Игра «Угадайте, кто это»
Каждый, готовясь к ней, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не мене 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, называть не следует, не надо также упоминать возраст и пол. Допустимы сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы…» Слушатели по психологическому портрету должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, т.е. набор черт удачно характеризует человека, то составитель портрета заслуживает премии (например, конфеты, лишнего кусочка торта и т.п.).
Игры этого типа следует заранее готовить таким образом, чтобы они завершались семейным ужином, на котором непременно будет любимое всеми блюдо, торт и т.п. Этот примиряющий и сплачивающий финал игровых межличностных взаимодействий служит для всех знаком: «Как бы мы ни расходились в частностях, мы – семья, мы любим и ценим друг друга».
Закрепление в семье игровой атмосферы желательно не только само по себе, но, прежде всего, в интересах правильного воспитания детей. Нередко с помощью игры можно осуществить воспитательные меры, с трудом реализуемые другими способами.
Например, ребенок распущен и лишен чувства ответственности. Всем родителям известно, сколь малоэффективны в этом случае замечания, одергивания и нравоучения. Есть смысл испробовать иные способы воздействия на личность ребенка. Можно затеять в какое-то из воскресений игру«Капитан и его помощник». Квартира объявляется кораблем, папа (или мама) – капитаном корабля, а ребенок – старшим помощником капитана. Все домашние дела делаются по командам капитана, а эти команды передает экипажу помощник. Он же следит за выполнением команд и докладывает капитану о ходе работ на корабле… Через неделю или две игра повторяется, но теперь ребенок должен стать юнгой, т.е. исполнителем приказов, а не начальником над остальными. Еще через какое-то время ребенку в этой игре поручается роль самого капитана. Если взрослым хватает юмора и изобретательности, чтобы насытить игру увлекательными эпизодами, можно не сомневаться: ребенку это понравится. Заодно в нем исподволь формируются навыки сознательной дисциплины.
Ребенок чрезмерно подвижен и шумлив, никакие наказания на него не действуют. Хуже того, обижаясь на раздраженные реакции взрослых, он, кажется, начинает шалить назло всем. Здесь уместна игра «Поезд». Члены семьи становятся друг за другом как «вагоны», ребенок выступает «паровозиком»: он то тащит «поезд», находясь впереди него, то толкает его сзади… конечно, в пятиминутной игре, даже если она повторяется несколько раз в неделю, неуемная энергия ребенка не будет в достаточной мере вычерпана. Однако таким способом блокируется психологический механизм шалостей назло старшим. Мы и не догадываемся, до какой степени двигательная разрядка совместно со старшими доставляет удовлетворение ребенку и способствует его сближению с ними. Если члены семьи – люди легкие, открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно игровым способом разоружить ребенка в его жажде шалостей. Для этого шалостям надо придать характер совместных действий. Например, на какой-то вечер объявляется, что всем разрешено сидеть под стульями, либо просто на полу, либо на столах. Зато в другой раз проводится «Вечер вежливости»: все без исключения должны обращаться друг к другу на «вы», ходить и есть без шума, сопровождать любую реплику словами типа «пожалуйста», «извините» и т.п.
Игра как мера воспитания и как способ смягчения внутрисемейного климата – большое благо. Но и в этом нужна разумная мера. Когда ребенок жаждет игры, ему следует в этом временами отказывать. Так игра превращается в форму вознаграждения ребенка, а лишение этого маленького праздника – в форму наказания. Например, за определенные провинности ребенка лишают удовольствия быть «паровозиком», либо играют в «капитана корабля», демонстративно обходясь без обычного маленького участника этой игры. Следует закрепить в сознании ребенка, что игра уместна лишь в том случае, когда в доме все в порядке, каждый отлично исполняет свои обязанности, никто никого не обижает. «Делу время, потехе час» - без постоянной опоры на эту народную мудрость все рекомендации психологов относительно внутрисемейных игр оказываются дискредитированными. Чтобы этого не случилось, взрослые должны все же оставаться взрослыми, т.е. ответственными и наблюдательными людьми.
Взрослые неизбежно составляют свой закрытый совет, на котором регулярно обсуждаются особенности поведения детей и планируются желательные общесемейные игры. При таких обсуждениях почти всегда возникают разногласия: кто-то требует более жестких санкций по отношению к младшим, а кто-то настаивает на том, чтобы воздействовать на них добротой и лаской. Лицо, взявшее на себя миссию психотерапевта в своем доме и получающее рекомендации от профессионального психолога, должно при этом добиваться вдумчивого и дифференцированного подхода к детям.
Как известно, межличностные «трения» между взрослыми всегда отражаются на их отношениях с детьми. Поэтому наряду с психотерапевтическими играми для всех членов семьи (имеется в виду для взрослых и детей) необходимо проводить специальные игры для взрослых, которые помогут снять эмоциональное напряжение в семье.