руководителя). — М., 1982. — 207 с. Психология на средно-школеца. — София, 1985. — 230 с.
Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. — М., 1983. — 231 с. (Редактор и соавтор).
Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. — М., 1983. — 192 с. (Редактор и соавтор).
Словарь по этике. Изд. 5-е, дополненное. — М., 1983. — 445 с. (Редактор и соавтор).
*
Etikas vardnlca. — Riga, 1987. — 275 p. Etikai kislexikon. — Budapest, 1984. — 232 p.
Die Entdeckung des Ichs. — Koln, 1983. — 326 s. Словарь поэтике (на арабском языке). — М., 1984. — 794 с. (Редактор и соавтор).
В поисках себя. (Личность и ее самосознание). — М.,
1984.— 335 с. В поисках себя (на китайском языке). — Пекин, 1987. — 503 с.
HledSni'vIastniho JL — Praha, 1988. — 276 p.
Eniink nyomeban. — Budapest, 1989. — 352 p.
Em busca de SI. — Moscovo, 1990. — 368 p.
En busca de si mismo. — Montevideo, 1988. — 310 p.
Einfuhrung in die Sexuologie. — Berlin, 1985. — 376 s. «
Einfiihrung in die Sexologie. — Koln, 1985. — 376 s. Дружба. Этико-психологический очерк. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — М., 1987. — 350.с.
Дружба (на китайском языке). — Нанкин, 1991. — 275 с. НТР и проблемы социализации молодежи. — М., 1987. — 64 с. НТР и проблемы социализации молодежи. Изд. 2-е, исправленное. — М., 1988. — 64 с.
L'amicizia. — Mosca, 1987. — 246 p.
Interdistsiplinaarne seksuoloogia. — Tallinn, 1987. — 232 p.
Ребенок и общество: историко-этнографическая перс-. пектива. — М., 1988. — 270 с.
Ребенок и общество (на сербо-хорватском языке). — Белград, 1991.
Введение в сексологию. — М., 1988. — 319 с.
Введение в сексологията. — София, 1990. — 355 с.
Введение в сексологию (на китайском языке). — Гуйян, 1990.-343 с.
Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. — М., 1988. — 190 с. (Редактор, совместно с A.M. Решетовым). •
Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М., 1988. — 429 с. (Редактор-составитель и автор послесловия).
Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сбор-
»
■
ник статей. — Л., 1988. — 250 с. (Редактор, совместно с Ч.М. Таксами, и соавтор). Дружба. Этико-психологический очерк. Изд. 3-е — М., — 350 с.
Психология ранней юности. Книга для учителя. — М., 1989.— 255 с.
Введение в сексологию. Изд. 2-е, дополненное. — Мм 1989.— 332 с.
Словарь по этике. Изд. 6-е. — М., 1989. — 447 с. (Редактор, совместно с А.А. Гусейновым, и соавтор).
Historia de la sociologia del siglo XIX — comienzo del XX. — Moscu, 1989. — 382 p. (Редактор и соавтор).
A History of classical sociologe. — Moscow, 1989. — 376 p. (Редактор и соавтор).
Вступ до секлогоги. — Кшв, 1991. —292 с.
Вкус запретного плода. — М.: Молодая гвардия, 1992. — 365 с.
Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. — М.: Наука, 1992. — 191 с. (Редактор, совместно с Н.А. Бутиновым, и автор предисловия).
Этнические стереотипы мужского и женского поведения. . — СПб, 1991. — 319 с. (Редактор, совместно с А.К. Байбуриным, и автор предисловия).
Sex and Russian Society. Edited by Igor Kon and James Riordan. Bloomington: Indiana University Press, London: Pluto Press, 1993. 168 pp. (Редактор, совместно с Д. Риор-даном, и автор двух статей: «Sexuality and Culture», pp. 15—44, and «Sexual Minorities», pp 89—115).
Sexual Revolution in Russia. From the Age of the Czars to Today. — New York, The Free Press, 1995. — 337 pp.
M. Mocc. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. — М.: Восточная литература, 1996.
— 369 с. (Ответственный редактор).
Вкус запретного плода. Сексология для всех. — М.:
Семья и школа, 1997. — 464 с. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке.
— М.:О.Г.И., 1997.— 460 с.
Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп, ACT, 1998. — 490 с. |
Введение в сексологию. Учебное пособие для вузов. — М.: Олимп, 1998 (в печати). — 20 а. л. |
Другая любовь. — М.: Олимп, (готовится к печати), 15 а.л. }
Статьи в журналах, сборниках,
главы в книгах
Этические воззрения Н.Г. Чернышевского // Вопросы философии. — 1950. — №2.
Наука как форма общественного сознания // Вопросы философии. — 1951. — №1.
К вопросу о специфике и задачах исторической науки. // Вопросы истории. — 1951. — №6.
Политические воззрения Джона Мильтона // Ученые записки Вологодского пединститута. Т. 9. 1951.
О роли политических и правовых взглядов в развитии общества // Вопросы философии. — 1952. — №5.
Н.Г. Чернышевский — борец за раскрепощение женщины // Ученые записки Ленинградского пединститута им.
А.И. Герцена. Т. 9. 1953.
Разработка марксистской этики в трудах М.И. Калинина . // Звезда. — 1953. — №3.
Развитие личности при социализме // Коммунист. — 1954. — №8.
О действии экономических законов в антагонистических формациях // Вопросы истории. — 1954. — №5.
Марксистская этика и проблема долга // Вопросы философии. — 1954. — №3.
Анри Берр и теория «исторического синтеза» // Вопросы философии. — 1955. — №6.
Труды французского историка Марка Блока //Вопросы истории. — 1955. — №8. (Совместно с А.Д. Люблинской).
Об «историзме» Бенедетто Кроче // Вопросы истории. —
1956. -№10.
Философия истории Р. Арона // Вопросы философии. —
1957. —№3.
■
Существует ли Атлантическая цивилизация? // Мировая экономика и международные отношения. — 1958. —
№1.
Неопозитивизм против историзма // Философские науки. — 1958. —№2. .
Философский релятивизм в современной американской историографии // Новая и новейшая история. — .1958. — №5.
О роли народных масс в международных отношениях // Международная жизнь. — 1958. — №8. (Совместно с С.А. Могилевским).
О некоторых буржуазных критиках социализма // Ученые записки ЛГУ. Серия философских наук. — 1958. — №15.
О понятии исторического прогресса // Проблемы развития в природе и обществе. — Л., 1958.
Мильтон как социально-политический мыслитель // Вопросы философии. — 1959. — №1.
Некоторые вопросы философии истории в современной французской историографии // Вестник истории мировой культуры. — 1959. — №1.
«Материализм и эмпириокритицизм» и современная буржуазная социология // Коммунист. — 1959. — №6.
Fragen der Theorie der Geschichtswissenschaft // Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft. — 1959. — №5.
Участие в написании ряда глав в кн.: Основы марксизма-ленинизма. — М., 1959.
Проблемы международных отношений в современной буржуазной социологии // Мировая экономика и международные отношения. 1960. — №2.
Буржуазная философия истории в тупике / / Вопросы истории. — 1960.— №12.
Вопросы закономерности общественного развития // Исторический материализм и социальная философия современной буржуазии. — М., 1960.
Вебер М. Детерминизм (в общественной жизни) // Философская энциклопедия- Т. 1. — М., 1960.
Христианская философия истории // Вопросы истории. — 1961. —№12.
+■
К вопросу о предмете социологии (краткий исторический очерк) // Вопросы марксистской социологии. — Л., 1962.
Неопозитивизм в социологии // Философия марксизма и неопозитивизм. — М., 1962.
Долг (в соавторстве). История. Идиографический метод // ( Философская энциклопедия. Т. 2. — М., 1962.