Процессуальные и организационные формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами.
Взаимодействие следователя с органами дознания протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными.
К процессуальным закон относит следующие нормы взаимодействия:
1) принятие органом дознания оперативно-розыскных мер: переданному следователю для установления преступника и уведомление о их результатах следователя;
2) выполнение органом дознания поручений и указаний следователя о производстве розыскных и следственных действий;
3) оказание органом дознания содействия следователю по его требованию при производстве отдельных следственных действий. Содействие может выражаться в охране места производства следственного действия, наблюдении за подозреваемым, обвиняемым и другими лицами во время обыска, осмотра, обеспечения безопасности участников следственного действия и др.;
4) выполнение органом дознания постановлений следователя о приводе обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, потерпевших, розыске обвиняемого, о заключении обвиняемого под стражу. Привод по поручению следователя производится милицией;
5) обмен следователя и органа дознания в процессе предварительного следствия устной или письменной информацией, в том числе получаемой в ходе оперативно-розыскной деятельности.
К непроцессуальным формам взаимодействия следователя с органами дознания относятся согласованное планирование действий по реализации оперативно-розыскных данных о преступлении, по розыску преступников и т.д.
24. Виды оперативно-розыскных мероприятий по Закону Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности».
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятсяследующие оперативно-розыскные мероприятия:
1) опрос граждан; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) слуховой контроль; 10) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных ообщений; 11) прослушивание телефонных переговоров; 12) снятие информации с технических каналов связи;13) оперативное внедрение;14) контролируемая поставка;15) оперативный эксперимент.
Таможенные органы Республики Беларусь осуществляют оперативно-розыскные мероприятия, указанные в части первой настоящей статьи, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 6,9-13
Органы внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь проводят оперативно-розыскные мероприятия, указанные в части первой настоящей статьи, только в целях обеспечения безопасности органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1-6 части первой статьи 7 настоящего Закона.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие вреда здоровью людей и окружающей среде.
Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов внутренних дел и государственной безопасности в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также иных лиц с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещаются проведение оперативно-розыскных мероприятий, хранение и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Законом физическими и юридическими лицами.
Запрещаются разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Республику Беларусь и вывоз за ее пределы не уполномоченными на то в установленном порядке физическими и юридическими лицами специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.