Он отличается милосердием
Мусульманин, усвоивший установления своей религии и следующий её предписаниям, не просто отличается милосердием, но особо выделяется в этом отношении, так как он знает, что проявление милосердия к рабам Аллаhа на земле станет причиной того, что по отношению к нему самому будет проявлено милосердие с небес, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Смилуйся над тем, кто на земле, и помилует тебя Тот, Кто на небесах.[126]» (Ат-Табарани)
И из наставлений своей религии мусульманин узнал о том, что "Аллаh не помилует того, кто не милостив к людям". (Ат-Табарани). Кроме того, он знает также и о том, что "милосердия лишён только злосчастный". (Аль-Бухари в "Аль-Адаб аль-муфрад").
Более того, сознательный мусульманин понимает милосердие в широком смысле этого слова, не ограничиваясь его проявлениями только по отношению к своей жене, детям, родственникам и друзьям, но распространяя его на всех людей вообще. Он поступает так, поскольку слышит наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), говорившего о необходимости проявления милосердия ко всем людям и указывавшего на то, что милосердие является одним из необходимых условий веры. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы Аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллаh, который сообщил, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
"Не уверуете вы (по-настоящему), пока не станете милосердны". Люди сказали: "О посланник Аллаhа, каждый из нас не лишён милосердия". Он сказал: "Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие к людям вообще, милосердие ко всем!"[127] (Ат-Табарани)
Таким образом, имеется в виду всеобъемлющее и всеохватывающее милосердие, милосердие по отношению ко всем людям, которое ислам заставляет бить ключом в сердце мусульманина для того, чтобы все члены мусульманского общества были милосердными по отношению друг к другу и чтобы такое общество никогда не лишалось искренней любви, сердечности и взаимного сочувствия.
Что касается посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то он являл собой уникальный пример милосердного человека, в котором нашло воплощение всё то, что подразумевает собой это понятие, и который был настолько щедр на проявления милосердия к людям, что, заслышав во время молитвы плач ребёнка, он сокращал её,[128] из чувства милосердия к его матери, переживающей из-за этого. Об этом говорится в хадисе, приводимом Аль-Бухари и Муслимом и передаваемом со слов Анаса, который сообщил, что Пророк сказал:
«Поистине, я приступаю к молитве, желая продолжать её долго, а потом слышу плач ребёнка, и позволяю себе молится меньше, чем нужно, зная о том, в какое сильное волнение приходит из-за этого плача его мать.»
В другом хадисе сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) пришёл какой-то бедуин, который сказал: "Разве вы целуете своих детей! А мы не целуем их!" В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал ему:
«Что же я могу сделать для тебя, если Аллаh лишил твоё сердце милосердия?!» (Аль-Бухари и Муслим)
А однажды благородный посланник поцеловал Аль-Хасана ибн Али, в присутствии Аль-Акра'а ибн Хабиса Ат-Тамими, и тот сказал: "Поистине, у меня есть десять сыновей, но я никогда не целовал никого из них". Услышав это, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) посмотрел на него, а потом сказал:
«Не помилуют того, кто не милосерден!» (Аль-Бухари и Муслим)
Сообщается, что в своё время Умар, да будет доволен им Аллаh, хотел назначить правителем одного человека, но когда он услышал, как этот человек сказал то же, что сказал Аль-Акра' ибн Хабис, то есть то, что он никогда не целовал своих детей, он отказался от своего решения, сказав: "Если душа твоя не проявляет милосердия даже по отношению к твоим собственным детям, то как же сможешь ты проявлять его по отношению к (другим) людям?! Клянусь Аллаhом, я никогда не сделаю тебя правителем!" — после чего он разорвал грамоту о его назначении, которую приготовил для этого.
В результате усилий посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в сознании мусульманина расширился круг тех, по отношению к кому он считает необходимым проявлять милосердие, и оказалось, что в него входят даже животные, не говоря уже о людях. Это стало возможным благодаря тому, что он распространял среди людей свои мудрые наставления. Так, например, оба шейха передают хадис, в котором приводятся слова Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh: "Однажды посланник Аллаhа сказал:
Некогда человека, шедшего своим путём, стала мучить жажда, и тогда он нашёл колодец, спустился в него, напился, а потом выбрался наружу. И тут он неожиданно увидел собаку, высовывавшую язык и от жажды лизавшую влажную землю. Тогда этот человек сказал себе: "Жажда мучит эту собаку также, как раньше мучила меня" — после чего он снова спустился в колодец, набрал в свой башмак воды, взял его в зубы и не выпускал, пока не выбрался наружу, а потом напоил собаку, и Аллаh отблагодарил его, простив ему его прегрешения.
Люди спросили: "Так разве нам полагается награда и за животных?" Он сказал:
«За всё то, в чём есть живая душа полагается награда.» (Аль-Бухари и Муслим)
Кроме того, передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллаh ими обоими, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Одна женщина была подвергнута мучениям[129] и оказалась в огне за кошку, которую она держала взаперти до тех пор, пока та не сдохла от голода, и ей было сказано: "Когда ты держала кошку взаперти, то не кормила её, не поила и не выпускала, чтобы она сама могла питаться тем, что добудет на земле.» (Аль-Бухари и Муслим)
Что касается посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то он был милосерден как никто другой. Сообщается, что когда во время одного из походов он остановился на отдых, к нему подлетела птица, которая стала летать вокруг его головы, как бы обращаясь к нему с жалобой на обиду, поскольку кто-то из людей забрал её яйцо. И он обратился (к своим сподвижникам): "Кто из вас заставил страдать эту птицу, лишившуюся своего яйца?" Один человек сказал: "О посланник Аллаhа, это я взял её яйцо" — и тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Пожалей её и верни его обратно!" (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
Поступая так, посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) хотел, чтобы в сознании каждого мусульманина утвердилась идея широкого и всеобъемлющего милосердия, благодаря чему он стал бы милосердным по самой своей природе и проявлял милосердие даже по отношению к животным, ведь человек, в сердце которого есть жалость к животному, не будет жестоким и по отношению к своему брату.
Посланник Аллаhа был милосерден к людям и животным сам и неустанно учил тому же мусульман, добиваясь того, чтобы милосердие распространилось по всему мусульманскому миру и наполнило собой все те места, где они обитают. А когда милосердие действительно распространится по земле, на неё и на её обитателей прольются потоки милости и с небес, что послужит подтверждением словам благородного посланника:
«Смилуйся к тем, кто на земле, и помилует тебя Тот, Кто на небесах.[130]» (Ат-Табарани)