Тесты и тестовые показатели
Анастази (Anastasi, 1982) определяет психологический тест (или, для краткости, просто тест) как «объективное по существу и стандартизованное измерение поведения» (р. 22). Чаще всего результаты тестирования представляются в виде тестовых показателей – статистических характеристик, имеющих смысл только по отношению к отдельному человеку. Показатель отражает конкретное поведение в данный момент времени. Несмотря на ограниченность, тестовые показатели играют большую роль в консультировании, поскольку позволяют при относительно небольших затратах времени и сил получить информацию, которая не может быть получена никаким другим способом. Несмотря на то что тесты и тестовые показатели подвергаются критике по разным причинам, тестирование остается незаменимой частью процессов оценивания. Как применяются тесты и тестовые показатели – зависит от пользователя (Anastasi, 1992). Как заметил Лёш (Loesch, 1977), «обычно у нас нет выбора относительно того, использовать тестирование или нет» (р.74). Но как мы будем действовать – осознанно и ответственно или наоборот, – зависит только от нас.
Чтобы понимать принцип работы теста и уметь правильно его интерпретировать, консультант должен знать:
· параметры его стандартизованной выборки;
· виды и степень надежности и валидности;
· надежность и валидность подобных тестов;
· процедуры обработки результатов;
· способ применения;
· ограничения;
· достоинства (сильные стороны) (Kaplan & Saccuzzo, 1997).
Много подобной информации содержится в руководствах, которые прилагаются к стандартизованным тестам, но накопление обширных знаний по конкретному тесту занимает годы учебы и практики. Поскольку консультантам важно как можно шире применять тесты, они разумно решили «подготовить локальные эмпирические таблицы», предоставляющие пользователям тестов более конкретную информацию о том, что означают их показатели по отношению к отдельному сообществу или ситуации (Goldman, 1994a, р. 216).
Сегодня в США приблизительно 10 миллионов «консультируемых каждый год выполняют тесты, заполняют анкеты и обследуются с помощью других способов психологического измерения, и в это число еще не включаются школьные тесты достижений или вступительных экзаменов в колледжи» (Prediger, 1994, р. 228). Часть консультантов-практиков специализируется на проведении и интерпретации тестов. Тех, кто занимается тестированием, и специалистов по оцениванию обычно называют психометристами (Harper, 1981). Большинство профессионалов, занимающихся тестированием, не являются, однако, в полном смысле психометристами. Как правило, это консультанты или другие профессиональные помощники, которых перестали удовлетворять тестовые методики и которые отрицательно воспринимают тот факт, что со словом «тест» связаны множественные негативные коннотации. Тест часто тяготеет «к крайне выраженной объективности» (Loesch, 1977, р. 74), а процесс тестирования может оказаться механистическим, создающим психологическую дистанцию между исследователем и клиентом. Чтобы преодолевать такие барьеры, консультанты, занимающиеся тестированием, должны быть обучены применению наиболее употребимых тестов, а также должны знакомиться с другими стандартизованными способами.
Многие периодические издания, в том числе Measurement and Evaluation in Counseling and Development, Journal of Counseling Psychology Journal of Counseling and Development и Review of Educational Research, регулярно публикуют обзоры стандартизованных тестов. Проблемам тестирования посвящено большое количество монографий. Бурое (О. К. Buros) начал выпускать серию справочных книг по личностным тестам, тестам по профессиональной ориентации и т. п. Наиболее известное из его изданий – Tests in Print – продолжает периодически дополняться и переиздаваться институтом, который он основал (Buros Institute of Mental Measurements (wwwum.edu/buros/catalog.html#mmy)). Бурое также редактировал восемь изданий ежегодника Mental Measurements Yearbook, признанных его лучшими работами в этой области (Impara & Plake, 1998).