По дисциплине ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Реферат (от лат. reffere - докладывать, сообщать) - это краткое изложение в письменном виде, а затем в форме публичного выступления результатов самостоятельного изучения какой-либо проблемы [БЭС, с.1014]. Он включает в себя - в зависимости от выбранной темы, целей и задач исследования - обзор психологических первоисточников, историко-психологической и научно-теоретической литературы, в том числе и специальной периодической литературы. Реферирование - процесс свертывания, уплотнения информации, имеющейся в том или иной научном тексте, с целью получения краткого, сжатого содержания, предназначенной для этого статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой и информации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации в минимальной степени коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте. Главным его достоинством является по возможности точное воспроизведение предмета реферирования. Если же при подготовке реферата автор хочет выразить свои мысли, то он должен с помощью тех или иных приемов (например, путем заключения в скобки указания своих инициалов) отличить их от содержания реферируемого произведения.
Тема реферата определяется преподавателем или избирается студентом самостоятельно, в последнем случае тема реферата, выбранная студентом, в обязательном порядке обговаривается с преподавателем. В дальнейшем допускается незначительное изменение темы реферата только по согласованию с преподавателем.
Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с различными источниками по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является подробное изучение выбранной проблемы, с возможностью дальнейшего исследования данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать формированию навыков теоретической исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.
Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также в введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.
Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. Основная часть работы должна содержать как минимум 3 параграфа:
1) История проблемы;
2) Характеристика элементов рассматриваемой проблемы проблемы;
3) Современное состояние проблемы.
В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов.
Основные требования к оформлению работы:
1) Реферат следует начинать с оформления титульной страницы, в которой указывается название учебного заведения, далее указывается факультет и кафедра при которой выполняется работа; далее в центре указывается по какому предмету реферат и по центру тема реферата (без кавычек и точки в конце названия); в правом нижнем углу указывается ФИО студента, выполнившего реферат, курс, группа, далее указывается ФИО и научное звание рецензента; Внизу страницы указывается город и год выполнения реферата;
2) Вторая страница представляет план реферата, с третьей страницы начинается собственно само содержание реферата. Каждая часть реферата начинается с новой страницы.
3) На последней странице приводится список литературы, который был использован при написании реферата. Количество литературных источников –8-10 (учебники не допускаются!!!!);
4) Работа должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев;
5) Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.
Перечень тем рефератов:
1. Проблема общения в работах отечественных и зарубежных психологов.
2. Психология межличностных отношений в психологии.
3. Проблема эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных психологов.
4. Проблема исследования способностей в отечественной и зарубежной психологии.
5. Психология характера и акцентуации личности.
6. Теории темперамента: конституциональные, физиологические и психологические.
7. Мотивационная сфера человека и ее исследование в психологии.
8. Проблема направленности личности.
9. Основные виды деятельности и их сравнительная характеристика.
10. Функциональная организация человеческого мозга.
11. Функциональная ассиметрия мозга и ее исследование в психофизиологии.
12. Проблема бессознательного в психологических теориях отечественных и зарубежных исследователей.
13. Психоаналитическая теория развития личности.
14. Бихевиоризм, его становление и современное состояние.
15. Гештальтпсихология, ее история и современное состояние.
16. История и современное состояние гуманистической психологии.
17. Проблема личности в работах отечественных и зарубежных исследователей.
18. Проблема памяти в психологии.
19. Проблема мышления в психологии.
20. Проблема воображения в психологии.