Предмет, задачи и методологические основы социальной психологии как науки
Крысько В. Г.
К85 Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2001.—208 с.
ISBN 5-305-00046-7.
Пособие отражает в обобщенном виде основные представления о социально-психологических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.
Материал представлен в виде схем и комментариев к ним, что способствует более глубокому усвоению понятий и категорий социальной психологии, логики формирова-. ния и функционирования общественно-психологических явлений и процессов.
Для студентов и аспирантов психологических и социологических факультетов, психологов-исследователей и всех интересующихся социальной психологией.
ББК 88.5я73
© Крысько В. Г., 2001
© «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
© Серийное оформление обложки.
ISBN5-305-00046-7 «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
Оглавление
Предисловие.................................................................................................................................................. 6
Глава первая
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАК НАУКИ ..................................................................................................................................................... 7
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА....................................................................................................... 8
1.2. ПРВДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ......................................................................................... 10
1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................................ 12
1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ...................................................................................... 14
1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................................... 16
1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ........................................................................... 18
1.7. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ........................................................................ 20
1.8. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ ............................................................. 22
1.9. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП..................................................................................................... 24
1.10. ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................................... 26
1.11. СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ..................................................... 28
1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................................ 30
1.13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................... 32
1.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .................................................................. 34
1.15. УЧЕНЫЕ, ВНЕСШИЕ БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ .. . 36
Глава вторая
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ .............................................................................. 39
2.1. ПОНЯТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ............................................................................ 40
2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ................................................................... 42
2.3. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ .................................................................................... 44
2.4. ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ............................................................................................................ 46
2.5. ПОНЯТИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ..................................................................................... 48
2.6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ...................................................................................... 50
2.7. СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.............................................................................................................. 52
2.8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ............................................................................................ 54
2.9. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ .......................................................... 56
2.10. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ ............................................................................................................. 58
2.11. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ....................................................................................................................... 60
2.12. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ................................................................................................................................. 62
2.13. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ .......................................................................................................................... 64
2.14. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ.................................................................... 66
2.15. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ........................................................................................................ 68
2.16. ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ..................................................................................... 70
Глава третья
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ................................................................................................................... 73
3.1. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ .............................................................................................. 74
3.2. СООТНОШЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ,
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ .......................................................................................................................... 76
3.3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА......................................................................................... 78
3.4. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ............................................................................... 80
3.5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ....................................................................... 82
3.6. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................. 84
3.7. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................... 86
3.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ .............................................................................................. 88
3.9. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ................................................................................................................. 90
3.10. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ................................................................................ 92
3.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ............................................................................ 94
3.12. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ ........................................................................ 96
3.13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ ................................................................... 98
3.14.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ ...100
3.15. СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ ....................................................................................................... 102
3.16. ТИПЫ ЛИЧНОСТЕЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ
И ХАРАКТЕРОМ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................................... 104
3.17. ТИПЫ ЛЮДЕЙ, КЛАССИФИЦИРОВАННЫЕ ПО ПРИСУЩИМ ИМ
КОММУНИКАТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ ............................................................................... 106
3.18. СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.................................................................................................... 108
3.19. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................... 110
3.20. МЕХАНИЗМЫ И СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.................................................................................. 112
Глава четвертая
ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ ............................................................................................................................ 115
4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП ........................................................................................................ 116
4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАЛОЙ ГРУППЫ ...................................................................................... 118
4.3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ МАЛОЙ ГРУППЫ .............................................................................................. 120
4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ ГРУППЕ .................................................. 122
4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВЫХ УСТРЕМЛЕНИЙ ................................................................ 124
4.6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ............................................................................. 126
4.7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАСТРОЕНИЙ ...................................................................... 128
4.8. ВИДЫ ТРАДИЦИЙ ............................................................................................................................ 130
4.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ....................................................................................... 132
Глава пятая
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.......................................................................... 135
5.1. ПОНЯТИЕ КЛАССА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ...................................................................................... 136
5.2. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КЛАССА......................................................................................................... 138
5.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ..................................................... 140
5.4. ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .............................................. 142
5.5. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ ....................................................................................... 144
5.6. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ........................................................ 146
5.7. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ................................................................. 148
5.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ................................................................ 150
5.9. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.................................................................... 152
5.10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ.......................................................................................... 154
5.11. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА ................................................................... 156
5.12. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ............................................................................................ 158
5.13. РЕЛИГИЯ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ЯВЛЕНИЯМИ ............................................................................... 160
5.14. СТРУКТУРА РЕЛИГИИ ........................................................................................................................ 162
5.15. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ................................................................................ 164
5.16. ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА............................................................................................................................ 166
Глава шестая
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ .................................................................................................................................. 169
6.1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................................ 170
6.2. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................................................................... 172
6.3. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» ......................................................... 175
6.4. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ......................................................................................... 176
6.5. ВИДЫ ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ............................................................................... 178
6.6. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ....................................................................................... 180
6.7. МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ..................................................................................... 182
6.8. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ..................................................... 184
6.9. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ................................................................. 186
6.10. ПООЩРЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ...................................................................... 188
6.11. ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ................................................................... 190
6.12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА ................................................................................................... 192
6.13. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА........................................................................................... 194
6.14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА .............................................................. 196
6.15. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛПЫ............................................................................................... 198
6.16. ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТОЛПЕ ............................................................. 200
6.17. ВИДЫ ТОЛПЫ.................................................................................................................................. 202
Заключение.................................................................................................................................................... 205
Литература..................................................................................................................................................... 206
Предисловие
Одной из характерных особенностей сегодняшнего времени является постоянно усиливающийся интерес к тому, как влияет на людей широкое социальное окружение. Бурно развивающиеся экономические и политические процессы затрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностей развития общественного сознания людей, влияния их общения, взаимодействия и взаимоотношений на все стороны деятельности.
Важнейшей из наук, стремящихся ответить на многие связанные с этими проблемами вопросы, является социальная психология — отрасль современных знаний, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.
Социальная психология является в настоящее время наукой, востребованной обществом. В силу этого она быстро развивается, постоянно расширяя направления своих прикладных исследований и самостоятельных отраслей, многие из которых, например этнопсихологию, политическую психологию, психологию религии и другие, мы начинаем лишь только сегодня правильно осмысливать.
Глава первая
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека.
Л.Н. Толстой
Своим выделением в самостоятельную область знаний социальная психоло-
гия обязана проходившим на рубеже XIX—XX веков драматическим процессам утверждения государств современного типа, индустриализации, урбанизации, которые обострили извечный конфликт индивида и общества, привели к небывало активным движениям народных масс и тем самым определили оправданность и необходимость изучения психологических механизмов консолидации больших и малых социальных общностей, общественного сознания и поведения, социальной регуляции действий и поступков людей.
Конец XX века вывел социальную психологию в ряд ведущих общественных наук. Она имеет свою научную методологию и теорию, разработала эффективнее методики и способы изучения личности и групп людей во всевозможных
социальных условиях, дает надежные советы. Без данных, получаемых социальными психологами, теперь не может обойтись ни один профессионал.
Вместе с тем социальная психология не останавливается на достигнутом, постоянно расширяет направления своих прикладных исследований, находит новые пути и способы, чтобы быть полезной человеку и обществу.
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.
В.Г. Белинский
Чтобы лучше усвоить накопленные социальной психологией знания, необходимо представлять их в систематизированном и обобщенном виде. Этой логике отводится первостепенная роль при общей характеристике многообразных социально-психологических явлений и процессов.
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Комментарии
Каждая наука всегда имеет свой объект, предмет и задачи, разрабатывает свои теоретические основы, категории и методы исследования, выполняет определенные функции.
Объектомсоциальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).
Предметомее выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
Все виды общественных отношений пронизаны в свою очередь психологическими отношениямилюдей, т.е. субъективными связями, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — «живая человеческая ткань» любых общественных отношений.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер. Психологические же отношения — результат непос-
редственных контактов между конкретными людьми, имеющими определенные особенности, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами. Психологические отношения полностью персонифицированы, так как носят сугубо личностный характер.
Задачисоциальной психологии отражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целями, которые она ставит перед собой (подробнее об этом см. 1.2).
Категориисоциальной психологии отражены в названиях тех явлений и процессов, которые она изучает. Главными, системообразующими среди них являются: взаимодействие, общение, взаимоотношения и др.
Теоретические основысоциальной психологии — это совокупность ее научных взглядов и представлений, которые являются результатом исследования и осмысления сущности социально-психологических феноменов и на основе которых делаются выводы о закономерностях и механизмах их формирования и функционирования (см. подробнее об этом «Методологические и теоретические основы социальной психологии»).
Методысоциальной психологии представляют собой совокупность способов и приемов исследования конкретных социально-психологических явлений и процессов (подробнее об этом см. 1.5).
1.2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Объекти предметсоциальной психологии (см. 1.1) обусловливают ее задачи,которые включают:
— изучение: а) специфики и свое-
образия явлений, составляющих обще-
ственное сознание людей; б) соотно-
шения между его компонентами; в) вли-
яния последних на развитие и жизнь
общества;
— всестороннее осмысление и обоб-
щение данных о: а) источниках и усло-
виях возникновения, формирования,
развития и функционирования соци-
ально-психологических явлений и про-
цессов; б) воздействии этих феноме-
нов на поведение и поступки людей
в составе многочисленных общностей;
— исследование наиболее значи-
мых особенностей и отличий социаль-
но-психологических явлений и процес-
сов от других психологических и соци-
альных феноменов, возникающих как
результат взаимодействия, общения и
взаимоотношений людей в различных
общностях;
— выявление закономерностей фун-
кционирования социально-психологи-
ческих явлений и процессов в различ-
ных общественных условиях;
— социально-психологический ана-
лиз взаимодействия, общения и взаи-
моотношений людей, а также факто-
ров, обусловливающих специфику и эф-
фективность их влияния на совместную
деятельность;
— всеобъемлющее изучение соци-
ально-психологических характеристик
личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях;
— осмысление особенностей функ-
ционирования социально-психологи-
ческих явлений и процессов, возника-
ющих в малой группе, и их влияния на
поведение, общение и взаимодействие
людей в ней;
— исследование своеобразия пси-
хологии больших социальных групп и
специфики проявления мотивацион-
ных, интеллектуально-познавательных,
эмоционально-волевых и коммуника-
тивно-поведенческих особенностей лю-
дей, являющихся их членами;
— выявление роли и значения рели-
гиозной психологии в жизни и деятель-
ности людей, ее социально-психологи-
ческого содержания и форм проявле-
ния, а также специфики ее влияния на
общение и взаимодействие индивидов;
— всестороннее изучение социаль-
но-психологических особенностей по-
литической жизни и политической де-
ятельности людей, своеобразия транс-
формации психики человека и групп
людей, оказавшихся под непосред-
ственным влиянием политических про-
цессов, происходящих в обществе;
— выявление и оценку психологи-
ческих проблем управления людьми и
группами, регулирование конфликтных
и других отношений между ними;
— исследование массовидных соци-
ально-психологических явлений и про-
цессов, их роли и значения в обще-
ственной жизни, влияния на поступки
и поведение людей в экстремальных
ситуациях.
1.3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Методологические основы социальной психологии.Отечественная психологическая наука исходит из того, что:
— окружающий нас мир материа-
лен (состоит из материи);
— материя первична, а сознание и
психика вторичны;
— различные виды материи нахо-
дятся в непрерывном движении, раз-
витии и взаимодействии;
— движение и взаимодействие ма-
терии определяют собой качественные
особенности всех общественно-психо-
логических явлений и социальной ак-
тивности людей;
— взаимодействие — это объектив-
ная и универсальная форма движения,
развития, определяющая существова-
ние и структурную организацию лю-
бой материальной системы;
— в истории человечества взаимо-
действие было изначальной формой за-
рождения и последующего развития
всего существования людей как высо-
коорганизованных живых существ с
разветвленной системой различных
форм связей между ними и окружаю-
щей действительностью;
— только в ходе филогенетической
эволюции самого человека взаимодей-
ствие его с другими индивидами пре-
вратилось в полноценную, разноуров-
невую и многофункциональную совме-
стную деятельность людей;
— взаимодействие как материаль-
ный процесс сопровождается переда-
чей материи, движения и информации;
оно относительно, осуществляется с
определенной скоростью и в опреде-
ленном пространстве — времени;
— в результате взаимодействия лю-
дей рождается и все «социальное», т.е.
общественные отношения.
Теоретические основы социальной психологии.Отечественная психологическая наука в результате длительного развития пришла к выводам о том, что:
— в ходе взаимодействия в процес-
се производства материальных благ
людьми возникают общественные от-
ношения;
— характер и содержание много
численных общественных отношений
во многом обусловлены спецификой и
обстоятельствами самого взаимодей-
ствия, целями, которых конкретные
люди стремятся достигнуть в его про-
цессе, а также местом и ролью, кото-
рые они занимают в обществе;
— все виды общественных отноше-
ний пронизаны в свою очередь психо-
логическими отношениями людей, т.е.
субъективными связями, которые воз-
никают в результате их фактического
взаимодействия и сопровождаются уже
различными эмоциональными и другими
переживаниями (симпатиями и антипа-
тиями) индивидов, в них участвующих;
— как результат материальной
и духовной жизни индивидов, их исто-
рического развития формируется об-
щественное сознание людей, являюще-
еся отражением их социального бы-
тия, общественных и психологических
отношений;
— общественное сознание, обще-
ственные и психологические отношения
людей поддаются всестороннему изуче-
нию и осмыслению с помощью специ-
альных методов и методик исследова-
ния, разработанных социально-психоло-
гической наукой.
1.4. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Комментарии
Функциисоциальной психологии как науки, во-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета познания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей об-ществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.
Обычно выделяют следующие функции социальной психологии:
—методологическую, связанную
с потребностью определения объекта
и предмета социальной психологии;
выявления ею принципов и методов
познания исследуемых феноменов;
формирования концептуального и ин-
струментального аппарата науки; оп-
ределения путей практического при-
менения в общественной жизни резуль-
татов эмпирических исследований;
—теоретико-познавательную,
состоящую, во-первых, в познании об-
щественно-психологических законо-
мерностей и механизмов, вплетенных
в ткань социальных процессов; во-
вторых, в выявлении закономернос-
тей и механизмов функционирования
факторов, детерминирующих обще-
ственно-психологические явления и
процессы в современном мире; в-тре-
тьих, в раскрытии сущности самих об-
щественно-психологических явлений и
процессов, их природы, внутренних за-
кономерностей возникновения и раз-
вития; в-четвертых, в определении
путей и методов, средств эффективно-
го управления групповыми и массовид-
ными общественно-психологическими процессами;
— мировоззренческую, которая, с
одной стороны, синтезирует современ-
ные научные представления о природе
общественной психологии людей и ее
месте в системе общественного созна-
ния, духовной жизни общества, законо-
мерностях функционирования социаль-
но-психологических феноменов и тем
самым способствует выработке опреде-
ленного видения всеобъемлющей соци-
ально-психологической картины мира;
с другой — показывает, как должен
осуществляться процесс формирования
правильных знаний о социально-психо-
логических феноменах, их влиянии на
функционирование общественного орга-
низма в системе «человек — группа —
коллектив — общность — общество»;
— регулятивную, показывающую,
какое непосредственное воздействие и
как общественно-психологические яв-
ления и процессы оказывают на разви-
тие и функционирование всех других
экономических и общественных фено-
менов, проявляющихся в жизни и дея-
тельности людей;
— прогностическую, которая,
с одной стороны, раскрывает динами-
ку соотношения и взаимосвязи между
идеологией и общественной психоло-
гией на ближайшую и отдаленную пер-
спективу, позволяет правильно и все-
сторонне оценить их, с другой —дает
возможность определить оптимальное
соотношение между индивидуальным,
коллективным, общечеловеческим в
психологии гармонично развитого че-
ловека будущего;
— аксиологическую, позволяю-
щую определить реальные и мнимые
социально-психологические ценности
в жизни и деятельности людей.
1.5. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Комментарии
Наблюдение— наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их, течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не-включенным.
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.
Эксперимент— метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод обобщения независимых характеристикпредполагает выявление и анализ мнений о тех или
иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности— метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
Опрос— метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно, ив форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Тестирование— метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Социометрия— метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
1.6. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Комментарии
Общественное сознание —это
отражение в умах людей состояния их социального бытия, общественных и психологических отношений.
Общественное сознание — результат материальной, духовной и психологической жизни общества, его материального, социального и исторического развития. Оно, с одной стороны, является общественно-историческим, внеситуативным феноменом, с другой — в каждый данный момент времени всегда имеет конкретную форму выражения.
Общественное сознание проявляется в единстве и определенном соотношении его научно-теоретического уровня (компонента), идеологии, и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психология.
Идеология как компонент общественного сознания есть теоретическое, системно-научное осознание (отражение) людьми действительности через призму их социальных интересов.
Ее научность и системность диктуется потребностями развития экономических отношений. Вместе с тем экономика не прямо и не непосредственно отражается в идеологических формах. Она прежде всего порождает общественные потребности, интересы, как бы пронизанные чувствами, эмоциями, чаяниями и установками людей. Она формирует характер, определяет силу и устойчивость их устремлений, социальной активности, вкусы, единый духовный настрой всего общества и отдельных его представителей.
Общественная психология — это
непосредственное отражение общественного бытия. Между идеологией и общественной психологией существует много общего. У них один и тот же объект — социальное бытие и деятельность людей. Они исторически конкретны и специфичны, относительно самостоятельны и эффективны в своих проявлениях и т.д. В то же время между ними есть и различия.
К наиболее характерным особенностям собственно общественно-психологического отражения, отличающим его от идеологического, можно отнести следующие:
— психологические компоненты
общественного сознания имеют высо-
кую степень неоднородности: одни эле-
менты исключительно стабильны, дру-
гие динамичны, изменчивы;
— отсутствует необходимость диф-
ференциации существенного и несуще-
ственного (например, в общественной
психологии условия быта, потребления
отдельных людей по сравнению с обще-
экономическими и общесоциальными
условиями существования и развития
всего общества могут занимать неизме-
римо более значимое место, чем в струк-
туре идеологического отражения);
— в целом общественная психоло-
гия по сравнению с идеологией носит
менее обязательный характер преем-
ственности;
— общественная психология труд-
нее поддается сознательному контро-
лю, регулированию (идеология вносит
ся в сознание, общественная психоло-
гия вырастает из непосредственных
условий бытия).