Пример 1 - корреляция между двумя признаками
Висследовании, моделирующем деятельность авиадиспетчера (Одерышев Б.С., Шамова Е.П., Сидоренко Е.В., Ларченко Н.Н., 1978), группа испытуемых, студентов физического факультета ЛГУ проходила подготовку перед началом работы на тренажере. Испытуемые должны были решать задачи по выбору оптимального типа взлетно-посадочной полосы для заданного типа самолета. Связано ли количество ошибок, допущенных испытуемыми в тренировочной сессии, с показателями вербального и невербального интеллекта, измеренными по методике Д. Векслера?
Таблица 6.1
Показатели количества ошибок в тренировочной сессии и показатели уровня вербального и невербального интеллекта у студентов-физиков (N=10)
Испытуемый | Количество ошибок | Показатель вербального интеллекта | Показатель невербального интеллекта | |
Т.А. | ||||
П.А. | ||||
Ч.И. | ||||
Ц.А. | ||||
См.А. | . 127 | |||
К.Е. | ||||
К.А. | ||||
Б.Л. | ||||
И.А. | ||||
Ф.В. | ||||
Суммы | ||||
Средние | 19,2 | 130,9 | 105,7 |
Сначала попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели количества ошибок и вербального интеллекта.
Сформулируем гипотезы.
H0: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта не отличается от нуля.
H1: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта статистически значимо отличается от нуля.
Далее нам необходимо проранжировать оба показателя, Приписывая меньшему значению меньший ранг, затем подсчитать разности между рангами, которые получил каждый испытуемый по двум переменным (признакам), и возвести эти разности в квадрат. Произведем все необходимые расчеты в таблице.
В Табл. 6.2 в первой колонке слева представлены значения по показателю количества ошибок; в следующей колонке - их ранги. В третьей колонке слева представлены значения по показателю вербального интеллекта; в следующем столбце - их ранги. В пятом слева представлены разности d между рангом по переменной А (количество ошибок) и переменной Б (вербальный интеллект). В последнем столбце представлены квадраты разностей - d2.
Таблица 6.2
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей количества ошибок и вербального интеллекта у студентов-физиков (N=10)
Испытуемый | Переменная А количество ошибок | Переменная Б вербальный интеллект. | d (ранг А - - ранг Б) | J2 | ||||||||
Индивидуальные значения | Ранг | Индивидуальные значения | Ранг | |||||||||
ТА. | ||||||||||||
2 | ПА. | 5.5 | 4,5 | 20.25 | ||||||||
Ч.И. | ||||||||||||
Ц.А. | -1 | |||||||||||
См.А. | -4 | |||||||||||
К.Е. | ||||||||||||
К.А. | -4 | |||||||||||
Б.Л. | -2 | |||||||||||
И.А. | 5,5 | -4,5 | 20,25 | |||||||||
Ф.В. | ||||||||||||
Суммы | 156,5 | |||||||||||
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:
где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
N - количество ранжируемых значений, в. данном случае количество испытуемых.
Рассчитаем эмпирическое значение rs:
Полученное эмпирическое значение гs близко к 0. И все же определим критические значения rs при N=10 по Табл. XVI Приложения 1:
Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем вербального интеллекта не отличается от нуля.
Теперь попробуем ответить на вопрос, связаны ли между собой показатели количества ошибок и невербального интеллекта.
Сформулируем гипотезы.
H0: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта не отличается от 0.
H1: Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта статистически значимо отличается от 0.
Результаты ранжирования и сопоставления рангов представлены в Табл. 6.3.
Таблица 6.3
Расчет d2 для рангового коэффициента корреляции Спирмена rs при сопоставлении показателей количества ошибок и невербального интеллекта у студентов-физиков (N=10)
Испытуемый | Переменная А количество ошибок | Переменная Е ; невербальный интеллект | d (ранг А — — ранг Б) | d2 | |||
Индивидуальные | Ранг | Индивидуальные | Ранг | ||||
значения | значения | ||||||
Т.А. | |||||||
П:А. | |||||||
Ч.И. | |||||||
Ц-А. „ | -7 | ||||||
См.А. | -5 | ||||||
К.Е. | |||||||
К.А. | -2 | ||||||
Б.Л. | |||||||
И.А. | -7 | ||||||
Ф.В. | |||||||
Суммы |
Мы помним, что для определения значимости rs неважно, является ли он положительным или отрицательным, важна лишь его абсолютная величина. В данном случае:
rs эмп<rs ко.
Ответ: H0 принимается. Корреляция между показателем количества ошибок в тренировочной сессии и уровнем невербального интеллекта случайна, rs не отличается от 0.
Вместе с тем, мы можем обратить внимание на определенную тенденцию отрицательной связи между этими двумя переменными. Возможно, мы смогли бы ее подтвердить на статистически значимом уровне, если бы увеличили объем выборки.