Фундаментальное упражнение
Убираем руки.
На счет раз-два-три выдавливаем три раза воздух только мышцами щёк. Пух-пух-пух.
На третьем « пух » одновременно с ним делаем короткий вдох через нос.
Из опыта я знаю, что только самый ленивый не может научиться делать это упражнение. Однако оно настолько важно для нашего дальнейшего развития, что я рекомендую его делать везде и всюду, где только это возможно.
Это упражнение укрепляет мышцы щёк и автоматизирует вдох.
Однако мы не забываем теперь, что наш вдох – это вдох через гайморовые пазухи, живот наполнен воздухом как воздушный шарик, иначе уже просто быть не должно.
Нижняя челюсть немного приотпущена, рот пятачком, губы вибрируют, уголки рта прижаты к зубам.
Раз, два, три – на этот счёт мы выдавливаем мышцами щёк воздух изо рта, а на счет « три » делаем вместе с движением щёк быстрый вдох через нос (гайморовые пазухи).
Если вы освоили фундаментальное упражнение, то переходим к следующему пункту, если не освоили, то тренируемся везде и всюду, доводим это важнейшее упражнение до совершенства, или до абсурда.
4. Берём диджериду.
Расслабляем губы фырчанием. Вставляем губы в диджериду, сжимаем – напрягаем рот, прижимаем уголки рта к зубам и
делаем фундаментальное упражнение в диджериду – пух-пух-пух, а на третьем пух
делаем вдох. Если вы всё делаете правильно, то на каждый «пух» в диджериду должен раздаваться какой-то звук. Этот звук похож на плеск, плевок, рык. Звук должен быть обязательно. Если у вас звук не получается, снова и снова расслабляем губы фырчанием и напрягаем рот, прижиманием уголков губ к зубам.
Звук нам нужен крепкий, настоящий. Добиваемся этого звука тренировкой.
5.Основной тон. «Танцы языка и щёк».
Мы уже умеем извлекать основной тон.
Берем диджериду и на одном вдохе поем наше «ту».
Теперь вашему личному творчеству предоставляется возможность во время звучания основного тона совершить колебание щекой, ударить щекой (щеками, если вы играете на дидже центральной частью рта), получить «всплеск».
Попробуем сделать это движение щекой в конце нашего «ту» (запас воздуха на исходе).
Ту – звучим, а заканчиваем «ту» ударом щеки, всплеском. Теперь попробуем в момент этого удара сделать короткий, быстрый вдох через нос, ведь мы уже освоили фундаментальное упражнение, а значит, мы умеем в момент удара щекой делать вдох. Делаем это упражнение до тех пор, пока его не освоим. Всё делаем легко с максимальным комфортом, то есть, расслаблением-напряжением.
Тууу- в конце плеск плюс вдох. Как только это у вас станет получаться, попробуем после вдоха продолжить основной тон. Это и будет непрерывное дыхание.
У кого-то это получится, но чаще всего после короткого и быстрого вдоха произойдет маленькая остановка в подаче воздуха из легких в диджериду.
Догадайтесь, почему возникает эта пауза?
Всё дело в нашем языке. Он касается нёба и отлипает от него не так быстро, как нам нужно. На долю секунды он прилипает к нёбу подольше. А это означает лишь то, что мы должны его немного потренировать.
Тренируем наш язык.
Упражнение делаем без диджериду.
С максимально возможной скоростью говорим «ту-ту-ту-ту» и «ку-ку-ку-ку».
Обращаем внимание на язык. Когда мы произносим ту-ту-ту (быстро), средней своей частью язык касается нёба, когда произносим ку-ку-ку, то язык касается нёба своим корнем. Чем быстрее мы произносим эти слоги, тем быстрее касание языка, то есть мы его таким образам тренируем.
Вообще-то наш язык всё умеет делать сам. Нам просто нужно двигать языком очень быстро, заставить его танцевать ту-ту-ту, ку-ку-ку.
Теперь пробуем сделать так - Вдох, основной тон – туу, колебание щекой ( удар щекой ) одновременно с коротким вдохом–плеском и снова основной тон. Это и есть наше непрерывное дыхание.
Если и на этот раз у вас не получилось непрерывное дыхание, возвращаемся в пункт 3 или 4ещё раз, но если непрерывное дыхание не получилось и во второй раз, то переходим к следующему пункту.