Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В ходе которой, участникам важно не только обменяться информацией, но и осуществить «обмен действиями», спланировать общую стратегию, и тогда, носителем какой-либо информации будет не отдельный индивид, а уже вся группа.
Психологическое содержание процесса обмена действиями включает три момента: а) учет планов, «созревших в голове другого», и сопоставление их со своими планами; б) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; в) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.
Выделяют три основных стиля взаимодействий:
Ритуальный – его цель не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие с какой-либо ситуации, заявить о своей компетентности в ней.
Второй стиль – манипуляторный, его цель состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Умение противостоять манипуляции зависит от ряда факторов: высокий уровень самооценки, твердость сложившихся убеждений, умения противостоять чужому мнению и т.д.
Третий стиль взаимодействия – гуманистический, его цель взаимодействия – не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка.
Типы взаимодействий.
Наиболее распространенным является деление всех видов взаимодействий на два противоположных типа: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников. Кооперации присущи взаимопомощь участников, их взаимовлияние, включенность во взаимодействие. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности.
Другой тип взаимодействий – конкуренция. Данный тип на обыденном уровне чаще всего соотносят с негативными характеристиками этого процесса. Но также при исследовании были выделены позитивные черты конкуренции. Так называемая продуктивная конкуренция характеризуется как гуманная, честная, справедливая, созидательная, в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В такой ситуации во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт.
Различают несколько степеней продуктивной конкуренции: а)соревнование, когда партнер не несёт угрозы и проигравший не выбывает из соревнования (например в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рентинге); б) соперничество, когда только победитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказывается в абсолютном проигрыше (например, шахматный чемпионат мира), что означает нарушение партнерства, возникновение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести другому ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Последняя степень продуктивной конкуренции может перерасти в конфликт.
Конфликт определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющиеся в их действиях.
Социально-психологическая наука рассматривает одновременный анализ двух составляющих конфликта: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников. Одна из важнейших общетеоретических проблем конфликта – это понимание его природы как психологического феномена.
Выделяют четыре основные характеристики конфликта: структура, динамика, функция и типология.
Основные элементы структуры конфликта – это конфликтная ситуация, позиции участников, объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта.
В работах Мортона Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, представлены две разновидности (виды) конфликтов: деструктивные и продуктивные.
Деструктивные конфликты ведут к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Чаще всего такие конфликты становятся не зависимыми от причин, породивших их, легче приводят к переходу «на личности», чем и порождают стрессы. Для деструктивных конфликтов характерны вовлечение большего количества участников, их конфликтных действий, увеличение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, острота высказываний, наращивание напряженности, разрешение такого конфликта особенно сложно.
Продуктивный конфликт чаще всего возникает при столкновении различных точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такие конфликты сами способствуют формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения. Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешении.
Большую роль в разрешении конфликта играет обратная связь, т.е. выявление реакции партнера на совершенное действие (как и при коммуникации). Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, особенно это важно при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, т.е. компромисса, который должен послужить отступлению от своей прежней позиции с целью их сближения.
При такой стратегии важная роль отведена посреднику или арбитру – представителю третьей, нейтральной стороны, способствующему успеху переговоров.
Выделяются основные функции конфликтов: разрушительная, созидательная и диагностическая.
Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях и т.д.
Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительное решение конфликта способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, улучшению психологического климата.
Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.
Конфликт представляет собой процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:1
1. Предконфликтная ситуация (или потенциальный конфликт), которая характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности на группы на группы и пр. При осознании конфликтной ситуации происходит переход к следующей стадии конфликта.
2. Конфликтное взаимодействие, которое может протекать следующим образом: 1-й вариант – выход из конфликта; 2-й вариант – конфликт; 3-й вариант – борьба до победного конца.
3. Разрешение конфликта – обстановка после конфликта. С этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешенный или совсем не разрешенный.