Понимание человеческой природы. В целом экзистенциалисты полагают, что люди строят свою жизнь путем выборов, которые они делают
В целом экзистенциалисты полагают, что люди строят свою жизнь путем выборов, которые они делают. Даже в самых плохих ситуациях, например во время пребывания в нацистских концлагерях, существовала возможность принимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, такие как решение бороться за выживание (Frankl, 1969b). Экзистенциалисты сосредоточиваются на этой свободе выбора и действия, которое следует за выбором. Они рассматривают человека как автора своей жизни: жизнь человека ограничена ровно настолько, насколько каждый сам ограничивает ее. Они утверждают, что люди ответственны за любой выбор, который они делают, и что некоторые выборы являются более правильными и более значимыми, чем другие. Например, люди, высоко ценящие творчество, служение другим, дружбу и личностный рост, в своем сообществе или в семейном окружении могут, как описывал Абрахам Маслоу, переживать кульминационные моменты: они очень эмоционально ощущают полное единение со всей вселенной (Hoffman, 1990). Вот как может быть охарактеризовано такое состояние; «холистическое восприятие мира, естественная тенденция к синергии, ощущение себя пребывающим в духовном, межличностном, межкультурном и интернациональном состоянии, более осознанная и свободная мотивация» (Chandler, Holden & Kolander, 1992, p. 168).
С другой стороны, те, кто предпочитает потакать своим слабостям, могут почувствовать свою ненормальность и никчемность. Они могут испытывать то, что Франкл (1959) назвал экзистенциальным вакуумом (ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл). В экстремальных случаях у этих людей может развиться расстройство, названное Франклом ноогеническим неврозом (noogenic neurosis) (проявляющееся в ощущении бесполезности существования) (Das, 1998).
Согласно Франклу (Frankl, 1962), «смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает» (р. 113), Смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях: а) наивысший смысл (на уровне мироздания); б) смысл момента; в) общепринятый каждодневный смысл (Das, 1998). Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:
· путем совершения поступка – то есть достигая цели или выполняя что-либо;
· путем переживания ценности, например восторгаясь творениями природы, культуры или любви;
· путем страдания – то есть занимаясь поиском собственного адекватного отношения к фатальной неизбежности.
Экзистенциалисты полагают, что психопатология – это следствие неудачных попыток сделать значимые выборы и в максимальной степени использовать свой потенциал (МсШгоу, 1979). Вследствие неуверенности (тревожности), которая сопровождает действия, человек может избегать делать выборы и не реализовать свой потенциал. Тревожность часто ассоциируют с параличом, хотя Мэй (May, 1977) утверждает, что умеренная тревожность может оказаться полезной и стимулирующей и может содействовать изменению человека. Он допускает, что клиенты могут завершать экзистенциальное консультирование в состоянии большей тревожности, чем она была до начала консультирования, но в таких случаях клиенты сознают свою тревожность и могут, следовательно, направлять ее к конструктивному использованию (May, 1967). Таким образом, одна из центральных проблем в теории экзистенциалистского подхода к консультированию – место и смысл тревожности в человеческой жизни. Акцент в рамках данного подхода делается на «внутреннем человеке» и на исследовании ценностей аутентичной личности. Осознавая собственные чувства и конечность человеческого существования, человек становится способным совершать тот выбор и принимать такие решения, которые увеличивают его жизненные возможности и являются наиболее «здоровыми».