Познавательные процессы в управленческой деятельности

Под познанием в современной философии и психологии понимается одна из форм активности человека, существующая наряду сдругой ее формой — предметно-практической деятельностью. Познание — это специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды. В ней человек выступает как активное начало, субъект деятельности по освоению реальности. Его чувственная и логическая активность направлена на объект, выступающий в познавательном взаимодействии с субъектом как более пассивное начало.

Субъект и объект в познании противостоят друг другу как познающий и познаваемый: субъект постигает, а объект постигаем. С точки зрения современной теории познания идеальные модели, создаваемые субъектом в ходе познавательной деятельности, никогда не бывают тождественны, идентичны своему объекту. Познание, таким образом, определяется как процесс постижения доступных субъекту отношений между ним и объектом, результатом которого является та или иная информация о реальности.

Особенно важную роль в сложных познавательных процессах, обеспечивающих управленческую деятельность, имеют такие стороны познавательных способностей менеджера, как восприятие, память, интеллект, волевые качества.

Особенно важную роль в управленческой деятельности играют особенности восприятия людей руководителем.


3.2. Роль восприятия в управленческой деятельности

Под восприятием в психологии понимается непосредственное отражение действительности органами чувств, субъективный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция». Восприятие основывается на зрительных, слуховых, осязательных, вкусовых и обонятельных ощущениях, но зависит еще и от опыта, знаний, задач деятельности, выполняемой человеком. Поэтому восприятие, особенно восприятие человека человеком, включает в себя не только непосредственные ощущения, но все уровни психики, включая мышление.
Так, менеджер отмечает при оценке работника те его качества, которые важны для выполняемой им профессиональной деятельности. Особенно активно подобный комплексный процесс восприятия человека человеком осуществляется в процессе общения.

Руководителю важно учитывать, что одного и того же человека разные люди могут воспринимать, оценивать по-разному.

От правильного восприятия людей руководителем во многом зависит характер их взаимоотношений. Наиболее частые ошибки восприятия:

• эффект ореола, первого впечатления — сложившееся ранее общее благоприятное представление о человеке необоснованно переносится на те его качества, которые еще неизвестны. Так, иногда полагают, что человек, хорошо зарекомендовавший себя на рядовой, исполнительской должности, обязательно станет и хорошим руководителем, хотя о наличии у него специфических качеств, необходимых руководителю, ничего не известно. Путь избавления от ошибок подобного рода — более глубокое изучение человека, его личностных качеств;

• «эффект первого впечатления» — переоценка роли, значимости первой информации о человеке. Между тем первое впечатление часто бывает обманчивым. Выход состоит в том, чтобы, не делая окончательных выводов, учитывать не только первую, но и последующую информацию о человеке;

• «эффект стереотипа» — стремление упростить полученную информацию о человеке, оценить его по привычному шаблону.

Путь преодоления этой ошибки — избавление от шаблонов, более глубокое понимание того факта, что среди множества людей невозможно найти даже двух полностью одинаковых, что каждый человек неповторим, уникален и требует к себе индивидуального, а не стереотипного подхода.

Необходимость избегать подобных ошибок восприятия — важнейшая психологическая задача руководителя.

Наши рекомендации