Xiii. психодрама как освобождение

Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз по­рождает себя самого и наглядно доказыва­ет, что жизнь в оковах была актом его сво­бодной воли (83).

Я. Л. Морено

Катарсис в психодраме

Стихотворения, подобные цитированным, возникают в процессе и вследствие катарсиса. Понятие катарсиса, которое в буквальном переводе означает очищение, или облагораживание, встречается уже в античных мистери­ях. В Египте и в Греции человек должен был «очистить себя от всего остального» (13), чтобы его сознание могло принять целостный характер и увидеть объединенными в своем творческом начале противоречия внешнего мира (13). Катарсис должен был устранить фиксацию на «Я», очистить человека для посвящения в божественное таин­ство. «Великий опыт» (26) во все времена и во всех культурах описывался как освобождение, поскольку в нем наше отношение к бытию как к основе нас самих уже не искажается фиксированным на «Я» бытием-в-мире, той формой бытия, которая в крайних проявлениях тревоги, страха, жажды добычи и манерности принимает вид психического расстройства (9). Напротив, внешний мир и окружение становятся прозрачными. Бытие гово­рит от себя! В экзистенциально-аналитической термино­логии это означало бы, что в этом состоянии мы пережи­ваем бытие как основу, благодаря которой и ради кото­рой каждый из нас существует словно в своем, мы — словно в нашем (9). Существованию, основанному на этом бытии, самоотчуждение, как собственное отчужде­ние от бытия, не грозит.

Однако наша фиксация на «Я», или «эпидемия "Я"», как говорил молодой Я.Л. Морено, снова и снова впуты­вает нас в кажущиеся неразрешимыми проблемы, кото­рые блокируют наши креативные возможности. Зача­стую только катарсис, как радикальное очищение в смысле внутреннего освобождения, может стать исход­ным положением для нового начала. Кризис, изменение, метанойя происходят в нем, равно как и в катарсисе пси­ходрамы, подобно прорыву. Катартическое значение психодрамы Морено описывает следующими словами:

«Однако эта безумная страсть, это раскрытие жизни в мнимом, не действует подобно болезни, а под­тверждает тезис: каждый истинный Второй Раз есть освобождение от Первого. Освобождение — название идеализированное, ибо полное повторение делает его предмет смешным. В отношении своей собственной жизни, всего, что сделано и делается, человек приобре­тает качество творца — чувство истинной свободы, свободы от своей природы. Первый Раз вызывает бла­годаря Второму смех. И во Второй Раз — внешне — тоже говорят, едят, пьют, творят, спят, просыпают­ся, пишут, спорят, борются, приобретают, теряют, умирают. Однако via же самая боль уже не действует на актеров и зрителей как боль, то же самое вожделе­ние не действует как вожделение, та же самая мысль не действует как мысль, а действует без боли, без со­знания, без мысли, без смерти. Каждая фигура из бы­тия сама собой перемещается в мнимое, а мнимое и ре­альное утопают в смехе.

Это последний театр. Театр импровизации был освобождением мнимого. Это мнимое есть освобождение жизни. Театр конца не есть вечный возврат одного и того же в силу железной необходимости, он противоположность этому, само­произвольный возврат самого себя. Прометей дал себя заковать не для того, чтобы покорить и победить. Он еще раз порождает себя самого и наглядно доказывает, что жизнь в оковах была актом его свободной воли» (83).

Катарсис — это потрясение и прорыв застывших чувств, означающий вместе с тем потрясение и прорыв затвердевших структур. В этом смысле Морено придает катарсису огромное значение в лечении неврозов креа­тивности, то есть тех нарушений, для которых характер­но блокирование креативности пациента. Однако в этом контексте речь идет не только об освобождении катарси­са. Как и при всяком освобождении человеческой спонтанности в целом, речь идет об ее превращении в креа­тивность. В данной катарсисом возможности нового на­чала и раскрытия человеческой креативности (положе­ние вещей, ярким свидетельством которого являются все истинные произведения искусства) Морено видит глав­ное предназначение катарсиса и поэтому обычно говорит о креативном катарсисе (88).

Как показывает приведенная выше цитата, исследова­ние и терапевтическое использование катартических фе­номенов с самого начала своего творчества Морено рас­сматривает в качестве важнейшей теоретической и прак­тической основы психодрамотерапии. Своими исследова­ниями катарсиса он смыкается с Аристотелем, но вместе с тем уходит далеко вперед благодаря дифференциации ка­чественно и функционально различных форм катарсиса. С одной стороны, Морено говорит об эстетическом, этиче­ском, интегративном или любовном катарсисе и прочих характерных для катарсиса формах его проявления, с другой стороны, с точки зрения его функции говорит об обсервационном, акциональном и групповом катарсисе.

Обсервационный катарсис

Описанную Аристотелем форму катарсиса Морено называет обсервационным катарсисом (96) и наряду с собственными исследованиями катарсиса, вызываемого созерцанием драмы, ссылается на знаменитое изречение Аристотеля в его труде «De Poetica»: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имею­щему [определенный] объем, [производимое] речью, ус­лащенной по-разному в различных ее частях, [произво­димое] в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей» \Аристотель. Поэтика (перевод М. Гаспарова) — Собр. соч. в четырех томах, т. 4. (Философское наследие, т. 90.) М, «Мысль», 1983, с. 651. - Прим. ред.\ (4). Также и при обсервационном катарсисе действие захватывает зрителей гораздо силь­нее, чем просто вербальное сообщение.

Элеос и фобос, сострадание и страх, лучше всего характеризуют те чувства, которые вызывает трагедия героя у публики. Взволнованные трагедией героя, зри­тели, идентифицируя себя с ним, не только горюют об ослепленном герое, они содрогаются при мысли о воз­можности ослепления человека. Взбудораженные этими аффектами, они могут задаться вопросом о своем соб­ственном бытии.

Таким образом, когда Аристотель говорит о катарси­се, речь идет об обсервационном катарсисе по функцио­нальной классификации Морено.

Точка зрения Аристотеля веками передавалась из по­коления в поколение, все снова и снова вызывая, особен­но начиная с XVII столетия, оживленные литературные дискуссии (105). Кроме того, в литературе давно уже имеются описания целительного воздействия ad hoc \«Для этого», «применительно к этому», (специально) для этого случая (лат.). — Прим. ред.\ инсценированных, театральных спектаклей, ориентирован­ных на специфическое положение страдающего героя, например, в романе «Симплициссимус» Гриммельсхаузена (42), в трагедии «Король Лир» Шекспира (124) и в зингшпиле Гёте «Лила» (24), который благодаря рас­суждениям Готтфрида Динера вновь оказался в центре соответствующего интереса.

В самых последних исследованиях по истории тера­пии душевнобольных обращается внимание на специаль­ную медицинскую литературу XIX века, в которой для психических больных рекомендуются театральные игры (113). Однако, как и в работах Аристотеля, в рекомен­дациях этих психиатров XIX столетия рассматривается лишь воздействие театра на зрителей, то есть зритель­ный, или обсервационный, катарсис.

К обсервационному катарсису Морено также относит катартические феномены, наблюдавшиеся еще на рубеже веков венскими врачами Брейером и Фрейдом (16) в рамках проводившихся ими гипнотических эксперимен­тов. Их пациенты под гипнозом сообщали по требованию врача об определенных периодах своей жизни, о кото­рых практически ничего не могли вспомнить в обычном состоянии. При изображении ранее вытесненных, но под гипнозом вновь припомненных аффективных пережива­ний из прошлого времени загипнотизированные обычно проявляли сильное душевное волнение. Брейер назвал этот феномен бурного прорыва чувств «катартическим отреагированием». Заимствовав это понятие, венский психотерапевт Франк разработал в 1913 году собствен­ный «катартический метод» (31). В этих формах тера­певтического катарсиса пациент находится в пассивном состоянии гипноза и — подобно зрителям в театре — как бы извне созерцает свои эмоционально окрашенные образы памяти. Как считает Морено, он тоже испытыва­ет обсервационный катарсис.

Акциональный катарсис

Результаты предыдущих театрально -эксперименталь­ных и психодраматических исследований побудили Мо­рено разграничить обсервационный катарсис как обще­известную форму катарсиса, и акциональный катарсис который, во всяком случае в нашей культурной среде в качестве катарсиса осознанно не рассматривается. К та­кому психодраматическому рассмотрению психокатарси­са ведут, как пишет Морено, два пути:

«Один путь ведет от греческой драмы к современ­ной узаконенной драме и вместе с тем к универсально­му признанию аристотелевского понятия катарсиса Другой путь идет от религий Востока. В этих религи­ях святой, чтобы стать Спасителем, должен действо­вать, то есть осуществить идеал религии в своей жиз­ни. В греческой же драме духовное очищение являлось процессом, происходящим в зрителе, «пассивным катарсисам». В религиозном переживании процесс очище­ния происходит в самом индивиде, его собственная жизнь становится всеобщей драмой. Это «активный катарсис». В греческой драме процесс осуществления изображается на сцене в символической фигуре. Актёр не идентифицируется с героем, он его просто играет. В религиозном протагонисте процесс происходит субъ­ективно, то есть в живой персоне того, кто стремит­ся к катарсису. Пассивный и активный или эстетиче­ский и этический катарсисы здесь противопоставлены друг другу. Из Древней Греции мы сохранили драму и сцену, тогда как от Ближнего Востока переняли принцип осуществления катарсиса в самом конкретном че­ловеке" (93).

Согласно мореновскому анализу катарсиса, катарсис психодрамы — это прежде всего акциональный катарсис актеров. Обсервационный катарсис зрителей — это эф­фект психодрамы, желаемый, так сказать, лишь во вто­рую очередь. Морено подчеркивает, что при акциональном катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе, в отличие от театра, речь идет не о катарсисе Personae dramatis \Драматическая маска {лат.) — Прим. ред.\ в рамках заранее подготовленного представления, а о катарсисе спонтанного протагони­ста в психодраме его жизни, в которой он в спонтанном действии сам порождает Personae dramatis иодновремен­но освобождается из ее плена.

Если акционально-катартический процесс в психодра­ме вызывается интеракциями в ходе общения, то управ­ляется он спонтанными мыслями протагониста, которые регулируются ведущим психодрамы. Этот процесс экзи­стенциально сопереживается и до известной степени раз­деляется всей группой.

Групповой катарсис

Групповой катарсис отчасти является обсервацион­ным. Однако он отличается от последнего экзистенци­альным участием всех членов группы в психодраме про­тагониста как члена группы. Говоря о разнице между групповым катарсисом и обсервационным, следует иметь в виду еще одно отличие воздействия психодрамы от воздействия драмы в театре.

Благодаря театральному катарсису, который всегда является обсервационным, драматическое действие за­трагивает зрителей как индивидов, составляющих более или менее анонимную массу людей, публику. Судьба фиктивного героя, человеческого прототипа, потрясает отдельных зрителей одновременно. Однако подлинная судьба данного актера остается для них неизвестной. Ак­теры и публика пребывают в состоянии анонимности. Те­атральный катарсис — это совместно приобретенный опыт, но не опыт общности.

И наоборот, групповой катарсис (96) в психодраме — это опыт сообщества, возникающий благодаря содейст­вию и сопереживаниюучастников группы подлинной судьбе реального члена группы. Ему принадлежит особая роль в лечении психотических больных и по этому поводу упоминается Морено следующим образом:

«Особенно при лечении психотических лиц психодра­ма добилась удивительных результатов благодаря сво­его рода лю6овному катарсису, катарсису, происте­кающему из соприкосновения с аналогично страдающими людьми" (93).

Наши рекомендации