Глава 5 индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения

Мы обсудили выше, что условия жизни сообщества, расставляя акценты насущности в разрешении различных адаптационных задач и тем самым выделяя общие приоритеты и основные ценности людей, определяют развитие особых типичных конфигураций культурного сознания. Рискуя вызвать упрек в превышении профессиональной компетентности, мы пытались усмотреть их в известных формах культуры и соотнести с акцентуацией в развитии отдельных уровней индивидуального сознания. В этом разделе мы вернемся в более привычную область и постараемся рассмотреть особенности типичных конфигураций индивидуального сознания.

В данном случае мы тоже будем соотносить их с характерными чертами в развитии отдельных уровней системы организации сознания, которые могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними биологическими предпосылками. Эти предпосылки, как уже обсуждалось, могут определить индивидуально большую или меньшую выносливость субъекта в восприятии интенсивности влияний среды, его различную активность в удовлетворении телесных нужд, разную способность выдерживать напряженность неопределенной ситуации, как и разную потребность в контакте с другими людьми.

Как сама нервная система на разных уровнях организации мозга может иметь разные параметры выносливости, по-разному реагировать на процессы нервного возбуждения и торможения (Небылицын В. Д., 1966; Данилова Н. Н., Крылова А. Л., 1989), так, видимо, и психическая система может проявить особую силу, выносливость или особую слабость, чуткость в развитии отдельных уровней сознания. Целостность же всей системы определяется динамичным балансом ее внутренних оппозиций, поэтому индивидуальное отклонение параметров одного из уровней не может не сказаться на развитии других и на изменении конфигурации всей системы сознания.

Такая взаимообусловленность в развитии позволяет создать огромное количество комбинаций индивидуальных черт отдельных уровней, что создает условия образования множественных индивидуальных фигур сознания. Далее мы рассмотрим лишь самые выраженные варианты, порождаемые акцентуацией слабости (чуткости) или силы (выносливости) одного из ее уровней. Нашей задачей будет проследить весь континуум проявления акцентуации от индивидуальных характеристик уровня, рождающих особые преимущества, даже одаренность, целостной системы сознания до формирования его патологических особенностей, ведущих к дисбалансу всей системы, к ее деформации и даже к поломке.

Учитывая, что наши рассуждения являются достаточно схематичным обобщением, мы постараемся конкретизировать их, соотнося, где это возможно, выделяемые нами типы организации поведения и сознания с привычными человеческими типажами или с литературными персонажами, которые своей живучестью в культурном сознании уже доказали узнаваемость в реальной жизни.

Мы не имеем достаточных оснований для прямого соотнесения выделенных нами вариантов дисбаланса, деформации и поломки с конкретными клиническими единицами (исключение составляет лишь попытка определить среди них место детского аутизма - наиболее знакомого нам клинического синдрома). Тем не менее мы надеемся, что и другие представленные нами патологические варианты будут в некоторой степени узнаваемы для клиницистов и смогут дать им интересный материал для размышлений.

Рассмотрим поочередно обе линии изменения системы организации сознания: в зависимости от увеличения выносливости и от повышения чувствительности ее отдельных уровней. Мы будем стремиться проследить, во-первых, как в этих условиях идет развитие механизмов самого акцентуированного уровня, во-вторых, как эта акцентуация влияет на механизмы других уровней, и, в-третьих, как в связи с этим меняются их взаимоотношения - целостная фигура всей системы сознания.

Наши рекомендации