Классификации стилей управления (поведенческий подход)
Основными критериями оценки стиля руководителя являются:
· степень учета интересов производства;
· степень учета интересов людей.
Традиционная классификация стилей управления (одномерных).
· Авторитарный (автократический) стиль поведения.
· Либеральный стиль поведения.
· Демократический стиль поведения
Теория Х - У Дугласа Мак-Грегора (одномерные стили)
Стиль “X” - Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня, исходя из предположения, что это именно тот уровень, на котором находятся его подчиненные. Основные постулаты теории Х:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавляться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений безо всяких объяснений их связи с общими целями и задачами предприятия. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Авторитарный стиль основан на власти, применяемой в качестве способа влияния на окружающих с целью подчинить их своей воле.
Данный стиль характеризуется сосредоточением всей полноты власти и ответственности в руках руководителя. Различают жесткий и мягкий (благожелательный) авторитаризм. Жесткий авторитарный стиль предполагает абсолютный диктат, безоговорочное подчинение, единоличное принятие решений, без учета мнений подчиненных. Благожелательный авторитаризм имеет чисто внешние отличия. Руководитель может демонстрировать внимание к подчиненным, выслушивать их мнение, однако решения принимаются также единолично. Авторитарный стиль не допускает инициативы и самостоятельности работников, требует от них действий в соответствии с жестко установленными регламентами.
Авторитарный стиль руководства характеризуется максимальной централизацией власти, приверженностью лишь к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства вопросов жизни коллектива, порою даже незначительных, сознательным ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, частичным или полным отсутствием у руководителя способности признавать собственные ошибки, стремлением реализовать высокий социальный статус и получить неограниченную власть.
Появление руководителя-автократа нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях, с непомерно развитым стремлением к престижности и избыточным влечением к внешним атрибутам власти.
Авторитарный стиль даже при неумелом его использовании позволяет в короткие сроки выполнить задания, добиться четкого исполнения приказов в условиях отсутствия корпоративной культуры и взаимодействия между отдельными элементами предприятия как единой и целостной системы.
Основанный на власти и принуждении, авторитарный стиль возникает, прежде всего, в условиях, когда наиболее важным признается результат функционирования предприятия, а средствам его достижения не придается существенное значение – «план любой ценой».
Стиль “У” - Демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня (потребности к принадлежности, самовыражения, достижения цели) и избегает навязывать свою волю подчиненным. Его основные постулаты:
1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и контроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Демократический стиль предполагает передачу части полномочий из сферы деятельности руководителя подчиненным. Стиль эффективен при работе с персоналом, обладающим высоким уровнем зрелости, стремящимся к совершенствованию и обладающим потенциалом для обучения.
Руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, советуется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях.
Руководитель при данном стиле управления:
· имеет ограниченную власть, может сам устанавливать рамки ее осуществления;
· зачастую предоставляет организации (т.е. персоналу) право на отрешение руководителя от должности и замены его другим членом коллектива;
· может применять ограниченное число санкций по отношению к подчиненным.
Подчиненные при данном стиле управления:
· осуществляют контроль над способами управления;
· имеют высокие социальные потребности и профессиональные навыки;
· обладают возможностью инициативы и самореализации.
Суть либерального стиля состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа имеет полную свободу в принятии решений и контроле над собственной работой.
Руководитель обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощряет обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность и неосмысленное исполнение директив вышестоящего руководства.
Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, боится конфликтов и в основном соглашается с мнением подчиненных.
Руководитель, обладающий либеральным стилем, не проявляет выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, результативность его управленческой деятельности полностью отсутствует.
Руководитель при данном стиле управления:
· не обладает реальной властью и не может применять санкций;
· не сменяем на должности, поскольку многих такое положение устраивает;
· часто не обладает необходимыми для руководителя знаниями.
Подчиненные при данном стиле управления:
· имеют больше власти, чем руководитель;
· не способны к дисциплине и организованности;
· имеют склонность к открытому протесту и отказу от подчинения.
Применение подобного стиля руководства может повлечь за собой дробление коллектива, изоляцию личности, непонимание, хаос, анархию.
Авторитарный, либеральный и демократический стили были предложены немецким ученым-психологом Куртом Левином на основе теории Дугласа Мак-Грегора.
Многомерные стили
Управленческая решетка Блейка и Мутона
В теории изучения «многомерных» стилей руководства первоначально сложилась идея «двумерного» стиля, основывавшегося на двух подходах: первый ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно сможет реализовывать свои способности.
Решетка основана двух базисных элементах административного поведения: забота о людях и забота о производстве.
Любой менеджер будет в большей или меньшей степени проявлять одно из этих двух качеств (забота о производстве и забота о людях) при управлении своими подчиненными. Менеджер может проявить в высокой степени заинтересованность в производстве и крайне низкую заботу о людях или наоборот. Один и тот же менеджер может применить различные подходы при различных обстоятельствах, характеристики которых будут соответственно перемещаться по сетке. Любая точка сетки является реальной, но для простоты рассмотрим более детально только углы и центр схемы.
Внимание
к человеку
9 1.9 9.9
8
7
6
5 5.5
4
3
2
1 1.1 9.1
Внимание к производству
Безразличный менеджер
Менеджер, который выказывает очень низкую заботу о производстве в комплексе с низкой заботой о людях, фактически снимает с себя всякую ответственность. Его деятельность будет ограничиваться лишь тем уровнем, который необходим для поддержания работы, а сам он будет устраняться от беспокойства и предоставлять своих подчиненных самим себе. Персонал у такого менеджера будет ленивым и апатичным, а результат деятельности предприятия - минимальным.
1:9 Менеджер типа “управляющий загородным домом”.
Менеджер, который находится на уровне 1 по линии производства и на 9 по линии заботы о людях, любит сохранять в отношениях со своими подчиненными уютную атмосферу “загородного дома”. Такой тип менеджеров ценит дружеские отношения более высоко, чем заботу о производстве. На ошибки персонала смотрит сквозь пальцы, потому что они делают “лучше, чем могут”. Недостаток этого типа управления заключается в том, что люди начинают избегать разногласий и критического отношения к работе, а при решении производственных проблем пытаются умолчать о недостатках.