Роль когнитивных факторов в поведенческой терапии
Ранние поведенческие терапевты решительно отвергали все формы когнитивного влияния, возможно ради желания избавиться от всего, что имеет привкус ментализма. В течение двух десятилетий эта ситуация изменилась кардинальным образом, так что П. т. в 80-е гг. испытала муки обновления в т. н. «когнитивной революции». Переоценка роли процессов и продуктов познания вызвала значительные разногласия и споры в рядах поведенческих терапевтов. Для нек-рых из них когнитивные процессы и продукты яв-ся не элементами поведения, а гипотетическими конструктами, используемыми для объяснения отношений между окружающей средой и поведением. Для других когнитивные факторы представляют собой неотъемлемый компонент П. т., к-рый должен получить объяснение либо на основе какой-то известной формы обусловливания, либо на основе введения не сформулированного еще дополнительного теорет. понятия.
Отношения между когнитивными факторами и поведением остаются все еще недостаточно ясными. Все виды терапии, вероятно, яв-ся одновременно когнитивными и поведенческими в той или иной степени. Большую ясность сможет внести лишь дальнейшее развитие адекватной технологии комплексного исслед. связей мозга, поведения и познания.
В действительности все совр. процедуры П. т. предполагают какое-то когнитивное воздействие. Большинство поведенческих терапевтов отвергает радикальный или метафизический подход в пользу той или иной формы методологического бихевиоризма. Более адекватно рассматривать совр. поведенческих терапевтов как ориентирующихся скорее на наблюдаемое поведение, а не на теорию бихевиоризма. Тем не менее, дебаты по поводу бихевиоризма в П. т. далеко не утихли и вопрос о том, что яв-ся и что не яв-ся в ней философски обоснованным, остается предметом живейших споров.
Некоторые специалисты, признавая невозможность философского или концептуального объединения психоан. и П. т., тем не менее настаивают на возможности и желательности какой-то формы взаимодействия этих направлений на уровне практики.
См. также Бихевиоризм, Модификация поведения, Классическое обусловливание, Когнитивные терапии, Оперантное обусловливание
С. М. Фрэнкс
Поведенческая терапия (behavior therapy)
В психологии встречается целый ряд терминов, часто используемых как взаимозаменяемые, хотя они в той или иной степени различаются по своему происхождению и значению: П. т., модификация поведения, поведенческая инженерия, воздействие на поведение, прикладной анализ поведения, бихевиоризм, когнитивная модификация поведения, обусловливание, оперантное обусловливание, S—R (стимульно-реактивный) подход, соц. научение, заместительное (vicarious)научение, подкрепление, ситуационный менеджмент, контроль стимулов и мультимодальная терапия.
Первым известным источником, в к-ром появился термин П. т. (behavior therapy), был научный отчет Линдсли, Скиннера и Соломона (1953) о применении результатов своих исслед. оперантного обусловливания в лечении психически больных. Линдсли, предложивший этот термин Скиннеру, исходил из простоты понятия «поведение» и связи, через слово «терапия», с др. методами лечения.
Независимо от этого первого употребления термина П. т. и независимо друг от друга, А. Лазарус использовал термин П. т. для обозначения применения методики «реципрокного торможения» Вольпе в лечении больных неврозами, а Г. Айзенк — для обозначения приложения «совр. теории научения» к поведению невротиков. Наблюдения Айзенка основывались на процедурах, применяемых группой исследователей, работавших в то время в лондонской клинике Модели. Эти исследователи последовательно и единообразно определяли П. т. в терминах «теории научения».
В первой статье, посвященной «П. т.», к-рая была опубликована в журн. Annual Review of Psychology, Краснер доказывал, что этот новый подход к изменению поведения возник в результате слияния 15-ти направлений развития психол. науки в 50— 60-х гг. Эти направления можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Концепция бихевиоризма в эксперим. психологии.
2. Исслед. в области инструментального (оперантного) обусловливания.
3. Разраб. техники реципрокного торможения как процедуры «лечения».
4. Эксперим. работы группы исследователей в клинике Модели в Лондоне.
5. Применение понятий обусловливания и научения к проблемам поведения человека в 20—50-е гг. в США.
6. Интерпретация психоан. на основе теории научения, усилившая позиции последней как приемлемой базы для клинической работы.
7. Концепция классического обусловливания, берущая начало в работах И. П. Павлова, как основа для объяснения и модификации нормального и девиантного поведения.
8. Теорет. концепции и эмпирические исслед. в области усвоения соц. ролей и интеракционизм в соц. психол. и социологии.
9. Исслед. в психологии развития и детской психологии, подчеркивающие важность заместительного (викарного) научения и моделирования.
10. Исслед. соц. влияния характеристик требований, систематических ошибок экспериментатора, гипноза и плацебо.
11. Модель соц. научения в окружающей среде как альтернатива «модели болезни» в объяснении поведения человека.
12. Неудовлетворенность психотер. и психоаналитической моделью, подтверждаемая резкой критикой.
13. Развитие концепции клинического психолога в рамках модели ученого-практика.
14. Отход в психиатрии от ортодоксального сосредоточения на внутренней динамике и патологии в сторону концепций межличностного взаимодействия и влияния окружающей среды.
15. Утопический акцент на планировании соц. окружения, призванном вызывать и поддерживать оптимальное поведение человека.
Основы «системы веры» приверженцев П. т. включают: а) формулирование понятий т. о., чтобы их можно было проверить экспериментально; б) понятие «лаборатории», распространяемое на весьма широкий спектр объектов — от лабиринтов для животных через типовые эксперим. ситуации для исслед. процессов научения у человека до больниц, школ, домов и общин; в) понимание исслед. как воздействия (лечения), а воздействия (лечения) как исслед. и г) подробно разработанную стратегию терапии или изменения.
Объединяющим фактором в П. т. служит ее происхождение из экспериментально установленных процедур и принципов. Сами эксперименты в области научения, давшие начало П. т., отличаются широким разнообразием, но все они имеют одну общую характеристику — строго соответствуют критериям научного исслед., включ. контроль переменных, представление данных, воспроизводимость результатов и вероятностный подход к поведению.
Канфер и Филлипс выделили 4 типа П. т., и эта классиф. все еще в ходу: 1) интерактивная терапия, требующая продолжительного цикла личных интервью, в ходе к-рых вербальное поведение терапевта выполняет роль катализатора изменений у пациента; 2) побуждающая терапия, использующая предложения и задания с целью научить клиента быть терапевтом для себя самого; 3) воспроизводящая терапия, меняющая поведение путем воспроизведения отдельных значимых фрагментов жизни пациента в терапевтической обстановке, и 4) терапия вмешательства, в к-рой терапевт прерывает ограниченные, малоуспешные реакции по мере того, как они появляются во взаимодействии пациента в его обычном окружении.
Специалисты по прикладному анализу используют средовые переменные, чтобы произвести изменения поведения. Разработан широкий спектр методик вмешательства на основе принципов подкрепления, контроля стимулов, наказания и угашения, выведенных из результатов лабораторных исслед. Мн., если не большинство используемых в общественных приложениях (community applications)методик, могут служить иллюстрациями прикладного анализа поведения.
Второй подход, к-рый Каздин и Уилсон назвали необихевиористской S—R моделью с промежуточными переменными, осн. на принципах классического обусловливания, сформулированных в ранних работах И. П. Павлова, К. Л. Халла, Э. Р. Газри, О. X. Маурера и Н. Миллера. Вольпе проделал осн. работу по интеграции этого материала в рамках систематического терапевтического подхода. Концепции промежуточных переменных и гипотетических конструктов (напр. Халла и Маурера) служат оправданием использования терминологии, отражающей идею опосредования реакции на стимул промежуточными переменными. Дальнейшее развитие этого подхода иллюстрируется использованием ненаблюдаемых процессов, таких как мысленное представление вызывающих тревогу стимулов при систематической десенсибилизации.
Новейшая группа поведенческих терапевтов использует термин «когнитивно-поведенческая модификация» и понятие когниции для обозначения своего подхода к процедурам вмешательства. Эти исследователи подчеркивают важность находящихся в фокусе их внимания когнитивных процессов и внутренних событий как медиаторов изменения поведения. Ключевые понятия этой группы включают гипотетические модели действительности, атрибуции своего и чужого поведения, мысли, образы, самоотчеты, самообучение, установки, стратегии реакций и др. конструкты для описания и объяснения «когнитивных процессов».
Подход к П. т. с позиций соц. научения получил теорет. обоснование в работах А. Бандуры. На паттерны поведенческих реакций оказывают влияние внешние стимульные события (гл. обр. через классическое обусловливание), внешние подкрепления и, что важнее всего, внутренние (промежуточные) когнитивные процессы. Изменение поведения достигается в первую очередь благодаря процессу символического моделирования, при к-ром научение происходит через наблюдение и кодирование репрезентативных (представляющих) процессов), базирующихся на этих наблюдениях или даже на воображаемом материале.
Теория соц. научения подчеркивает реципрокное взаимодействие между поведением индивидуума и его окружением. Считается, что индивидуум способен управлять изменением своего поведения. Бандура придал законченное выражение подходу соц. научения в концепции «самоэффективности», центральное место в к-рой отводится ожиданиям индивидуума в отношении своего поведения, корректируемым под влиянием обратной связи эффективности действий, компенсаторной информ. и психол. изменений.
Краснер и его коллеги используют концепцию энвайроментального проектирования (environmental design)в подходе к изменению поведения, связывающем концепции прикладного анализа поведения и соц. научения с элементами энвайроментальной психологии, «свободного образования», архитектуры и соц. планирования.
Бихевиористы подчеркивают вечно актуальную тему: безотлагательное решение энвайроментальных проблем в нашем об-ве, — и убеждены в том, что именно они, бихевиористы, способны внести весомый вклад в решение этих проблем. Возвращается послевоенная тема «лучшего об-ва» как цели бихевиористов, хотя в действительности она была частью поведенческого направления в психологии на протяжении всей истории его развития.
Все ранние авторы в этой области полагали, что имеется тесная связь между их исслед. и социально-этическими приложениями и следствиями их научных изысканий. Спор о том, имеет ли наука ценностную ориентацию или она свободна от нее, был неотъемлемой частью истории П. т. Взгляды на связь научных исслед. и об-ва наиболее ясно отражены в публикациях Скиннера, в особенности в его романе «Уолден-два» (Walden two). Этот роман, написанный ученым, чьи осн. исслед. сами по себе еще не оказали тогда большого влияния на психол. науку, поднимал вопросы, касающиеся соц. систем, этики и морали; он предвосхищал соц. и этические вопросы, заданные П. т. и привлекшие к себе большое внимание в 70-е и 80-е гг. Растущую озабоченность как у профессионалов, так и у общественности все время вызывал вопрос: «П. т. — для чего именно?» Что яв-ся желательным поведением человека в данных обстоятельствах и кому это решать?
См. также Модификация поведения, Когнитивные терапии, Скрытое обусловливание, Мультимодальная терапия, Психотерапия
Л. Краснер
Поведенческая токсикология (behavioral toxicology)
П. т. изучает изменения поведения под воздействием веществ, содержащихся в окружающей среде. Это — гибридная наука, основу к-рой составляют поведенческие науки и токсикология. Учитывая усиливающуюся связь между поведенческими науками и неврологией, может оказаться так, что более подходящим термином для обозначения этой области может стать нейроповеденческая токсикология.
Исслед. поведенческих эффектов на людях, подвергавшихся действию токсических веществ, отстают от аналогичных исслед. на животных, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, существуют этические нормы, запрещающие подвергать людей действию потенциально вредных веществ. Во-вторых, большинство доступных методов измерения эффектов воздействия токсичных веществ оказались нечувствительными к низкоуровневым воздействиям. Потенциальное значение П.т. заключается в понимании того, что изменения поведения могут быть самым ранним признаком подверженности чрезмерному воздействию токсических веществ.
Самые ранние симптомы отравления ртутью у людей — раздражительность, тревожность, бессонница, робость и эмоциональная неустойчивость. Постепенно возникающие изменения настроения и характера остаются незамеченными жертвой, несмотря на возрастающие проблемы в соц. отношениях, депрессивные тенденции и признаки ипохондризации. Психол. тесты показали наличие положительной корреляции между временем воздействия ртути на организм и нейротизмом и интроверсией.
Широко исследовались ранние нейроповеденческие эффекты органических растворителей. Эти исслед. установили наличие новой болезни — синдрома органических растворителей (СОР), признанного в Скандинавии следствием воздействия растворителей на организм чел. Симптомы почти идентичны жалобам при отравлении солями тяжелых металлов и включают утрату инициативы, неспособность сосредоточиться, повышенную утомляемость, эмоциональную неустойчивость, головные боли и сексуальную дисфункцию.
Одна из наиболее трудных проблем, с к-рыми сталкивается П. т. — возможность индивидуально повышенной чувствительности к определенным веществам. Есть сообщения о том, что некоторые пищевые добавки и красители могут вызывать гиперактивность у детей; этот феномен назван гипотезой Фейнголда (Feingold hypothesis), вчесть его первооткрывателя. Небольшое число гиперактивных детей обнаруживают повышенную чувствительность к некоторым пищевым добавкам.
Поведенческая тератология, раздел П. т., занимается изучением функциональных эффектов действия токсинов в период развития НС. Экспозиция может происходить пре- или постнатально. К числу активно изучаемых токсинов относятся пищевые добавки, терапевтические и наркотические препараты, гормоны, алкоголь, соли тяжелых металлов и пестициды. В качестве животной модели часто использовались новорожденные крысы, поскольку развитие мозга крысы в течение первой недели после рождения сравнимо со стадией развития мозга чел. в конце третьего триместра беременности. Так, согласно Рупперту, «изучение постнатального воздействия потенциальных нейротоксинов на поведение крыс может быть полезной стратегией для оценивания функциональных последствий нейротоксического поражения на более поздних стадиях развития мозга».
Вещества, принимаемые во время беременности, могут вредно влиять на развитие плода и вызывать нарушения в его организме и поведении. Напр., потребление алкоголя во время беременности может вызвать алкогольный синдром плода (АСП).
Ряд исслед. указывают на возможность нейротоксического действия алюминия как потенциальной причины болезни Альцгеймера (БА). Это отчасти подтверждается обнаружением повышенной концентрации алюминия в мозгу жертв БА, рядом сообщений о том, что интоксикация алюминием может вызывать феномен гемодиализного слабоумия (измененное поведение и деменция у почечных больных, подвергавшихся гемодиализу), а также многочисленными экспериментами на кошках, кроликах и крысах.
Одним из примеров исслед. на животных, в к-рых получены доказательства изменения поведения вследствие отравления алюминием, является работа Торна и сотрудников. При кормлении взрослых крыс пищей с разной концентрацией примесей алюминия, повышенный уровень его в мозгу животных коррелировал с ухудшением результатов в задачах пассивного избегания и зрительного распознавания. Наивысшая концентрация алюминия обнаружена в гиппокампе, к-рый, по-видимому, обладает сродством к концентрации таких металлов как свинец и цинк.
По-видимому, осознание того обстоятельства, что существует огромное количество потенциально нейротоксичных веществ, как натуральных, так и синтетических, действию к-рых люди подвергаются в повседневной жизни, способствовало быстрому развитию области П. т., начиная с ее зарождения в 1975 г.
См. также Ацетилхолинестераза, Лечение алкоголизма, Лечение наркомании, Нейрохимия, Психофармакология
Б. М. Торн
Поведенчески выверенные оценочные шкалы (behaviorally anchored rating scales)
П. в. о. ш. (BARS) — подход, к-рый П. Смит и Л. М. Кендалл разработали в 1963 г. с целью создания строгой, хорошо структурированной оценочной (рейтинговой) шкалы для применения в сфере труда. Этот подход основан на методе критических случаев Дж. Фланагана, к-рый описывал реальные образцы (случаи) поведения на рабочем месте, релевантные успешному или неуспешному выполнению трудового задания.
На данный момент созданы 2 разновидности П. в. о. ш.: поведенческие шкалы ожидания (behavioral expectation scales, BES) и поведенческие шкалы наблюдения (behavioral observation scales, BOS). Разработка шкал с использованием обоих подходов может требовать значительных временных затрат и привлечения мн. людей, поэтому применение этих процедур обычно ограничивается крупными орг-циями, в к-рых категории работы предполагают множество должностей (или рабочих мест) в каждой.
Обе процедуры BARS начинаются одинаково. Экспертов (как правило, непосредственных руководителей или исполнителей конкретной работы) приглашают принять участие в заседаниях различных групп. В процедуре BES,первая группа экспертов описывает осн. измерения, или характеристики данной работы, после чего вторая группа разрабатывает эпизоды (случаи) выполнения работы, соответствующие различным уровням каждого из выделенных первой группой измерений. Третью группу просят сделать «обратный перевод» работы первых двух групп, т. е. распределить представленные ей в случайном порядке формулировки эпизодов по соответствующим категориям. Формулировки эпизодов, не попавшие в соответствующую категорию работы или в соответствующее измерение, отбрасываются вследствие их неопределенности. Четвертую группу просят присвоить числовые оценки оставшимся формулировкам эпизодов. И снова пункты с расхождением оценок (высокое стандартное отклонение) изымаются из набора формулировок эпизодов. Наконец, двух непосредственных руководителей просят оценить каждого своего работника, и в заключении проводится анализ на предмет того, являются ли выделенные измерения работы независимыми.
Процедура BOS также начинается с того, что группа экспертов разрабатывает описания поведенческих эпизодов. Последующие встречи группы связаны с уточнением и редактированием этих описаний, разнесением их по измерениям работы и определением того, яв-ся ли эти описания и измерения настолько независимыми, насколько это возможно. Затем к.-л. из подчиненных оценивается по каждому эпизоду или пункту с использованием шкалы, варьирующей от 7 (очень часто) к 1 (очень редко). Подобным образом можно встроить все эпизоды в шкале и определить их вклад в общую оценку. Основным преимуществом процедур BARS, по-видимому, яв-ся вовлечение орг-ции в процесс разраб., что обеспечивает поддержку с ее стороны при последующем внедрении и использовании шкалы.
См. также Профессиографический анализ, Шкалирование по Лайкерту, Шкалирование, Шкалирование по Терстоуну
Л. Бергер
Поведенческие контракты (behavioral contracts)
Одним из фундаментальных принципов поведенческой терапии яв-ся функциональный закон эффекта: поведение в целом контролируется условными, зависящими от обстоятельств подкреплениями (reinforcement contingencies). Термин «функциональный» здесь подразумевает, что наиболее важные паттерны челов. поведения не определяются точными, взаимно-однозначными соотношениями с внешними последствиями. Несмотря на это, условные (зависящие от обстоятельств) стимулы и события могут оказывать мощное влияние. Многие из наиболее эффективных стратегий поведенческой терапии, такие как жетонная система или программа воспитания родителей, оказывают действие, гл. обр., благодаря систематическому контролю условных подкреплений: поощрению желательного поведения и наказанию или угашению нежелательного. Эти оперантные подходы в особенности эффективны в работе с зависимыми популяциями, такими как маленькие дети и пациенты психиатрических больниц, когда терапевт или представляющее его лицо (напр., родитель) контролирует мн. виды подкреплений.
Манипулятивные оперантные стратегии мало пригодны для работы со свободными группами или с теми, кто имеет много источников подкрепления, напр. с подростками или с амбулаторными пациентами. Разумеется, оперантные принципы применимы и здесь, но применять их можно лишь в том случае, если индивидуум добровольно вступает в условное соглашение. П. к. — это терапевтические соглашения, в к-рых стороны договариваются подвергнуть проблемное поведение оперантному контролю. Одно лицо дает согласие выполнять поведение X или воздерживаться от поведения Y, в ответ на что др. лицо соглашается обеспечивать положительные последствия или приостанавливать отрицательные последствия. Как и при любом оперантном вмешательстве, критическим элементом считается условная связь между поведением и результатом. Единственной особенностью является то, что обе стороны заранее договариваются о введении оперантной системы, в отличие от экспериментов по оперантному научению, когда такая система вводится экспериментатором в одностороннем порядке.
П. к. широко использовались в 3-х областях: терапевтическом планировании, супружеской терапии и семейной терапии с подростками. Цели, стратегии, предполагаемая длительность лечения и методы оценки результатов обсуждаются заранее и ясно формулируются в терапевтическом контракте. Соглашение может быть письменным или устным и обычно пересматривается с введением изменений после пробного периода. Т. о., пациенты знают, что включает в себя лечение, в чем механизм его действия и чего им ожидать в смысле стоимости, времени и предполагаемых результатов. Они могут принять информированное решение о том, участвовать им в терапии или нет.
П. к. широко используются в поведенческой супружеской терапии. Их роль основана на понимании супружеского счастья в рамках модели поведенческого обмена (behavioral exchange). Супружеские отношения, как и все межличностные отношения, определяются реципрокностью. Супруги обусловливают поведение друг друга положительным подкреплением или наказанием в зависимости от того, что они получают друг от друга. Счастливые браки характеризуются широким взаимообменом положительными подкреплениями. Супруги сотрудничают, помогают друг другу и испытывают удовольствие от частого обмена знаками внимания, участия, любви и т. д.
Разрозненные клинические данные подтверждают пользу супружеских контрактов, но пока еще не накоплены статистические данные, свидетельствующих об их эффективности. Высказывалось мнение, что результат обеспечивается, в основном, за счет решения проблем в ходе переговоров и формулировании условий контракта, а введение специфических условных подкреплений оказывается попросту излишним. Кроме того, заключение контракта может сопровождаться даже негативным эффектом вследствие открытого обозначения проблем и затрагивания вопроса о мотивации партнеров к изменению поведения. Некоторые виды поведения (напр., любовь, секс) ценятся лишь тогда, когда они воспринимаются как самопроизвольные и искренние. Поведение, обусловленное контрактом, явно лишено этих характеристик; следовательно, оно может подвергнуться обесцениванию. Ввиду этих сложностей, роль и применение супружеских контрактов нуждается в дальнейшем изучении, прежде чем можно будет сделать обоснованные выводы об их полезности.
Третья область частого применения П. к. — семейная терапия. Контракты представляются особенно полезными при работе с семьями, в к-рых есть дети-подростки с обычными проблемами переходного возраста или с делинквентным поведением. Сам процесс заключения контракта учит решению проблем, переговорам и достижению компромиссов. В контрактах уточняются поведенческие цели для ребенка и разумные последствия (положительные и отрицательные), обеспечиваемые родителями. Контракты устраняют произвольность дисциплинарных установлений и определяют привилегии и ограничения для подростка, с к-рыми согласны как родители, так и ребенок. Типичный контракт может выглядеть следующим образом: «В дни школьных занятий — с понедельника по пятнику — Джон будет приходить домой не позднее 22 часов. Если он хотя бы раз не придет домой к этому времени, он останется дома в субботу вечером. Если будет приходить вовремя, то в субботу сможет воспользоваться семейным автомобилем и отсутствовать до 2 часов утра. Если он нарушит время субботнего комендантского часа, то не сможет пользоваться машиной две следующие субботы». Как и в случае супружеских контрактов, такие семейные контракты имеют клиническую полезность. Поскольку цели терапии родителей и подростков сосредоточены в большей мере на смягчении открытого конфликта и достижения приспособления, чем на восстановлении любви и привязанности, вопросы о мотивации стоят менее остро. Однако, трудно отделить воздействие контрактов от других аспектов терапии и нет убедительных данных об их эффективности.
См. также По следствия, естественные и логические
А. С. Беллак
Поведенческие ритмы человека (human behavioral rhythms)
Возможности взрослого чел. значительно изменяются в зависимости от времени, и некоторые колебания оказываются достаточно регулярными, чтобы называться ритмическими. К наиболее очевидным П. р. ч. относятся суточные или циркадные ритмы, наглядно иллюстрируемые множеством различий между состояниями сна и бодрствования. Однако ссылка на период сна дает неполное описание 24-часового ритма. Если состояние бодрствования искусственно навязывается в ночные часы, то такие функции, как вигильность, распознавание паттернов, время реакции, координация и решение задач существенно ухудшаются в период 3—4 часов ночи по сравнению с обычным временем челов. деятельности. Этим объясняется, по крайней мере частично, более низкая производительность труда и более высокий процент несчастных случаев на производстве в ночную смену по сравнению с дневной. Кроме того, когда в обычные часы бодрствования проводятся равномерно распределенные во времени многократные тесты, средние результаты выполнения относительно простых заданий, как правило, лучше в более поздние, чем в ранние часы тестирования, причем разница достигает 20%.
Предпринимались попытки связать эти поведенческие циклы с такими биолог. циклами, как выработка надпочечниками кортикостерона и динамика температуры тела.
Не всякая деятельность улучшается на протяжении дня. Увеличение объема оперативной памяти на цифры в период с 8.00 до 10.30 сменяется устойчивым снижением, несмотря на продолжающееся повышение температуры тела; да и при решении более интеллектуальных задач, самые высокие показатели, по всей вероятности, достигаются в первом утреннем тесте. В качестве рабочей гипотезы высказывалось предположение, что при низкой нагрузке на память имеет место прямая связь между выполнением (performance)и температурой, а при высокой нагрузке на память эта связь становится обратной.
При нормальных условиях различные функции индивидуума находятся в относительно постоянных временных отношениях друг к другу и к циклу сон—бодрствование. Когда происходит изменение социально обусловленного графика жизни, как в случае перевода работника из дневной смены в ночную или быстрого перемещения через несколько часовых поясов, приспособление некоторых функций к новому режиму происходит практически сразу, тогда как у других функций этот процесс может занять несколько дней. В течение этого переходного периода обычные временные отношения между функциями с необходимостью утрачиваются, и возникает состояние так называемой внутренней десинхронизации, к-рое может приводить к разного рода соматическим и психол. расстройствам.
Меньше известно о более коротких циклах поведения, накладывающихся на циркадные ритмы. Был установлен базисный цикл работы и отдыха (basic rest / activity cycle, BRAC)продолжительностью от 90 до 100 минут, отражающий не только ритмическое появление эпизодов быстрых движений глаз во время сна, но изменения множества показателей выполнения в период бодрствования.
Для многих лабораторных животных были составлены графики ритмов, приблизительно соответствующих периодичности приливно-отливных, лунных и сезонных явлений природы. Что касается людей, анализ демографических данных обнаруживает систематические сезонные вариации показателей рождаемости, общей смертности и самоубийств. Некоторые показатели, по-видимому, статистически значимо связаны с географической широтой, а в некоторых странах обнаружена поразительная согласованность показателей в течение десятилетних периодов. Природу средовых факторов, порождающих такие закономерности, как и природу способности организма реагировать на них, нам еще предстоит установить.
См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Циркадный ритм, Производительность труда работника, Ритм
Ф. Фингер
Поведенческий контраст (behavioral contrast)
П. к. относится к изменению поведения в результате перехода от одного условия подкрепления к другому. Это феномен исследуется с использованием процедур отдельных попыток и процедур свободного реагирования (оперантных). Процедура отдельных попыток (discrete-trial procedure), такая как прохождение лабиринтов, ограничивает реагирование специфической, задаваемой извне ситуацией, тогда как в условиях оперантного научения реакции не ограничиваются, по крайней мере внутри широких пределов пространства и времени. При использовании процедуры отдельных попыток животные подкрепляются в случайной ситуации и затем получают более или менее благоприятное условие подкрепления в той же самой ситуации. Последовательный положительный контраст возникает, когда выполнение задачи за теперь уже более благоприятное подкрепление улучшается вследствие предшествующего опыта с менее благоприятным видом подкрепления. Последовательный отрицательный контраст наблюдается в результате замены более благоприятного на менее благоприятное условие подкрепления; выполнение задачи подавляется в сравнении с группой, которая постоянно получала такое менее благоприятное подкрепление.
Одновременный контраст возникает, когда реакция на раздражитель изменяется вслед за изменением в условии подкрепления другого раздражителя.
В то время как одновременный положительный контраст надежно достигается при использовании оперантных процедур, одновременный отрицательный контраст обнаруживается только при специальных условиях применения этой процедуры обучения. В большинстве оперантных экспериментов реагирование не изменяется на тот раздражитель, к-рый связывается с неизменяемым режимом подкрепления, следуя более благоприятному изменению др. режима подкрепления. В целом, в ситуациях свободного реагирования при смене условий подкрепления обнаруживается скорее положительный, чем отрицательный контраст, тогда как отрицательный контраст возникает при смене условий подкрепления в ситуациях отдельных попыток.
П.к. продолжает привлекать внимание исследователей, поскольку он выглядит исключением из законов угашения реакции и генерализации раздражителя. Напр., если условие подкрепления делается менее благоприятным для раздражителя в последующем обучении, где два раздражителя связаны с эквивалентными режимами подкрепления, тогда, исходя из сходства этих двух раздражителей и от закона угашения реагирования на сигнальный раздражитель, следовало бы ожидать не усиления, а снижения мощности неизменяемого компонента подкрепления.
См. также Классическое обусловливание, Оперантное поведение, Виды подкрепления
Э. Рикерт
Поведенческое вмешательство (behavioral intervention)
Вмешательство — это общий термин для обозначения любого воздействия, имеющего целью изменить текущее поведение другого чел. или выбранную им линию поведения. При проведении вмешательства изменения поведения добиваются либо прямо влияя на него, либо манипулируя средовыми переменными, либо осуществляя то и другое одновременно. В типичном контексте этот термин используется для указания на процесс ослабления симптома, заботы (беспокойства) или проблемы поведения, отрицательно сказывающихся на росте, функционировании и благополучии чел. Помимо этого, вмешательство может применяться в целях предотвращения поведенческой дисфункции или развития челов. потенциала. Психотер., супружеское консультирование и консультирование по вопросам продвижения по службе — все это примеры приложений П. в.
П. в. можно описать в пространстве двух измерений. Первое измерение — это контекст, в к-ром оно совершается. Контекст образован сторонами, участвующими в процессе вмешательства, и исполняемыми ими ролями. Второе измерение — это сам процесс, фактические действия, совершаемые участниками.
Контекст.Вмешательством можно считать только такие случаи, когда о наличии симптома, беспокойства или проблемы поведения заявляет сам чел., вследствие чего он и называется клиентом. Клиент является обслуживаемой стороной, к-рой др. сторона — специалист по вмешательству (напр., терапевт, консультант, советник и др.) — предоставляет соответствующие услуги. В большинстве случаев клиент — добровольный, принимающий самостоятельные решения участник процесса вмешательства, к-рый обратился за помощью в разрешении возникших у него проблем. От специалиста по вмешательству ожидается, что он проявит понимание и применит все свое профессиональное мастерство, чтобы помочь клиенту справиться с проблемой. Т. о., эффективное вмешательство требует участия, по меньшей мере, одного клиента и одного специалиста. Однако в этом процессе могут принимать участие несколько клиентов и/или специалистов. Например, групповая психотер. предполагает участие нескольких клиентов, а и иногда и ко-терапевтов.
Процесс.Существуют различные теорет. подходы, с соответствующими методами воздействия, в рамках к-рых может описываться процесс вмешательства и его результат, напр., психодинамическая теория, клиентоцентрированная теория и бихевиоризм. Многочисленные исследователи при каждом удобном случае отмечали очевидное противоречие и отсутствие единства среди множества различных подходов, применяемых на практике. Поэтому данной области явно не достает разделяемого большинством понятийного и терминологического аппарата для детального описания процесса вмешательства на операциональном уровне.
Различные подходы имеют общую цель. Все они направлены на облегчение или разрешение проблем челов. поведения, независимо от их характера: лечебного, профилактического или связанного с развитием. Благодаря сосредоточению на этой общей цели, в последнее время появилась тенденция к описанию вмешательства как процесса решения задачи. С т. зр. решения задачи вмешательство рассматривается как процесс преодоления разрыва между существующим состоянием клиента и предпочтительным состоянием, к-рое представляется решением изложенной им проблемы. На этом уровне абстракции, вмешательство может быть описано независимо от к.-л. конкретной теоретической позиции, в терминах процессуальной активности, общей для большинства подходов.
Определение текущего состояния клиента. Первоначальные усилия в процессе вмешательства направлены на получение реалистической и детальной оценки того, какие обстоятельства в проблемной ситуации клиента оказываются в настоящее время действующими (напр., какие симптомы, поведенческие реакции, соц. или средовые факторы наиболее точно характеризуют изложенную клиентом проблему). Как правило, клиент склонен сообщать эти сведения по собственной инициативе в самом начале процесса вмешательства. Проводящий вмешательство специалист обычно помогает клиенту прояснить картину того, что вызывает у него озабоченность, используя данные непосредственного наблюдения или др. показатели, чтобы уточнить детали и проверить достоверность сообщаемых клиентом фактов. Важный аспект этой части процесса — расширение знаний об индивидуальных особенностях клиента, поскольку такие качества чел., как здоровье, личность и интеллект, могут вносить свой вклад в проблему или препятствовать использованию некоторых методов воздействия. На этапе заключительного анализа эта подготовительная работа позволяет создать исходное описание специфического характера проблем клиента.
Построение концепции решенной проблемы. После того как прояснено и описано текущее состояние клиента, дальнейшая деятельность сосредоточивается на построении концепции потребного будущего: гипотетических представлений о том, как могла бы сложиться последующая жизнь клиента при условии разрешения его проблемы. Назначение этой части процесса — идентифицировать цели, к-рых вмешательство должно достичь, чтобы избавить клиента от выражаемой им озабоченности настоящим положением дел. Формулируя цели вмешательства, специалист опирается на устоявшиеся представления о нормальном или более желательном поведении (с поправкой на знание потребностей клиента и его способности к изменению). Нередко специалист по вмешательству вступает в сотрудничество с клиентом, обсуждая с ним промежуточные цели как необходимые условия решения проблемы. Как только концепция того, что представляется решением проблемы сформирована, появляется целевое состояние, которого клиент с помощью процесса вмешательства и должен достичь.
Определение того, что способствует сохранению проблемы. Когда текущее поведенческое состояние клиента отличается от заданного целевого состояния, имеет место расхождение состояний. Данная часть процесса посвящена определению того, что способствует сохранению этого расхождения или, иначе говоря, что удерживает клиента от устранения несоответствия между текущим положением дел и картиной будущей жизни, возможной при решении проблемы. На этом этапе специалист по вмешательству анализирует всю доступную диагностическую информ., чтобы установить причину расхождения состояний. Эта часть процесса вмешательства дает возможность связать причину проблемы со стратегиями воздействия, подходящими для избавления клиента от того, что его беспокоит.
Определение и выбор методов воздействия. После того как специалист по вмешательству установил причины проблемы и определил условия ее стойкости, диапазон возможных стратегий воздействия значительно сужается. Чтобы еще больше сузить выбор воздействий — до наиболее совместимых с особенностями клиента, обычно рассматриваются такие его характеристики, как зрелость, интеллект, социальные навыки, здоровье и т. д. В конечном счете, специалист отбирает один или несколько способов решения проблемы и может даже совместно с клиентом выбрать тот конкретный способ, в эффективность к-рого клиент верит больше всего.
Применение стратегии вмешательства. После выбора стратегии П. в., предполагающей использование определенных методов воздействия, наступает та часть процесса, когда предпринимаются непосредственные действия по решению изложенной клиентом проблемы. Специалист осуществляет воздействие, с тем чтобы вызвать изменение поведения клиента и таким образом достичь целей вмешательства. При некоторых воздействиях для достижения желаемого изменения может потребоваться сотрудничество клиента и специалиста по вмешательству. Др. воздействия специалист может оказывать самостоятельно и незаметно для клиента, через действия, предпринимаемые для информирования, инструктирования, подкрепления и оказания др. форм поддержки клиента. Каким бы ни был баланс ответственности за осуществляемое воздействие, вмешательство действует на проблему в результате прямого влияния на поведение клиента, манипулирования факторами среды или того и другого вместе.
Оценка улучшения состояния клиента. После проведения любого из воздействий, включенных в стратегию П. в., специалист начинает отслеживать реакцию клиента. Для обеспечения непрерывной обратной связи в отношении эффектов вмешательства используется клиническая оценка (case evaluation). Чтобы следить за ходом изменений, вызываемых вмешательством, специалист может применять свободные методы, такие как личное наблюдение, или структурированные методы, такие как тесты. Независимо от используемых методов, текущая клиническая оценка крайне важна для обеспечения эффективности воздействия и определения момента, когда его цели будут достигнуты.
Отношение «специалист — клиент». Когда в решение проблемы вовлечены двое или большее число людей, межличностные отношения становятся неотъемлемой составляющей процесса. Поэтому поддержание позитивных, продуктивных отношений с клиентом существенным образом сказывается на результате совместного решения проблемы. Такие отношения благоприятствуют созданию поддерживающей среды, необходимой для изменения клиента, и формируют у него доверие к специалисту по П. в.
Динамика процесса.Только что описанные составляющие процесса П. в. представляют собой тесно взаимосвязанный комплекс элементов. Поэтому было бы редкостью обнаружить процесс, осуществляемый в такой же строгой последовательности, как вышеизложенная. Скорее каждый индивидуальный случай накладывает свой отпечаток на манеру осуществления вмешательства конкретным специалистом. В целом, однако, первую фазу вмешательства можно охарактеризовать как диагностическую. Она включает первые четыре составляющие, имеющие отношение к анализу проблемы. Вторая фаза — фаза действия — состоит в осуществлении определяемых стратегией вмешательства воздействий с целью решения проблемы. Цель третьей фазы — фазы обратной связи — обеспечить специалиста и клиента информацией об эффективности П. в. Если фаза действия была успешной, клиническая оценка подтверждает это и процесс вмешательства в отношении заявленной проблемы можно прекратить. Если фаза действия оказалась частично или полностью неэффективной, процесс может быть повторен специалистом в поисках новых исходных данных, позволяющих скорректировать воздействие. Непрерывные отношения специалиста с клиентом поддерживаются во всех трех фазах процесса П. в., чтобы обеспечить поддерживающие условия, необходимые для совместного решения проблемы.
См. также Клиническая психология, Консультирование, Психотерапия, Методики психотерапии, Социальная работа
Д. Фост
Поведенческое моделирование (behavioral modeling)
П.м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел., герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м. существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах.