Баллада, сатира, эпиграмма
Баллада - общее обозначение нескольких различных жанров лирической поэзии, лишь до известной степени представляющих определенные стадии исторического развития одной и той же художественной формы. 1)провансальская баллада - форму плясовой песни с определенной тематикой (восхваление весенней поры и любви, осмеяние «ревнивцев» мужей и т. п.) и слабо выраженными формальными признаками. 2)Придя в Италию освобождается от связи с плясовой народн. песней. Новые формальные признаки под влиянием канцоны (изменение строения строфы, устранение рефрена); этой формой пользовались Данте и Петрарка. 3)Существенно меняется ф-ма во французской лит-ре XIV-XV вв., в период ломки культурных форм феодализма. Характерно прежде всего застывание формы. Обязательны - три строфы, сопровождаемые обращением к лицу, которому посвящена баллада; совпадение числа стихов в строфе с числом слогов в стихе; сохранение одних и тех же рифм на протяжении всего стихотворения и пр. Это канонизирование трудной, требующей большего мастерства, формы идет от аристократических кружков придворных поэтов. Формальное совершенство соединяется здесь с застыванием лирической эмоции, непосредственность тематики куртуазной лирики заменяется сухим аллегоризмом. Носители идеологии третьего сословия влагают совершенно иную тематику - осмеяние куртуазных форм быта и отношений между полами, грубый и примитивный гедонизм, политическую и социальную сатиру, близкую к простонародной дидактике (Ф. Вийон). Эта ф-ма умирает во 2ой половине 16в. 4)Проникновение франц. баллады в англ. лит-ру – как подражательная ф-ма, но не укрепляется. Однако самый термин «ballad» имеет в английском яз. широкое распространение, обозначая форму английской и шотландской народной поэзии — лирико-эпическую песню с хоровым рефреном. Фрагментарностью изложения – только высшие моменты развития д-я. Преобладание диалога, драматизирующего рассказ. Тематика — преобладанием трагических сюжетов, связанных с несчастной любовью, кровавой местью, предательством, убийством и обычно переносящих действие в полусказочное средневековье. Мрачный, зловещий лирическ. тон повествования. Выбор героев позволяет определить те социальные круги, эстетической потребности которых удовлетворяла Б. этого типа(люди обычного звания, разбойники). 5)Проникновение в письм. лит-ру почти всех европ. народов. Распространение Б. влечет за собой постепенное стирание особенностей жанра.311 В русской лит-ре появление Б. связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX в. Первой русской Б. считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность она приобретает благодаря В. А. Жуковскому(переводы Гете, Шиллер, Вальтер-Скотта). Затем – Пушкин(«Песнь о вещем Олеге», «Бесы»), Лермонтов(«Русалка»). После утверждения реализма почти стирается(только у Ал. Толстого, затем – У Брюсова). Сатира – вид комического. Отличается резким обличением. Лирич. жанр. Зародился в Древнем Риме. Самое слово «С.» происходит от латинского названия мифических сатиров. Основоположник — Ювенал. С. представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание к-рого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями. Жанр морально-дидактического характера, высмеивающий пороки людей. Сатира в этом понимании существует и в эпоху классицизма (в творчестве Кантемира). В Греции развивается сатира прозаическая — морально-философская. Основоположник — Менипп. Меннипова сатира: «Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея. Отрицательное отношение писателя к действительности. Действительность противопоставляется идеальному. Может возникать в любых жанрах. Кантемир воспроизводил устои античной сатиры, но переносил их на русскую почву. Сатира как строгий лирический жанр закончила свое существование. Активность, волевая направленность. Смех содержит отрицание. негодование составляет единство с комическим изобличением, изобличаемое показывается как нормальное, чтобы затем обнаружить через смешное, что это норма — только видимость, заслоняющая зло. Эпиграмма - У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. Нем. лит-ра - краткое стихотворение, в кот. остроумным заключением разрешалось нек. ожидание начала стихотворения(Лессинг). Быстрая, остроумная, язвительная насмешка. Э. на личности начал писать Пушкин, подобные э. писал Лермонтов. Во Франции – Буало, Вольтер.