Наши юбиляры. людмила ивановна анцыферова
Автор:
В сентябре 2004 г. Психологическая общественность страны отметила юбилейную годовщину со дня рождения Л. И. Анцыферовой - известного ученого, заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора, почетного члена РАО, главного научного сотрудника ИП РАН.
Л. И. Анцыферова родилась в 1924 г. в небольшом уральском городке с удивительно поэтическим названием Златоуст в семье заслуженного металлурга страны. От родителей она получила свои первые и самые главные уроки высокой нравственности, любви и уважения к людям, трудолюбия и честного отношения к жизни. Именно в семье, в атмосфере добросердечности и оптимизма закладывались основы необычайной цельности ее натуры, подлинной гражданственности, высочайшей целеустремленности и подвижнеческого служения главному делу жизни, которым стала для нее наука. В 1933 г. вместе с семьей она переезжает в Москву, с которой будут связаны все последующие годы учебы и профессионального становления ее как ученого-психолога с мировым именем.
Творческая биография Л. И. Анцыферовой начиналась в стенах главного университета страны - на философском факультете МГУ - сначала как студентки, а затем аспирантки кафедры психологии под научным руководством С. Л. Рубинштейна. Однако путь в психологию не был прямым, а выбор профессии - простым и легким. Решение учиться на психолога пришло не сразу, а после долгих размышлений, сомнений в правильности выбранного пути, когда она уже была студенткой физического факультета МГУ. Ей стало ясно, что физика не то, что ее действительно интересовало и чем бы хотелось заниматься в дальнейшем. В итоге она оставляет физический факультет и поступает на философский, уже точно определив для себя и область научных интересов - мышление и сознание человека. Ее диссертационное исследование, защита которого на степень кандидата философских наук состоялась в 1952 г., было посвящено проблеме практического (наглядно-действенного) мышления.
После окончания аспирантуры Л. И. Анцыферова три года работает в Институте психологии АПН РСФСР в лаборатории мышления и речи, продолжая тесное научное сотрудничество со своим учителем и научным руководителем С. Л. Рубинштейном. В 1956 г., как только был восстановлен под его руководством сектор психологии в Институте философии АН СССР, она сразу переходит туда работать. Одновременно с продолжением исследований в области экспериментальной и теоретической психологии мышления Людмила Ивановна все больше внимания начинает уделять методологии и истории психологии. В 1974 г. за фундаментальное историко-методологическое исследование на тему "Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в." ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук.
В 1972 г. в составе сектора философских проблем психологии Л. И. Анцыферова переводится из Института философии в созданный в 1971 г. Институт психологии АН СССР и уже с 1974 по 1984 гг. возглавляет работу его научного подразделения - сектора философских проблем психологии. С 1984 по 1991 гг. - она заведующая лабораторией психологии личности. В настоящее время работает главным научным сотрудником ИП РАН.
Научное творчество Л. И. Анцыферовой охватывает большой круг проблем, в разработке которых достигнуты впечатляющие научные результаты, сделавшие ее имя высоко авторитетным в психологическом сообществе. Среди них надо выделить три главные, стержневые, над которыми постоянно, годами продолжается творческая работа, продуцируются новые идеи, развиваются и уточняются исследовательские подходы. Это - методология, история психологии и, особенно, психология личности, закономерности ее развития.
Продолжая начатую Рубинштейном разработку методологических основ психологии, Л. И. Анцыферова внесла существенный вклад в развитие этого направления отечественной науки. В частности, она уточняет и углубляет конкретно-психологическое содержание принципа общественно-исторической детерминации психики человека, расширяет личностный смысл принципа единства сознания и деятельности, обосновывает необходимость соединения системного подхода с принципом развития. Само развитие начинает пони-
стр. 111
маться и осмысливаться как системно-целостный процесс. Большую научную значимость представляют ее методологические и теоретические разработки психологии развития. Это и вопрос об общих закономерностях развития, его системной организации, внутренних источниках и потенциалах развития, условиях их накопления и реализации в процессе жизни.
Большая заслуга принадлежит Л. И. Анцыферовой в исследовании современной зарубежной психологии и разработке принципов ее анализа. В том числе - обоснование системно-исторического подхода, который предполагает учет макро- и микроссоциальных детерминаций, влияние на содержание развиваемой теории личности исследователя его мировоззренческих установок. Л. И. Анцыферова одной из первых среди наших ученых обратилась к осмыслению творчества ряда известных западных психологов, основателей оригинальных теорий личности, психотерапевтических школ и направлений.
Опираясь на принцип субъекта рубинштейновской научной школы, используя, богатый эмпирический и психотерапевтический материал зарубежных и отечественных исследователей личности, Людмила Ивановна выходит на собственную проблематику и концепцию личности, которая систематически разрабатывается в ее работах последних трех десятилетий. Суть этой концепции состоит в понимании личности как развивающейся системной целостности, для которой развитие - основной способ существования, способ бытия. Развитие понимается как многоформный, многомерный, разнонаправленный процесс, включающий позитивные новообразования, психологические потери и механизмы компенсации. Главными для динамической концепции личности является, во-первых, идея непрерывного развития человека на протяжении всей его жизни и, во-вторых, завимость развития личности от меры ее собственной активности.
Убедительное обоснование и дальнейшее развитие динамическая концепция личности получила в цикле последних, социально актуальных, глубоких по содержанию, оптимистических по сути исследований, посвященных проблеме старения и жизни человека в период поздней взрослости. Эти исследования, существенно обогащая и развивая современную геронтопсихологию и укрепляя позитивные представления о возможностях личности в поздние периоды жизни, имеют особую ценность. Своим примером высокой работоспособности, творческой продуктивности, неиссякаемым жизненным оптимизмом и высоким моральным духом Л. И. Анцыферова подтверждает главную идею, которая пронизывает ее работы последнего десятилетия - если не все, то многое остается в наших руках даже в поздний период жизни, и даже на этом этапе всегда остается возможность "обрести себя" и справиться с трудностями и тяжелыми проблемами.
Большой интерес в этом цикле исследований по геронтопсихологии представляют ее разработки феномена мудрости, связанные с выделением его критериев, определением роли и значения жизненного опыта, стратегиями решений "мудреных" жизненных задач.
За время своей научной деятельности Л. И. Анцыферова опубликовала свыше 140 научных трудов, в том числе три монографии: "О закономерностях элементарной познавательной деятельности" (1961), "Материалистические идеи в зарубежной психологии" (1974), "Развитие и современное состояние зарубежной психологии" (1974 г., совместно с М. Г. Ярошевским). За годы работы заведующей подразделениями Института психологии под ее редакцией и при авторском участии был подготовлен и опубликован ряд фундаментальных коллективных трудов: "Принцип развития в психологии" (1978), "Психология формирования и развития личности" (1981), "Категории материалистической диалектики в психологии" (1988), "Тенденции развития психологической науки" (1989, совместно с Б. Ф. Ломовым) и выпущенный в Болгарии совместный труд "Личностные механизмы регуляции деятельности" (1981 г.) и др. Большинство этих книг явились результатом координационной работы не только с отечественными психологами, но и учеными Германии, Польши, Болгарии.
Л. И. Анцыферова была организатором проведения ряда всесоюзных и международных симпозимов, конференций, выступала с ведущими докладами на многих психологических форумах.
С исключительной ответственностью относилась и продолжает относиться она к подготовке молодых научных кадров, уделяя этой работе много внимания и сил. Под ее научным руководством успешно защищено 14 кандидатских диссертаций, посвященных теоретико-экспериментальным исследованиям личности, а также две докторские диссертации.
Долгие и плодотворные годы работы связывают Л. И. Анцыферову с "Психологическим журналом". Она стояла у истоков его основания и в течение первых десяти лет (1980 - 1989 гг.) была заместителем главного редактора. В настоящее время она продолжает успешно сотрудничать с журналом, являясь членом редакцион-
стр. 112
ного совета и одним из самых активных авторов, регулярно публикуя на его страницах интересные новые статьи по актуальным проблемам психологии.
За свои достижения в области психологической науки Л. И. Анцыферова награждена орденом "Знак почета", бронзовой медалью ВДНХ, Серебряной медалью Международного биографического центра. Ее научная биография помещена в Международном издании Marquis "Who's Who in Science and Engineering" 7 th. Edition 2003 - 2004.
Поздравляя Л. И. Анцыферову с большим юбилеем, коллектив Института психологии РАН, редколлегия и редакция "Психологического журнала", друзья, коллеги, ученики желают ей здоровья, оптимизма, творческой продуктивности и долгих светлых лет жизни.
стр. 113
Критика и библиография. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ А. Л. ЖУРАВЛЕВА, А. Б. КУПРЕЙЧЕНКО "НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ"
Автор: А. КАРНЫШЕВ
М.: Институт психологии РАН, 2003
Восточная мудрость: "Лучшее родство - доверие" емко и точно характеризует суть содержания рецензируемой книги. Дело не только в том, что анализу доверия в книге непосредственно отведены три главы: "Феномен доверия личности другим людям", "Феномен доверия в организации", "Доверие предпринимателей к разным видам организаций". Доверие в книге стало одним из стержневых понятий, с которым явно или подспудно сочетаются другие, например, понятие психологической дистанции. "Факторы единства, поддержки (надежности) и предсказуемости многие исследователи считают компонентами межличностного доверия. Таким образом, доверие - один из структурных компонентов психологической дистанции" (подчеркнуто авторами, с. 182 - А. К. ).
Доверие в современном мире - одна из самых насущных потребностей. Точнее сказать: в России катастрофически не хватает доверия - народа к власти, сотрудников к работодателям, граждан к любым социально-экономическим новациям, деловых людей друг к другу... Уже то, что авторы "рискнули" рассмотреть данный феномен в структуре других нравственно-психологических категорий, ищут и находят социально-психологические рецепты укрепления доверия в экономических структурах, делает рецензируемую работу одним из актуальных и значимых российских исследований последних лет.
Доверие рассматривается в книге в русле нескольких направлений. Прежде всего - как фактор экономической эффективности деловых отношений: на какие показатели успешности организации, и каким образом (напрямую или опосредованно) влияет его уровень. Кроме того, внимание обращено на факторы доверия в организации. Среди таковых приводятся: результативность деятельности, порядочность взаимоотношений и проявление заботы о людях. И наконец наименее проработанное направление изучает взаимосвязь доверия и организационно-психологических феноменов совместной жизнедеятельности. На основе собственных исследований А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко доказывают связь доверия, психологического климата и представлений работников об эффективности деятельности организации.
Авторы, в частности, показывают, что в группе с минимальной привлекательностью ее членов друг для друга, превалируют установки неверия в способности людей к сотрудничеству, взаимопомощи и принятию ответственности, наблюдается существенная дифференциация сотрудников по уровню доверия: от психологической близости до значительной отдаленности, включая враждебность, несогласие, холодность, недоброжелательность, равнодушие. Иного рода картина в группе с наиболее благоприятной атмосферой. Здесь превалируют дружелюбие, теплота, взаимоподдержка, увлеченность и т. п. На основании результатов исследований авторы формулируют рекомендации по целенаправленному формированию доверия в среде бизнеса. Ими показаны пути формирования основных компонентов доверия: 1) надежность партнеров по взаимодействию, 2) ощущение единства (тождественности), 3) предсказуемость.
Доверие в книге - фундаментальный, но далеко не единственный феномен регуляции экономической активности. Системный характер исследования проявляется в широком охвате ключевых социально-экономических явлений и нравственно-психологических качеств: отношений нравственности личности и группы, компонентов экономического сознания, ценностных ориентации, феноменов психологической дистанции личности с представителями различных социальных категорий и т. п. Системность рассматриваемых явлений, сочетающаяся с анализом особенностей их "носителей" - представителей различных социальных групп (руководителей государственных и негосударственных предприятий, предпринимателей и менеджеров) - и междисциплинарным подходом, позволяет авторам выйти на широкие обобщения и яркие иллюстрации сугубо российских противоречий в области нравственно-психологической регуляции экономической активности. Не обращаясь непосредственно к тексту, попытаемся охарактеризовать ряд глобальных проблем, о которых, так или иначе, дает представ-
стр. 114
ление книга и которые она пытается помочь разрешить.
Во-первых, прошедшая в стране приватизация государственной собственности показала, что порядок приобретения недвижимости, средств производства, любого имущества и их дальнейшего использования во многом зависел и зависит от нравственных качеств "субъекта приватизации" и соответственно оценивается окружающими людьми.
Во-вторых, при преобладании в советской практике негативного отношения к частной собственности подспудно существовала мысль, что, рыночная экономика "замешана" на ущербной нравственности, а носитель "рыночного" сознания - это обязательно неполноценный по своей морали индивид, ценности и идеалы которого исковерканы капиталистическим образом жизни. Реально же оказалось, что деловая мораль среднего представителя буржуазного общества по своим нравственным потенциалам нередко гуманнее и порядочней, чем соответствующие установки человека, занявшегося распределением и перераспределением социалистической собственности. "Образцы" морали поменялись местами, и это не может не вызывать определенного диссонанса в психике современного россиянина.
В-третьих, жизнь выдвинула на повестку российской экономической практики вопрос о социально ответственном бизнесе, и нравственно-психологическая составляющая данного феномена ни у кого не вызывает сомнения: социально ответственным может стать лишь человек, руководствующийся моральными нормами общества, в котором он живет.
В главах книги: "Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе", "Теоретические проблемы психологического исследования отношений нравственности", "Экономические представления работников предприятий с разными формами собственности", "Ценностные ориентации личности с различным субъективно-экономическим статусом", "Отношение предпринимателей к экономической политике во Вьетнаме и России: сравнительный анализ" приводятся существенные теоретические выкладки, характеризующие особенности экономического сознания и поведения современного россиянина с конкретными социально-психологическими характеристиками, а не какого-то абстрактного, "среднестатистического" субъекта. Нет особой нужды говорить, что анализ выполняется добротно, компетентно, последовательно, с обращением к авторитетным отечественным и зарубежным источникам, с использованием валидного и надежного инструментария.
Удачным примером подобного рода анализа можно назвать эмпирическое исследование отношения работников к соблюдению нравственных норм в организациях с различным типом культур. Используя критерии дифференциации "культур" К. Камерона и Р. Куина, авторы рассматривают три типа организаций (с партиципативно-предпринимательской, партиципативно-бюрократической и партиципативной "культурой") и исследуют особенности психологических дистанций и различия в уровне отношения к соблюдению нравственных норм в них. По результатам исследования делается вывод, что для организации с первым типом культуры (по сравнению с другими типами) характерны социальные группы, где работники находятся в наиболее тесном взаимодействии (сотрудники отделов, непосредственный руководитель и подчиненные) и воспринимают друг друга психологически более близкими. Кстати, это доказывает, что "тип культуры" и качество доверия - понятия тесно взаимосвязанные.
Книга содержит множество прикладных материалов, которые могут оказать реальную практическую помощь деловым людям из различных сфер и разных уровней экономической деятельности. В ней изложены результаты исследования динамики экономического сознания предпринимателей в период с 1994 по 1999 г., конкретно продемонстрировавшие, что в сознании современного делового человека и социальных групп имеет тенденцию к возрастанию (например, позитивная оценка предпринимательства как рода деятельности) или к снижению (значимость операций с валютой, оценка своего экономического статуса), а что остается стабильным (ориентация на предпринимательскую деятельность; низкая частота выраженности социальной установки предпринимателей на потребительское поведение). В практическом плане значимы не только понимание соответствующих установок предпринимателей, но и возможность прогнозирования развития их экономического сознания.
Авторы описывают экономические представления работников предприятий с разными формами собственности, включая государственные и негосударственные организации, в частности, о богатстве (наличие прибыльного дела, возможность путешествовать, наличие ценных бумаг, модной машины и мебели, высокооплачиваемой работы и т. п.) и их отношение к деньгам (это лишь средство существования человека в обществе, наличие денег - показатель значимости человека в обществе и т. п.). Здесь важны некоторые значимые для практики отличия, например, в группе работников негосударственных организаций стремление использовать деньги для того, чтобы удовлетворять любые свои желания, хорошо проводить
стр. 115
время, развлекаться и шиковать, встречается чаще, чем среди работников госпредприятий (с. 127).
В практическом плане актуальна разработка методических подходов к измерению отношения личности к соблюдению нравственных норм (ОСНН). АЛ. Журавлевым и А. Б. Купрейченко разработано четыре вида экспресс-метода ОСНН: экспресс-интервью с открытыми вопросами, экспресс-интервью с предлагаемыми вариантами ответов, опросник с открытыми вопросами и опросник с фиксированными вариантами ответов; каждый из них имеет свои особенности. При применении разных шкал ОСНН рассматриваются три методических подхода. Первый - к психологическому отношению как многомерному, динамическому явлению (сами авторы создают "трехмерную методику ОСНН"); второй - прикладной; третий - через деловые игры (включая созданные авторами). Таким образом, читателю предлагаются не только практически ориентированные, оригинальные и валидные методики, но и апробированные принципы их применения.
В приложении авторы предлагают читателям разработанный ими инструментарий. Это "Стандартизированная программа исследования экономико-психологических характеристик личности", "Бланк для исследования структуры феномена психологической дистанции", "Методика оценки доверия личности другим людям", "Методика "Отношения предпринимателей к соблюдению нравственных норм" (трехмерная методика ОСНН)", "Методика диагностики типа корпоративной культуры организации" и многое другое. Богатство методического аппарата - яркий показатель двух достоинств: отсутствия боязни критического анализа предлагаемого инструментария и желания, чтобы он стал доступным для практических психологов, работающих в сфере экономики, использовался с пользой для дела.
Нельзя не сказать еще об одной сильной стороне рецензируемой работы: в ней практически полностью удалось избежать моральных сентенций, нравственных наставлений, которыми, к сожалению, зачастую изобилует психологическая литература с этической направленностью. "Так должно быть", "только так, а не иначе", "данной истине нет альтернативы", - с подобными выражениями читатель практически не встретится в книге. Его побуждают размышлять, сопоставлять высказываемые точки зрения, в чем-то не соглашаться, думать о других подходах.
Переходная экономика в ее сложнейших переплетениях объективных и субъективных факторов предполагает обязательную трансформацию "коммунистических принципов", некоторых не выдержавших испытания временем нравственных норм. Но какие ценности важнее изыскать - коллективистические или индивидуалистические, глобальные или национальные? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Хорошо понимая это, авторы предлагают широкий обзор "разных моментов истины", доверяя читателю принять самостоятельное решение - и в то же время показывая ему разумные критерии экономической активности в современном обществе.
Как любая работа такого масштаба, книга не исключает и критики. В частности, на наш взгляд, в ней недостаточно отражены этнокультурная специфика деловой морали, особенности национально-этических норм экономической активности. В полиэтничной среде России существуют самобытные нормы делового взаимодействия у народов Севера и Кавказа, Сибири и Поволжья, сторонников традиционных конфессиональных воззрений, представителей разных диаспор. Это своеобразие нуждается в особом нравственно-психологическом анализе. Соответственно, самобытными могут быть (и будут) этнические типы корпоративных культур. Но уверенно можно сказать: книга подготавливает компетентного исследователя к соответствующим разработкам, а это - гарантия преодоления недостатков и трудностей.
Авторы хорошо понимают всю сложность и неоднозначность поднятых вопросов. Стоит согласиться с их мнением, что содержание книги носит программный характер, а каждая из рассмотренных в ней проблем нравственной регуляции экономической активности является высокоактуальной и перспективной для исследования. В заключении А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко намечают некоторые направления и принципы такой работы.
Книга, безусловно, вызывает доверие своим актуальным содержанием, научной и практической значимостью, манерой изложения. Хочется пожелать авторам дальнейших научных успехов в разработке поставленных проблем.
Л. Карнышев, доктор психологических наук, зав. кафедрой социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права, Иркутск
стр. 116
Критика и библиография. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Р. Х. СИМОНЯНА "РОССИЯ И СТРАНЫ БАЛТИИ"
Автор: Л. В. МИЛЛЕР
М.: Academia, 2003
В книге известного российского социолога Р. Х. Симоняна "Россия и страны Балтии" представлен анализ социально-экономических, социально-психологических, политических, этнокультурных и этнопсихологических аспектов жизнедеятельности стран Балтии в советский и постсоветский исторические периоды. Основное внимание уделяется проблеме взаимоотношений этих стран с Россией и титульного населения с российскими диаспорами, проживающими на данных территориях.
Вследствие всестороннего и глубокого анализа предмета исследования работа Р. Х. Симоняна имеет междисциплинарный характер. С одной стороны, автор анализирует и опирается на труды социологов, историков, социальных психологов, политологов, экономистов, с другой - вносит вклад в каждую из этих наук. Исследование проводилось в течение нескольких десятков лет, когда формировались предпосылки и происходили значимые исторические события в политической, социально-экономической и других сферах жизнедеятельности этих стран. Поэтому внимание автора сфокусировано на данных событиях, анализируется роль общественного сознания в этих процессах, рассматриваются социально-психологические феномены: групповая сплоченность, общественное настроение.
Автор исследует в работе ряд психологических проблем. Социальная психология как смежная наука изучает социально-психологические явления, возникающие в результате взаимодействия таких объектов (каждый из которых может выступать в качестве субъекта) как: личность, группа (малая и большая), общество. Поэтому представляют интерес результаты исследований общественного сознания русских эмигрантов в прибалтийских странах, а также местного населения в каждой из них, их мировоззрения. Р. Х. Симонян выявляет и показывает особенности национальной психологии каждого из трех балтийских народов.
Заслуживает внимания выделенная типология адаптации русских эмигрантов1 в Прибалтике. Выделено восемь типов (групп) адаптации. Учет исторического аспекта времени эмиграции, ее причин в совокупности с другими факторами, например, размером российских диаспор (соотношение с местным населением), сходством/различием в ценностных ориентациях русского и титульного населения каждой из прибалтийских республик дает возможность установления причинно-следственных связей и понимания проблемы адаптации мигрантов.
Рассмотрены понятия "культура" и "этнокультурные особенности", показана их дифференциация. Поэтому становится ясным, что зачастую противостояние между эмигрантами и местными жителями обусловлено не столько принадлежностью к разным этническим группам, сколько обычным культурным своеобразием (или, в отдельных случаях, даже отсутствием культуры), т. е. наблюдается так называемый конфликт различных культур (или социальный конфликт). Таким образом, выявлено, что упомянутые выше группы мигрантов имели свои культурные особенности (независимо от этнического состава). Этот вывод автора может снять некоторое напряжение, которое наблюдается в области изучения межгрупповых конфликтов. Несмотря на то, что очень трудно провести четкую грань между этнокультурными и культурными особенностями, не обусловленными принадлежностью к той или иной этнической группе, это следует делать, так как и внутри одной этнической группы выделяются различные типы культур (например, у разных классов, слоев населения и др.). Проблема заключается в том, что на межгрупповом уровне отношений срабатывает механизм стереотипизации, когда свойства и особенности отдельных личностей (или их типов) переносятся на всю группу в целом, что отражается на характере межгруппового взаимодействия. С такой обыденной психологией следует считаться. Эти феномены (представления и их крайняя выраженность, - стереотипы и предубеждения), конечно, вызывают пристальное внимание, так как именно характер восприятия определяет поведение, в том числе и межгрупповое взаимодействие. И, конечно, долг исследователя - провести границу между этнопсихологическими и социально-культурными особенностями независимо от принадлежности к тому или иному этносу.
Автор книги справедливо подчеркивает, что очень трудно выявлять, но вместе с тем необходимо учитывать такие дополнительные факторы, которые могут оказывать влияние на полученные результаты. Увеличение количества учтенных факторов дает большую возможность провести более детальный анализ исследуемой проблемы и более адекватно интерпретировать полученные результаты.
1 Русскими здесь считаются как русские, так и украинцы, представители Средней Азии и др. Однако исследование социально-психологических характеристик, а также типологии адаптации проводилось на выборке русских. - Л. М.
стр. 117
В связи с тем, что в настоящее время социальными психологами проводятся исследования, в которых учитывается региональный аспект выборки, представляют интерес не только современные определения терминов "регион", "территория", но и характер практического определения границ регионов, их состава, социально-экономических, культурных и других особенностей. По крайней мере, это некоторые из объективных факторов, которые находятся в тесной взаимосвязи с мировоззрением проживающих в данных регионах людей. Автор считает, что хотя региональное сообщество может включать в себя несколько этносов, обладающих своими конкретными чертами, неповторимыми свойствами, все же при этом население региона составляет целостность, характеризуемую выработанными в веках особыми формами симбиоза с природой, специфическими видами самообеспечения, общностью поведенческих черт, сложившихся в процессе адаптации людей к природной и социокультурной среде. В совокупности это квалифицируется как региональные особенности.
Выявлены особенности становления предпринимательства в России и прибалтийских странах. Показаны различия в экономической модели каждой из этих стран. Проведено сравнение предпринимательских предпочтений титульного населения и русских эмигрантов в прибалтийских странах. Так, титульному населению ближе сфера услуг, они меньше заняты посреднической деятельностью. Русские больше предпочитают сферу производства и меньше - сферу услуг, которая требует хорошего знания языка. Высказывается предположение, что различия в предпочтениях при выборе трудовой деятельности связаны с этнопсихологическими особенностями. Необходимость скрывать свои чувства, обязательная для работников сферы обслуживания, может входить в противоречие с чертами национальной психологи. Результаты более ранних исследований автора свидетельствуют о том, что характеру русских вообще свойственны такие характеристики, как: склонность к риску, азарт, коммуникабельность, способность к нетрадиционным решениям. При этом в книге подчеркивается, что выбор деятельности определяется в целом совокупностью факторов, связанных как с этнопсихологическими особенностями, так и с объективными, ситуативными условиями (например, место проживания, знание языка и др.).
В социально-психологическом исследовании большое внимание отводится объекту исследования (как носителю свойств изучаемого предмета). Поэтому представляет научный интерес, с точки зрения динамики процессов, происходящих в обществе, вопрос о социальной стратификации населения. Социально-классовая дифференциация в СССР в официальной статистике выражалась в соотношении трех основных групп населения - рабочие, колхозное крестьянство и интеллигенция (включающая инженерно-технический персонал). В реальной жизни может быть дифференциация на ранги, касты, кланы. Есть и другие основания для нее, это: богатство или имущественное положение, престиж, власть и др., которые не всегда обеспечивают "статусное постоянство". В результате социально-экономических преобразований в обществе произошла социальная поляризация. Люди, располагающие средним уровнем доходов (средний слой - потребитель сверх среднего уровня материальных и культурных благ), как показывают результаты исследований социологов (1998 г.), составляют незначительную долю. Автор говорит о том, что именно средний класс - носитель базовых ценностей гражданского общества, таких как самоуважение, самостоятельность в оценках, общественно-политическая активность.
Анализ данных и результаты исследований представлены таким образом, что, с одной стороны, сохраняется нейтральность авторской позиции, с другой - позиция автора проявляется в необходимости учета нравственно-этического фактора при анализе процессов, сопровождающих социально-экономическую динамику стран. В ходе радикальных экономических реформ недопустимо пренебрежение нравственно-психологическим миром человека. И тем более это недопустимо по отношению к пожилым людям и тем категориям населения, которые в силу своих физических ограничений не могут вести активный образ жизни, а, следовательно, жить полноценной жизнью. Не следует забывать, что в процессе стремительного распада СССР миллионы наших сограждан остались за пределами России, теперь уже в ближнем зарубежье. Стабилизация положения занимает долгие годы, десятилетия, в течение которых остро встают проблемы, подлежащие их разрешению. Впрочем, многие оказались мигрантами в собственной стране, не меняя своего места жительства.
Адаптация вовсе не означает, что люди должны отказываться от своих ценностей, интересов. Для взрослых со сформированными установками, ценностями это практически невозможно, да и не нужно. Возможна их коррекция с учетом реальных обстоятельств. Я не считаю, что проблема адаптации должна полностью ложиться на плечи самих людей. Оптимальная адаптация зачастую возможна в благоприятных условиях, в остальных случаях - это выживание. А если адаптация зависит как от личности, так и от общества, значит, государство должно предпринимать серьезные шаги, в которых проявляется забота о людях, уважение к ним. То, что в работе поднимается проблема нравственных ценностей, столь необходимых для цивилизованного общества, вселяет надежду на то, что порядочность, честность, чут-
стр. 118
кость, справедливость, взаимопомощь останутся ведущими в культуре нашего народа.
В итоге можно сказать следующее.
Во-первых, в книге можно ознакомиться со сравнительным анализом процессов, происходящих в странах России и Балтии. Общественное сознание населения России и стран Балтии имеет свои отличительные особенности, вследствие чего каждая из стран идет своим путем общественных преобразований. Детерминирующими факторами являются как этнокультурные, так и региональные особенности, обусловленные географическим положением, историческими событиями, экономическими условиями. Социально-психологическое своеобразие населения стран Балтии характеризуется более высокой солидарностью при решении политических вопросов, определяющих впоследствии и все остальные. В России же широкая общественность была не только отчуждена от участия в проведении реформ, но и лишена объективной информации о происходящих социально-экономических процессах и, как следствие этого - утрата социальной солидарности, социальное разобщение.
Во-вторых, представители русской диаспоры в странах Балтии отличаются между собой уровнем адаптированности, культурным своеобразием, творческим потенциалом, мировоззрением. Особенности их адаптации во многом определены так называемыми эмиграционными волнами, каждая из которых образована исходными историческими событиями страны исхода. Это и переселенцы довоенных, дореволюционных событий, и первые эмигранты уже из советской России. Их потомки в настоящее время являются самыми интегрированными в Прибалтийских странах.
В послевоенное время сюда переселялись представители российской творческой интеллигенции, а также специалисты, получившие распределение в эти страны после окончания вузов и отличавшиеся толерантностью и постоянной готовностью сотрудничать с новым обществом. Профессиональная квалификация рабочих, занятых в освоении новых технологий на крупных предприятиях, переезд которых связан с производственной необходимостью, также была здесь востребована и вызывала у местного населения доброжелательное отношение.
Сложнее складывались отношения между титульным населением и социальной группой военнослужащих, особенно, офицерами-отставниками и представителями рядового состава срочной службы, оставшимися на новом месте жительства, а также с лицами, переехавшими в Балтию по оргнабору или лимиту на строительство крупных хозяйственных объектов союзного значения. Напряжения в данном случае возникали не столько в межэтнической области, сколько в межкультурной. Таким образом, социально-психологическая адаптация эмигрантов во многом определилась социальными установками (как эмигрантов, так и титульного населения), культурным своеобразием, соотношением самооценок и межгруппового восприятия.
В данной рецензии не говорится о других результатах исследования Р. Х. Симоняна, например, об особенностях функционирования СМИ в новых условиях и о многом другом. Думаю, что заинтересованный читатель ознакомится с ними самостоятельно.
Л. В. Миллер, кандидат психологических наук, ИП РАН
стр. 119
Критика и библиография. ХРОНИКА
Автор:
8 апреля 2004 г. на заселении Диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН состоялась защита Ушаковым Дмитрием Викторовичем диссертации по теме "Структура и динамика интеллектуальных способностей", представленной на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии.
Автором разработана структурно-динамическая теория интеллекта, согласно которой проблематика индивидуальных особенностей интеллекта может быть понята лишь в развитии. Сформулированы основные принципы теории: производность структуры интеллекта и его генерального фактора от динамики интеллекта; многомерный анализ интеллектуальных функций; разработка метода структурно-динамического моделирования для объяснения многомерных взаимосвязей интеллекта.
Структурно-динамический подход к исследованию интеллекта объединил и включил в контекст теории следующего, более высокого методологического уровня, положения и эмпирические данные факторно-аналитических подходов к интеллекту, психологии развития интеллекта, социально-психологических и психогенетических подходов. Работа имеет не только общепсихологическое, но также методологическое междисциплинарное значение.
Разработана оригинальная модель развития интеллекта и креативности - модель множественных путей. В ней раскрываются механизмы зависимости интеллекта и креативности человека от сложного взаимодействия личностных, метакогнитивных и когнитивных структур, которые формируются под воздействием различных путей средового влияния. Показаны обратные связи в этой системе, благодаря которым сами интеллектуальные и творческие способности влияют на формирующие их факторы.
Выявлены характерные связи между уровнем интеллектуальных и креативных способностей и социальной адаптацией людей. Показано, что интеллект в целом является положительным моментом в адаптации, однако феномены дезадаптации могут наблюдаться в тех случаях, когда большой интеллектуальный потенциал направляется в сферу абстрактного мышления. Впервые выдвинут принцип комплексного анализа интеллектуальных функций. Предложен переход от изолированного анализа одних лишь выражаемых корреляциями симультанных связей интеллектуальных функций между собой к многомерному анализу, который отражает ряд свойств интеллектуальных функций.
Введена новая классификация психических функций, основанная на их делении по принципу скорости развития и величины индивидуальной вариативности. Показано ее эвристическое значение для анализа интеллекта и креативности. Непосредственным следствием выявленного деления когнитивных функций является феномен "диссинхронии" развития одаренных детей, заключающийся в том, что одаренные дети, опережающие свой возраст, тем не менее, никогда не соответствуют по структуре своего интеллекта детям старшего возраста.
Предложена информационная компьютерная модель, объясняющая в единой системе ряд фундаментальных феноменов, относящихся к разным областям психологии развития интеллекта и не получивших убедительной интерпретации в ранее разработанных подходах других исследователей. Сюда относятся следующие феномены: подъем показателей одних видов интеллекта при задержке или остановке роста других; отрицательных корреляции между разными видами интеллекта; увеличение наследуемости показателей интеллекта с возрастом, большая наследуемость социально востребованных психических функций - например, вербального интеллекта и др.
* * *
На заседании Диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01. - общая психология, психология личности, история психологии Стрельцовой Ириной Викторовной "Динамика и условия формирования перцептивной гипотезы в процессе изобразительной деятельности" (научный руководитель: доктор психологических наук, профессор В. А. Барабанщиков).
Диссертация посвящена проблеме изучения психологических закономерностей и детерминант развертывания перцептивных гипотез. Ап-
стр. 120
робация метода видеосъемки с "покадровой фиксацией" процесса рисования предмета с натуры позволила выявить структурно-динамические характеристики перцептивных гипотез, предложить их многомерную классификацию и по-новому описать стратегии решения перцептивных задач. В работе показана возможность влияния стилевых особенностей личности на процесс изображения предмета с натуры.
В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что в основу классификации перцептивных гипотез могут быть положены их структурные (однокомпонентность; двухкомпонентность; многокомпонентность) и временные (кратковременность, долговременность-стабильность, долговременность-динамичность) показатели. Комбинация структурно-динамических характеристик определяет эффективность перцептивной гипотезы, а их преобладание на том или ином этапе решения задачи - предпочтение одной стратегии другой. Развитие перцептивной гипотезы в процессе решения изобразительной задачи проявляется в усложнении структурных параметров: начальный этап решения характеризуется преобладанием однокомпонентных и двухкомпонентных кратковременных гипотез, заключительный этап - доминированием многокомпонентных кратковременных. Установлено, что условиями выдвижения наиболее адекватной перцептивной гипотезы являются поленезависимость личности, а также сбалансированное сочетание восприятия перспективы, пропорций и светотени (объемной формы) предмета. Влияние поленезависимости личности на адекватность графического образа становится менее значимо при выборе личностью эффективной стратегии решения изобразительной задачи.
Практическое значение работы определяется возможностью использования полученных результатов при отборе и обучении людей, деятельность которых непосредственно связана с решением перцептивных задач (дизайнеров, художников, архитекторов и др.).
* * *
На заседании Диссертационного совета Д 002.016.03 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.13 - психология развития, акмеология Родионовой Натальей Витальевной на тему "Понимание ситуаций радиационной опасности профессионалами и непрофессионалами" (научный руководитель - доктор психол. наук, профессор В. В. Знаков ).
Диссертация посвящена проблеме изучения личностных и когнитивных факторов, влияющих на понимание ситуаций радиационной опасности профессионалами и непрофессионалами. Разработана оригинальная авторская методика оценки радиационной опасности.
Обнаружена и эмпирически доказана взаимосвязь понимания ситуаций радиационной опасности с такими личностными характеристиками, как экстернальность - самоотношение, внутренняя конфликтность, склонность к риску, рациональность. Показано, что независимо от профессиональной принадлежности при высоком уровне личностной тревожности, экстернальном локусе контроля, низком уровне склонности к риску испытуемыми завышается опасность пострадать от воздействия радиации. Выявлены половые различия в понимании радиационной опасности.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке профессионалов - операторов атомных электростанций. Данные о причинах различий в понимании ситуаций радиационной опасности применимы для устранения неблагоприятных психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действующих с момента катастрофы и по настоящее время; в системе социально-психологической службы для оказания помощи лицам, находящимся в посткатастрофной ситуации вследствие радиационного загрязнения местности; при прогнозировании последствий радиационного воздействия на людей.
Полученные данные включаются в разработку психопрофилактических и коррекционных процедур по повышению фрустрационной толерантности населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных технологических объектов. Формирование адекватного образа радиации помогает создать эффективную индивидуальную и коллективную информационную защиту.
* * *
На заседании Диссертационного совета Д 002.016.02 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертаций, представленных на соискание ученой степени кандидата спихологических наук по специальности 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии.
1. Ходакова Елена Юрьевна. "Факторы среды и индивидуально-психологические различия стар-
стр. 121
ших школьников" (научный руководитель - кандидат психол. наук С. Д. Бирюков).
В работе проанализированы основные подходы к исследованию воздействия факторов среды на формирование интеллектуальных и личностных характеристик. Выявлены средовые факторы, наиболее значимо влияющие на интеллектуальные и личностные особенности.
Разработаны программы исследования и экспериментальные схемы; проведен масштабный эксперимент, в котором в качестве независимых переменных выступили факторы семейной микросреды: социо-экономические параметры и особенности отношений в семье. Показано, что в семьях более старших родителей создается специфическая микросреда, благоприятствующая развитию интеллекта детей; установлено, что существенным фактором, трансформирующим средовые влияния на психологические особенности детей, является показатель полноты семьи.
Полученные данные могут быть использованы при разработке комплексных обучающих программ, а также программ развития института семьи, социальной политики, связанной с ее планированием; в практике профессионально-ориентационной работы, индивидуального и семейного консультирования.
2. Фридман Алексей Юрьевич. "Зависимость очередности жизненных целей личности от их субъективной мотивационной значимости" (научный руководитель - доктор психол. наук, профессор В. Г. Асеев ).
Исследовалось влияние субъективной мотивационной значимости жизненных целей личности на планируемую очередность их реализации. Выявлены факторы построения планируемой очередности реализации жизненных целей: фактор связанной очередности, фактор несвязанной содержательной очередности, фактор несвязанной динамической очередности или достижимость.
Субъективная мотивационная значимость рассматривается как совокупность отдельных показателей. Из множества выделены показатели, существенные для построения очередности жизненных целей. Определено понятие итоговой оценки субъективной мотивационной значимости, которая выражается линейной комбинацией отдельных показателей значимости. Установлено, что иерархия жизненных целей, построенная на основе итоговой оценки значимости, совпадает с порядком распределения этих целей по планируемой очередности их реализации в будущем.
В работе впервые выявлены, определены и проанализированы психологические механизмы, посредством которых осуществляется влияние оценок значимости на очередность: компенсация отдельных показателей значимости, блокирование и безусловное разблокирование реализации жизненной цели отдельными показателями значимости, недооценка или переоценка величины итоговой значимости. Данный подход позволил различать планирование высоко значимых, средне значимых и низко значимых жизненных целей. Было показано, что эти различия продиктованы структурными особенностями средних элементов последовательности составных величин, таких, как итоговая значимость. Эти особенности заключаются в значительном увеличении разнообразия сочетаний величин частных показателей значимости, а также связаны с наличием в средней зоне амбивалентных жизненных целей.
* * *
Состоялась защита диссертации, представленная на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05 - социальная психология Елисеевой Натальей Дмитриевной "Культурологические особенности социальных представлений народа Саха о нравственном человеке" (научный руководитель - кандидат психологических наук М. И. Воловикова ).
В диссертации раскрыто психологическое содержание традиционных феноменов якутской культуры (субъектное диалогическое отношение к природному миру, "культура молчания") в контексте социальных представлений о нравственном человеке. Традиционной культурно-специфической особенностью народа Саха является субъектное диалогическое отношение к природе. Нормы и правила якутской культуры направлены на поддержание представлений об одухотворенности природы. Основная ценность - почитание социального и природного миров.
Выявлено, что современные социальные представления о нравственном человеке народа Саха связаны с особенностями традиционной якутской культуры: расширение границ нравственного поведения за счет понимания природного мира как полноправного участника жизни человека, ориентация на мнение группы, акцент на сотрудничество с социальным и природным миром.
Проведен анализ тендерной специфичности и возрастной динамики социальных представлений.
стр. 122
Тендерная специфичность социальных представлений о нравственном человеке заключается в преобладании социально-этических характеристик в представлениях женщин и деловых качеств личности в представлениях мужчин.
Возрастные различия социальных представлений о нравственном человеке в подростковой и молодежной группах отражают актуальные для данного возраста проблемы. В социальных представлениях людей среднего и пожилого возраста наиболее ярко проявляется качество динамичности социальных представлений.
Полученные данные позволяют разработать ряд практических рекомендаций для организации тренингов и индивидуального консультирования по межкультурному взаимодействию, полезны при составлении курсов - этнопедагогики, этнопсихологии и кросс-культурной психологии - и формировании имиджа современного политика.
стр. 123