Два похода к клинико-психологической диагностике.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
98. Предмет и структура клинической психологии.
Клиническая психология – это часть психологии.
Предмет клинической психологии:
- изучение расстройств и нарушений психика и поведения человека
- изучение личностных и поведенческих особенностей людей, страдающих различными заболеваниями
- изучение психологических факторов, которые определяют возникновение, развитие и лечение расстройств
- изучение особенностей взаимодействия больных с микросоциальной средой
Основные методы клинической психологии: беседа, наблюдение, анализ и т.д. В клинической психологии не может быть естественнонаучного эксперимента.
Разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психосоматическая медицина. Психопатология оперирует клиническими понятиями, а патопсихология – психологическими.
99. Междисциплинарный статус клинической психологии.
Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.
Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.
Связь клинической психологии с психопатологией. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов — восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз иисход патологического процесса).
Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины — психоневрология.
Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.
Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.
Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.
Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.
100. Психология здоровья как проблема, аспект клинической психологии.
Психология здоровья — раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946), психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья.
Это отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. П. з. больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией; Это междисциплинарная область психологических знаний о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984); объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.
В рамках первого подхода П. з. большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.
Проблемы здоровья и болезни описываются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая рассматривает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия (неспособность трудиться, прикованность к постели, пр.) нарушения здоровья (заболеваемость — показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах).
Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с точки зрения социальной. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ — для абсолютно здорового человека) (С. Мейес, Т. Элдерен, 2002). Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.
101. Задачи, решаемые клинической психологией.
Задачи клинической психологии:
· понимание причин нарушения психики
· изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие психических и поведенческих
· изучение специфики и характера нарушений развития психики ребёнка
· изучение характера отношений аномального ребёнка с окружающими.
102. Методы клинической психологии.
Диагностические методы
Цель клинико-психологического обследования: психологическая оценка личностной или поведенческой проблемы для последующего принятия решения о способах оказания профессиональной помощи.
Задачи обследования:
· диагностика
· анализ структуры и установление степени нарушений
· определение уровня психического развития
· выявление основных особенностей личности пациента
· оценка динамики психических нарушений, решение экспертных задач.
Диагностический процесс – это работа, направленная на разграничение нормы и патологии.
Медицинский диагноз направляется на соотношение психологической проблемы и конкретной классификации.
Постановка психологического диагноза – это психологический анализ проблемы, описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для данного пациента.
Клинико-психологическая диагностика:
1. описание проблемы – главные сопутствующие признаки: продолжительность, интенсивность, частота проявления, глубина, анализ актуализирующих проблему обстоятельств.
2. формальная классификация проблемы.
3. попытки объяснить возможные причины или условия возникновения проблемы.
4. прогноз развития проблемы в тех или иных ситуациях.
5. план действий по редукции состояния.
4 метода клинико-психологического обследования:
1. беседа, интервью
2. эксперимент
3. наблюдение
4. сбор анамнеза
Принципы проведения клинико-психологического интервью:
1. однозначность вопросов
2. доступность – пациент должно правильно понять вопрос
3. ответы должны быть проверяемы
4. интервью строится на принципе беспристрастности
Определение психического статуса пациента:
А) оценка внешности
Б) коммуникабельность и поведение во время беседы
В) настроение и эмоции
Г) оценка интеллекта и общего развития
Д) особенности восприятия себя, времени, реальность воспрития окружающего мира
Е) сбор анамнеза
Анамез – анализ истории жизни. Этапы сбора анамнеза:
1. протекание беременности.
2. протекание родов.
3. периоды развития: когда начал ходить, говорить, приучился к туалету.
4. медицинская история: травмы, в том числе черепно-мозговые травмы, несчастные случаи, отравления, операции, сопутствующие заболевания, медицинские препараты, которые человек массивно принимал.
5. анализ истории и характеристики семьи, выявление наследственных заболеваний.
6. социальные навыки ребёнка, отношения с родителями, сибсами, родственниками, педагогами, друзьями. Какие игры предпочитал в детстве.
7. род деятельности.
8. история образования.
9. досуг; если подросток – особое внимание уделить взаимоотношениям со сверстниками.
10. обращался ли к психологу ранее.
11. уровень ожидания окружающих по отношению к человеку, особенно к ребёнку и подростку.
В клинической психологии используется множество методов , позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
· Наблюдение
· Беседа
· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
· Биографический метод
· Изучение продуктов творчества
· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)
Терапевтические методы
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.
Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.
103. Современные подходы к понятию «норма» в клинической психологии.
Состояние человека можно представить как точку в двухмерном пространстве: норма-расстройство, болезнь-здоровье.
Понятие нормы. Выделяют норму:
1. статистическую (норма – наиболее типичный вариант для данной популяции). Этот подход хорош для витальных показателей, но не для психики.
2. нормативную (нома устанавливается обществом – традициями, идеалами).
3. индивидуальную.
Модели болезни:
1. биомедицинская (с 17 века). Сконцентрирована на изучении фактов, которыми являются клеточная концепция; теория возбудителя; концепция трех взаимодействующих сущностных характеристик – возбудителя, окружения и биологической предрасположенности; механистическая концепция – любое заболевание имеет материальную основу. В этой модели нет места личности больного и психолога.
2. биомедикосоциальная (биопсихосоциальная). В основе ей находится диада: диатез + стресс. Диатез – генетически детерминированная предрасположенность к развитию данного расстройства. Стресс – психосоциальные факторы, актуализирующие предрасположенность. В этой модели есть место больному и психолога.
104. Критерии общего и психического здоровья.
Подходы к пониманию здоровья:
§ негативный (здоровье – отсутствие болезней)
§ позитивный – определение здоровья ВОЗ.
(здоровье: 1. сохранены структурные и функциональные характеристики организма
2. имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде
3. сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Критерии психического здоровья (ВОЗ):
1. имеется осознание и чувство непрерывности своего «Я».
2. отмечается чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях.
3. критичность к себе и к результатам своей деятельности.
4. соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий.
5. способность управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
6. способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы.
7. способность изменить поведение в зависимости от внешних ситуаций и обстоятельств.
Правило 4-D для определения психического здоровья:
· Deviance – отклонение
· Distress – душевные страдания
· Dysfunction – психические дисфункции
· Danger – опасность для себя или окружающих
Психическое здоровье – сохранение способности социальной адаптации.
105. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.
Психопатология – отдел психиатрии, который занимается изучением симптомов и синдромов.
Симптом – строго фиксированное по форме описание признака, соотнесённое с определённой патологией.
Симптомы:
1. позитивные (продуктивные). При их развитии в результате болезненного процесса в психике человека появляется что-то новое – галлюцинации, иллюзии.
2. негативные – признаки обратимого или стойкого ущерба, изъяна, возникшего в результате болезненного процесса, например, амнезия, афазия и т.д.
Продуктивная и негативная симптоматика может проявляться в единстве.
Симптомокомплекс – совокупность симптомов.
Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой единым патогенезом.
Синдромы:
I. продуктивные
1. эмоциональные расстройства
2. аффективные расстройства: депрессивные и маниакальные
3. неврастенические расстройства: навязчивости, истерические и ипохондрические радикалы
4. паранойальные расстройства: вербальные галлюцинации (человек видит тексты)
5. галлюцинаторно-параноидные – все галлюцинации, кроме вербальных
6. синдромы помрачённого сознания: делирий, аменция, сумерки.
7. судорожные синдромы
8. психоорганические синдромы
II. негативные
1. истощаемость психической деятельности
2. субъективно-осознаваемая изменённость «Я»
3. объективно определяемая изменённость личности
4. нарушения гармоничности в личности
5. пониженный энергетический потенциал
6. регресс личности
7. амнестические расстройства
8. тотальное слабоумие
9. психический маразм
Расстройства могут быть психотического и непсихотического уровня.
Критерии психотического расстройстваа:
- грубая дезорганизации психики
- полное исчезновение критики
- исчезновение или понижение способности произольно руководить своими действиями (пограничные, невротичные)
Непсихотические, пограничные расстройства:
- адекватность психических реакций реальности по содержанию, но несоответствие по силе и длительности.
- сохранение критичности
- сохранение способности регулировать свой поведение в соответствии с законами психологии и реально сложившейся ситуации, которая может быть в разной степени ограниченной.
106. Диагностические принципы-альтернативы.
Два похода к клинико-психологической диагностике.
объясняющий | понимающий |
нозологическая парадигма | описательно-феноментологическая парадигма |
психолог опирается на общие выводы, которые применяются к широкой группе людей | анализ конкретной ситуации |
психическая деятельность – это набор отдельных процессов и состояний, каждый из которых связан с морфо-функциональным субстратом. Однако здесь обращается внимание, в основном, на внешнюю сторону проявлений | не придерживаются четкого разграничения нормы и нарушения. Имеет значение целостной субъективное состояния пациента. Принципы: - принцип понимания (субъективный смысл, который пациент вкладывает в психические феномены) - принцип невмешательства – необходимо абстрагироваться от синдромологического мышления - принцип беспристрастности и точности: необходимо исключить присущие диагнозу субъективные интерпретации. - тщательный подбор слов для описания состояния пациента. - принцип контекстуальности: феномен не существует изолированно от восприятия человеком мира |
107. Категория фактора в нейро- и патопсихологии.
Нейропсихологический фактор — структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним — факторный анализ).