Какие требования предъявляются к первоклассникам в школе?

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предшествующим опытом, требует большого напряжения интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Выделим основные требования, предъявляемые школой к первоклассникам, от степени соответствия которым во многом зависит эмоциональное самочувствие и уровень адаптации ребенка к школе.

1. «Режимные» требования (вовремя быть в школе, соблюдать расписание уроков, уделять время подготовке домашнего задания даже в ущерб потребностям в игре и отдыхе). Детям, не посещавшим дошкольные учреждения, трудно соответствовать данным требованиям. У таких первоклассников чаще всего отмечается более низкий уровень произвольной регуляции поведения и организованности, чем у их «детсадовских» сверстников.

2. Требования, связанные с усвоением знаний в условиях урока. На уроке учитель ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. Поэтому многие первоклассники испытывают дискомфорт от того, что не получают необходимого внимания учителя, чувствуют себя в изоляции, не нужными и не интересными педагогу. Кроме того, многим первоклассникам трудно усваивать знания в классе, тогда как при индивидуальной форме обучения они легко овладевают учебным содержанием, а иногда и опережают сверстников в освоении материала.

3. Требования дисциплины. Детям необходимо соблюдать правила поведения на уроках в течение 40 минут. При этом их внимание должно быть направлено на восприятие информации, предлагаемой учителем. В течение урока они не должны разговаривать с соседом по парте, отвлекаться, им необходимо быть «учениками» и выполнять все обусловленные этой ролью обязанности. Очевидно, что чем более жесткие дисциплинарные требования выдвигает учитель и чем сильнее он контролирует их соблюдение, тем выше напряженность у детей и тем быстрее наступает утомление.

4. Требования, связанные с «проблемами учителя», несоответствием методики преподавания возможностям ребенка, непродуктивным стилем педагогического общения, личностными особенностями учителя. Эмоциональное принятие ребенка, необходимый уровень поддержки, четкие правила и критерии оценки учителем успехов детей способствуют успешной адаптации первоклассников, в то время как отгораживание от детей, директивное отношение к ним, излишняя требовательность и «размытость» критериев оценки (наличие «любимчиков» и «отстающих») приводят к росту тревожности и неуверенности детей в своих силах.

5. «Социальные» требования,обусловленные новым стилем общения с одноклассниками и взрослыми (администрацией школы, учителями, родителями). Неумение наладить положительные контакты с другими детьми часто вызывает у ребенка нежелание посещать школу, приводит к снижению его успеваемости и повышает риск дезадаптации. Поступление в школу связано с расширением круга общения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к школьному коллективу дети, посещавшие дошкольные учреждения, так как у них уже сформированы некоторые необходимые навыки общения со сверстниками. Так называемые «домашние» дети, которые в силу разных причин больше времени находились со взрослыми и не приобрели необходимого опыта общения с ровесниками, оказываются в невыгодном положении. Большое количество детей в классе, шум и беготня на переменах, насмешки и агрессивная манера общения некоторых одноклассников могут вызвать страх и нежелание посещать школу.

Некомпетентность детей в коммуникативной сфере, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность в себе (свойственные многим детям в период адаптации к школе) снижают популярность таких детей в классе и препятствуют успешной адаптации. Кроме того, на общение с одноклассниками существенно влияет успеваемость ребенка. В начальной школе получаемые отметки и критика или похвала учителя являются важнейшими факторами самооценки для большинства детей. Постоянные неудачи, ощущение своей неполноценности, боязнь допустить ошибку способствуют невротизации ребенка и затрудняют его общение с одноклассниками.

Помимо общих требований школьной жизни существуют и типичные ситуации, вызывающие затруднения у большинства первоклассников в период их адаптации к школе. К числу таковых относятся трудные задания (не соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям ученика), ситуации наказания, публичных выступлений (ответы у доски перед классом), оценок и критики. Наибольшую трудность для первоклассников представляют ситуации, требующие контроля движений и произвольной регуляции деятельности. При возникновении трудностей в учебе младшие школьники чаще всего либо отказываются от достижения результата и выходят из ситуации, либо переоценивают свои успехи и не замечают неудачи. Таким образом, необходимо повышать психологическую устойчивость детей к трудностям неизбежно возникающим в процессе обучения.

Наши рекомендации