Врожденные инстинктивные программы поведения мужчин и женщин. Условия их формирования и реализации
На протяжении многих веков для мужчин и женщин в естественных условиях под воздействием средовых, биологических, социальных и ряда других факторов вырабатывались две принципиально различных жизнеутверждающих концептуальные поведенческих стратегии. Кратко их можно сформулировать так: для женщины дом – это весь мир, для мужчины весь мир – это дом.
Именно эти стратегии во многом определяют отношение мужчин и женщин друг к другу, к детям и родственникам, а так же ко всем событиям, происходящим в их жизни и в окружающем мире.
Необходимо заметить, что различия в восприятии окружающего пространства и всех происходящих в нём событий формирует вполне определённые модели и алгоритмы поведения со стороны мужчин и женщин, которые вырабатывались в естественных условиях в течение множества поколений. Важно отметить, что они закреплены в виде инстинктивных программ на генетическом уровне и существенным образом отличаются между собой (мужские модели поведения от женских), взаимно дополняя друг друга. Кроме того, их специфика связана как с анатомическими отличиями в строении тела мужчин и женщин, так и с их психофизиологическими особенностями и биологическим предназначением.
Например, сложное строение головного мозга человека и его большие размеры, естественным образом сказались на чрезвычайно продолжительном сроке внутриутробного развития ребёнка. Этот же фактор повлиял на строение женского таза и тазобедренных суставов. Природная целесообразность обусловила его большие размеры, по сравнению с мужским, так как это способствует рождению здорового младенца и обеспечивает сохранность здоровья матери. С одной стороны, широкий женский таз существенно облегчал прохождение по родовым путям её ребёнка во время родов, с другой сделал женщину менее ловкой и быстрой. При этом вскармливание матерью новорожденного малыша грудью и необходимый тщательный уход за ним в течение нескольких первых лет его жизни обусловил привязанность женщины к её потомству и жилищу на значительный период её жизни. А значит, в существенной степени сделал её беспомощной и неспособной на самостоятельное существование в условиях дикой природы.
Таким образом, мужчина в жизни женщины занял исключительную роль, ведь он обеспечивал безопасность своей семьи и её защиту от агрессивных факторов внешней среды. Более того, мужчина реализовывал снабжение жены и своего потомства всеми необходимыми ресурсами на протяжении всей своей жизни, при этом организовывал сохранность подконтрольной ему территории от врагов.
Так значительные анатомические и психофизиологические различия между мужчиной и женщиной повлияли на разделение их ролевых функций в семье, обществе, а так же в области их взаимодействия с окружающей средой, сделав их специализацию достаточно определённой. Здесь всё устроено предельно просто и рационально. Женщина биологически менее приспособлена к взаимодействию с агрессивными факторами внешней среды, поэтому основными областями её компетенций и доминирования являются:
· исключительная биологическая и социальная роль женщины связанна с выбором наиболее достойного кандидата для продолжения рода, зачатия, вынашивания, деторождения, вскармливания, сохранения и воспитания потомства (особый режим ухода за детьми на ранних этапах их развития / в течение первых 3-5 лет), при этом она вместе с детьми находится в самом безопасном тёплом месте (рядом с огнем и запасами пищи);
· ввиду того, что женщина так или иначе значительную часть жизни проводит в жилище, либо около него, специфика её деятельности стала тесно связываться с ним (деятельность, в основном направленная на организацию и поддержание порядка в доме, в домашнем хозяйстве, создание семейного уюта);
· сферы деятельности связанны в основном с освоением и перераспределением уже добытых мужчиной ресурсов. В некоторых случаях обслуживанием процесса добычи и переработкой (их рациональное распределение и использование между всеми членами семьи);
· как уже говорилось ранее, женщина не приспособлена эффективно действовать в условиях угрожающих её жизни и здоровью, поэтому чтобы обеспечить свою жизнеспособность она должна уметь предвидеть и по возможности избегать обстоятельств, которые могут представлять для неё какую-либо опасность. В этой связи она знает, что должна подчиняться мужчине в области его компетенций, так как если она этого не сделает она и её дети могут пострадать (придет беда, враги, голод, хищники, и она вместе с детьми погибнет);
· и еще очень важное качество, которым должна обладать женщина, чтобы выжить и воспитать потомство. Она должна иметь навыки выстраивать отношения с мужчиной таким образом, чтобы он обеспечивал её нужды и нужды её детей в максимальной мере. В связи с этим она стремиться быть с мужчиной ласковой и сделать его жильё для него наиболее удобным местом для отдыха. Она старается всячески скрасить его досуг и приготовить пищу повкуснее, чтобы он мог полноценно восстановить силы, так как знает, что если мужчина не будет отдыхать, то он может погибнуть, не сможет принести много добычи или уйдёт к другой. Следовательно, она может остаться одна с детьми и наедине с опасностями, которых она так боится. Проще говоря, женщина должна уметь управлять мужчиной, чтобы «спрятаться за его широкую спину» в случае угрозы.
Другими словами, женщина по своей природе склонна к адаптации.Данный механизм предполагает её поведенческую и психическую подстройку к условиям среды её окружающей и ориентацию женщины на использование имеющихся в наличии ресурсов. Как правило, её деятельность обходится без создания новых структур, а так же каких – либо кардинальных изменений или преобразований структур, которые были сформированы ранее.
Мужчина в свою очередь стал выполнять функции связанные с защитой и обеспечением семьи, а так же поддерживать безопасность общины / племени / или другого социального образования, частью которого является он и его семейство.
В итоге, специфика деятельности мужчины стала целиком ориентирована на его взаимодействие с внешним миром (с окружающей средой за пределами границ ареала), т.е. вне семьи. У каждого мужчины на психогенетическом уровне заложены инстинкты исследователя, защитника/война, охотника / добытчика, однако они начинают в полной мере реализовываться лишь при определённых условиях, связанных с его развитием в процессе воспитания и образования на ранних этапах жизни.Так определённые виды игровой деятельности уже в раннем возрасте могут пробуждать у мальчиков ряд поведенческих стереотипов характерных для взрослых мужчин.
Сфера деятельности мужчины – разведка, охота, война, защита родичей от хищников и врагов, их снабжение необходимыми ресурсами, которые он должен добыть за границами ареала, либо создать их в процессе своей жизнедеятельности (их проявлениями являются результаты творческой деятельности мужчин, для реализации которой нужны немалые усилия - достаточно физической и интеллектуальной энергии). Т.е. деятельность мужчин предполагает их выход за зону комфорта (таковы законы становления и развития мужского начала), образование новых возможностей, создание не существовавших ранее структур или совершенствование / развитие уже существующих, поиск /приобретение стратегических преимуществ, использование которых, в последствие, обеспечивало жизнеспособность их социальной структуры и давало её членам возможность успешно конкурировать с иными общественными объединениями. Например:
· открытие, исследование и освоение новых территорий / знаний (в современное время – это научно-исследовательская деятельность, связанная с передовыми достижениями и открытиями в различных областях наук);
· приобретение нового опыта и его последующая передача сородичам (их обучение);
· изобретение и производство новых технических устройств / предметов;
· выявление, обнаружение и изучение потенциальных угроз (для семьи, рода, народа), а так же выработка решений по их устранению;
Основные задачи мужчины - методом логики просчитать ситуацию, поведение добычи, действия противника, последствия каких-либо своих действий. То есть от исходных известных данных, используя здравый смысл и известные причинно-следственные связи, прийти к определённому результату. Причем, критерием правильности будет соответствие результата поставленной задаче. Попросту - наличие добычи или победа над врагом.
Крайне важным аспектом является то, что ни мужчина, ни женщина друг без друга не в состоянии реализовать их врождённые (заложенные природой / богом) основополагающие психогенетические программы.
Мужчина без женщины не может: продолжить свой род, состояться в качестве вожака, добытчика и защитника, реализовать свой творческий потенциал, обеспечить себе «тыл» - подконтрольную ему территорию, где он бы мог полноценно восстановить силы.
Женщина так же крайне уязвима без мужчины. Без надёжного спутника жизни она не может: продолжить свой род, состояться в качестве матери и любимой жены - хранительницы домашнего очага, реализовать свой творческий потенциал, проявляя заботу о близких ей людях. Более того, без мужчины она будет постоянно находиться в стрессе, ощущая опасность, исходящую со стороны агрессивной среды (которой она опасается и всячески не желает с ней взаимодействовать) и страх остаться без мужчины. Это эмоциональный фон жизни любой женщины, в том числе современной.
Для того чтобы наглядно представить специфику взаимоотношений мужчин и женщин между собой и окружающей средой, предварительно введём условные обозначения представленные на рис. №…. и рассмотрим на рис. №… области их доминирования.
Рис. №…
Рис. 6. Области доминирования мужчины и женщины.