Управление интегрированным материальным потоком

Логистика это наука и метод формирования оптимального алгоритма прохождения материального и связанного с ним информационного потока с наименьшими издержками от момента закупки сырья до приобретения покупателем продукции.

Логистика использует понятие интегрированный (сквозной) материальный поток. Это материальный поток (сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции), рассматриваемый как единый объект управления от момента приобретения у поставщиков ресурсов до продажи потребителю продукции.

Логистические операции – это совокупность действий, направленных на преобразование материального и обеспечивающего его информационного потоков, т.е. любые операции, совершаемые с предметами труда на различных этапах производственного цикла, за исключением основных технологических операций по изготовлению продукта.

Логистическая система – это совокупность взаимосвязанных, элементов и методов, обеспечивающих решение задачи управления интегрированным материальным потоком.

Для определения границ логистической системы преимущественно используют принцип «уплата денег – получение денег». В ее контуры включают элементы, обеспечивающие движение товарно-материальных ценностей от момента оплаты исходного сырья, материалов и комплектующих до момента оплаты готовой продукции, т.е. получения денег от покупателя. Также может использоваться принцип общности цели входящих в ее состав подсистем.

Логистическую систему организации можно представить как совокупность этапов производственного цикла. В этом случаевыделяют закупочные, внутрипроизводственные и распределительные процессы и соответственно закупочную, внутрипроизводственную и распределительную логистики (рис. 2.9).

ЗАКУПКИ (закупочная логистика)
ПРОИЗВОДСТВО (внутрипроизводственная логистика)
СБЫТ (распределительная логистика)
Интегрированный материальный поток
Деньги
УПРАВЛЕНИЕ

Рис. 2.9. Логистическая система как совокупность этапов производственного цикла

В процессе закупочной логистики решаются задачи, связанные с обеспечением предприятия необходимым сырьем, материалами, комплектующими.

В процессе внутрипроизводственной логистики решаются задачи своевременного обеспечения потребителя готовой продукцией. Эффективность данной логистической подсистемы достигается за счет оптимизации партий запуска/выпуска и межоперационных заделов, внутрипроизводственных маршрутов движения материалов и полуфабрикатов, гибкости производства, на основе оптимизации резервов производственной мощности.

В процессе распределительной логистики решаются задачи эффективной реализации готовой продукции: планирование сбыта, подготовка и комплектация заказов, отгрузка продукции и обеспечение послепродажного сервиса. Эффективность сбытовой деятельности оценивается по качеству удовлетворения спроса потребителей.

Логистическую систему также можно представить в виде чередующихся этапов перемещения материальных ценностей и их складского хранения, на всех стадиях движения материального потока.

Транспортная логистика решает задачи, связанные с оптимизацией физического перемещения грузов от первичного источника приобретаемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих) до потребителя конечной продукции.

Складская логистика решает задачи, связанные с оптимизацией расходов по размещению и временному хранению товаров.

Для определения целей, задач и обеспечения эффективности логистической системы используют «шесть правил логистики»:

1. ПРОДУКТ – нужный продукт;

2. КАЧЕСТВО – необходимого качества;

3. КОЛИЧЕСТВО – в нужном количестве;

4. ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;

5. МЕСТО – в нужное место;

6. ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.

Для выявления логистических центров издержек используют метод матричного учета издержек. Используя матричный учет можно оценить издержки по отдельным логистическим операциям, их долю в совокупных затратах и выявить наиболее значимые.

При управлении совокупными логистическими затратами используется принцип полной стоимости. Практический смысл этогопринципа состоит в том, что «можно увеличить расходы на отдельные логистические операции, если это приведет к уменьшению общих логистических затрат в целом по системе».

Логистическая интеграция партнеров достигается на основе единства:

· технологии -- единство техники и методов заключающееся в использовании партнерами единых стандартов тары и упаковки товара, стандартных средств перемещения грузов, технического оснащения складов обеспечивающих одинаковые технологические приемы обработки грузов.

· экономики -- общности экономических интересов;

· информации -- единой информационной системы;

Логистическая интеграция способствует повышению управляемости, т.е. улучшению способности производственной системы достигать тех или иных целей.

Логистика является инструментом операционного менеджмента по вопросам организации поставок сырья и материалов, необходимых для обеспечения производственного процесса, оптимальных партий и движения полуфабрикатов между стадиями технологического процесса, организации сбыта, управления очередями.

Управление закупками

На современных промышленных предприятиях вес приобретенных деталей и узлов составляет до 70% стоимости конечной продукции.

Управление закупками включает в себя не только выбор поставщика, но и взаимодействие с поставщиком в направлении отработки оптимальных (наиболее выгодных) для обеих сторон партий поставки, упаковки и т.д. Предпочтение отдается надежным поставщикам, которые обязательны в исполнении своих обязательств и работают совместно с заказчиком над необходимым улучшением параметров поставляемой продукции. Критерии, которыми руководствуются при создании системы закупок, обычно следующие:

· безусловное выполнение графика поставок;

· минимальные размеры партий поставок;

· долгосрочность контрактов;

· минимум затрат на оформление документов;

· возможность изменения объема поставок по срокам или объему (пределы допустимых изменений оговариваются в договоре);

· не превышение оговоренного уровня брака в каждой партии поставки.

Распространенным явлением стало сотрудничество поставщика и потребителя в области повышения качества.

Развитие современных средств коммуникации, экономико-математических методов прогнозирования, специальных программных продуктов (MRP, ЕRP.) позволяет создавать современные системы поставок, чутко реагирующих на изменяющиеся запросы потребителя.

Управление очередями

Основным компонентом в обслуживании клиента является культура обслуживания, позволяющая удовлетворить ожидания клиента. Управление очередями один из компонентов этой культуры, который обеспечивается системой массового обслуживания.

Проблема в том, что очереди полностью исключить невозможно, поэтому необходимо свести к минимуму потери от ухода клиентов, не дождавшихся обслуживания, к конкурентам.

При управлении очередями руководствуются следующим принципом: если потери от того, что клиенты из-за ожидания обслуживания уходят, больше чем затраты на расшивку узких мест, то необходимо решать эту проблему. Если же потери меньше затрат на расшивку, то такие вложения неоправданны.

В конечном итоге принимается решение о расшивке узкого места, посредством создания дополнительных мест по обслуживанию клиентов, или сокращению времени обслуживания, или модернизации технологии системы обслуживания. Также может создаваться сопутствующая инфраструктура, способная задержать и занять клиента во время ожидания своей очереди, например: место отдыха, кофе, телевидение, развлекательные журналы, быстрое питание, быстрое бытовое обслуживание, мини магазин и т.п.

Наши рекомендации