Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура.

Биография. Модель реципрокного детерминизма. Детерминизм, случайные встречи и случайные события. Представления о человеке. Личность и «система Я». Саморегуляция. Факторы саморегуляции. Выборочная активация и отключение внутреннего контроля. Самоэффективность. Коллективная эффективность. Варианты предсказания поведения. Научение : через проигрывание и через наблюдение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры разрабатывалась во второй половине XX в. Ее иногда относят к бихевиористским теориям, но она предлагает принципиально другое представление о личности. А.Бандура подчеркивает взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личностных факторов. Особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим личности самоконтроль и самоэффективность. Среда оказывают влияние на личность, а личность влияет на среду и формирует ее, а среда, в свою очередь, формирует личность. Такое непрерывное взаимодействие создает некое равновесие между свободой и детерминизмом. Человек усваивает определенные паттерны поведения не только на собственном опыте, но и через наблюдение за поведением других людей, на основании примера. Наблюдая за другим человеком, личность научается имитировать его поведение и моделировать свое по выбранной модели. А. Бандура полагает, что «научение через наблюдение» избавляет личность от груза ненужных ошибок и затрат времени при выработке адекватных реакций и стратегий поведения. Подкрепление может быть не только прямым, но и косвенным, то есть человек может укрепиться в стремлении к учению, наблюдая, как другой человек получает награду.

Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

«Люди не ведут себя как флюгера, постоянно меняя направление в зависимости от того, каким социальным влияниям они подвергаются в данный момент». А.Бандура

Биография. Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе. После окончания школы он работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Проработав, таким образом, один год, А. Бандура переехал в более теплый климат, и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование А.Бандура продолжил в университете штата Айова. В 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 - докторскую диссертацию. Далее А.Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. 11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения». К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования». Модель реципрокного детерминизма А. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма. Поведение человека есть результат взаимодействия трех факторов: Ø личностных факторов, включая мышление и познавательную способность (Р) Ø явлений окружающей среды (Е) Ø поведения человека (В) Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru   В учебниках реципрокный детерминизм разбирается на примере взаимодействия отца и его сына. Ребенок просит отца купить ему пирожное. С точки зрения отца, просьба сына это — событие окружающей среды (Е). Если бы отец тут же купил пирожное (В), то поведение отца определялось бы окружающей средой. Однако отец способен обдумывать последствия своего поступка (Р). Отец может подумать: «Если я куплю пирожное, сын на какое-то время перестанет плакать, но в следующий раз, опять будет капризничать, когда захочет пирожное. Поэтому сейчас я не куплю пирожное». Отец отказывается исполнить просьбу ребенка (В). Последующее поведение ребенка - окружающая среда отца (Е) опять повлияет на мышление и поведение отца (Р). Для завершения цикла необходимо, чтобы P (личность) влияла на E (среду). Символ «P» означает не только мышление, он представляет всю личность. Отец, благодаря родительскому статусу, а возможно, в связи со своим ростом и физической силой, производит на маленького ребенка впечатление решительности. (P—>E). «Люди, независимо от своего поведения, посредством физических характеристик (черты лица, раса, пол, внешняя привлекательность) и социальных атрибутов, роли и статуса, вызывают различные реакции окружающей среды» Таким образом, психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами. Термин «реципрокный» означает взаимодействие между явлениями. Поведение является функцией окружающей среды, а окружающая среда зависит от поведения. Третий фактор, влияющий на поведение – это личность, в которой самое главное – мышление, способность запоминать и предвидеть события. Эти три фактора не равнозначны. Относительный вклад поведения, окружающей среды и личности определяются тем, какой из факторов триады наиболее силен в данный момент.   Детерминизм, случайные встречи и случайные события   А. Бандура не был абсолютным детерминистом и не разделял идеи абсолютно свободной воли. Он признавал случайные события и случайные встречи. Любой из факторов реципрокной триады - поведение, личность или окружающая среда - в результате случайного события может непредсказуемо измениться, изменится и человек, благодаря своей пластичности, поэтому абсолютно точные предсказания поведения практически невозможны. Случайные встречи и случайные события могут оказывать влияние на жизнь человека, однако как только такие события происходят, они входят в тройственную модель так же, как и запланированные события.   Представления о человеке А.Бандура практически не рассматривал роль биологических факторов в формировании личности. Он считал, что человек — это продукт научения: человек усваивает разнообразные поведенческие паттерны, обладает пластичностью сознания, может менять стили поведения. Важнейшим человеческим качеством является мышление, позволяющее использовать символические структуры, например язык, познавать явления окружающего мира и осмысливать поведение, хотя бы частично определяя, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия. Действия человека не определяются только внутренними побуждениями (инстинктами, потребностями или намерениями), или только внешними силами. Хотя личность и поведение человека зависят от внешних событий, она не определяется только ими. Деятельность человека определяется не средой, а тем как она воспринимается. Люди могут выбрать такую манеру поведения, которая повысит вероятность предсказуемого ответа от окружающей среды. Следовательно, поведение — не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на личность. Личность и «система Я» А.Бандура не признавал существования независимого «Я», способного манипулировать окружающей средой с помощью волевых усилий, но все же отмечал возможность саморегуляции. Используя рефлективное мышление, человек может управлять событиями окружающей среды и добиваться своими действиями нужных результатов. Хотя личностные характеристики являются в значительной степени результатом научения, но они достаточно сложны и разнообразны. В речи, самовыражении, чертах поведения есть некая последовательность, которая не объясняется только условиями окружающей среды. Личность играет важную роль в теории реципрокного детерминизма, и А. Бандура постулировал существование некой «системы Я»,действующей на основе, как поведения, так и окружающей среды. «Система Я» - набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения. Система «Я» позволяет воспринимать и выражать в символах поведение, а также его оценивать на основе воспоминаний о прошлых подкреплениях и предполагаемых результатах. Используя эти когнитивные процессы, человек может осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Саморегуляция Саморегуляция - одна из важнейших характеристик личности, влияющих на поведение. Люди реактивно пытаются уменьшить расхождение между своими достижениями и целью, и, достигнув этого, затем проактивно ставят перед собой новые более высокие цели. Они устанавливают себе цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои способности и усилия на основе оценок того, что требуется для достижения цели. Факторы саморегуляции А.Бандура выделяет две группы взаимовлияющих факторов саморегуляции - внутренние и внешние.   Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru Внешние факторы саморегуляции выступают в качестве стандартов для оценки поведения. Из наставлений родителей и учителей становится известно о ценности честного и дружелюбного поведения; собственный опыт показывает ценность тепла и сухости; наблюдение за другими людьми также предоставляет множество стандартов для оценки действий. Внешними факторами саморегуляции как правило являются подкрепления. Человек нуждается в материальной поддержке и одобрении со стороны окружающих, его самоудовлетворения не достаточно. Внутренние (личностные) факторы саморегуляции рассматриваются в связи с понятием «система Я». Это способность следить за своим поведением и оценивать его в свете близких, и дальних целей, а также манипулировать внешними факторами, которые включаются в схему реципрокного взаимодействия. Внутренняя или личностная саморегуляция как функция "системы "Я" включает три процесса: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и эмоциональную реакцию на себя. Первый фактор саморегуляции – самонаблюдение Самонаблюдение - обязательное условие поведения. В зависимости от интересов и представлений о себе, человек избирательно выделяет некоторые стороны своего поведения и игнорируя остальные. В ходе деятельности он обращает внимание на качество, объем, скорость или оригинальность работы; в общении важны также коммуникативность и соответствие поведения общественной морали. Второй фактор саморегуляции - процесс вынесения суждений Процесс вынесения суждений - это регуляция поведения с помощью мышления. Человек выносит суждения о ценности своих действий относительно поставленных целей. Процесс вынесения суждений зависит от образцов для сравнения, личных стандартов, ценности деятельности и от того, в чем видится причина достижений. Ø Образцы для сравнения: человек судит о своих успехах в сравнении с тем, чего добились другие люди или сверяя свои результаты с общими стандартными нормами. Ø Личные стандарты: прошлые собственные достижения выступают в качестве образцов для сравнения с нынешними. Сравнения самого себя с собой позволяют избежать зависти и других негативных эмоций, которые возможны, когда происходит сравнение с достижениями других. Ø Ценности деятельности: когда какие-либо умения человек не считает ценными, то он не особенно гордится ими. Ø Учет причин достижений. Человек гордится тем, что зависит от его усилий, а не от случая или чужой помощи. Задание для самопроверки: 1.Сильно заторможенный в развитии десятилетний ребенок очень рад, научившись завязывать шнурки. Он выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: б) личных стандартов 2. Женщина не выполняет домашнюю работу, не моет посуду и не вытирает пыль, но считает себя весьма успешной: Она выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: в) ценности деятельности Третий фактор саморегуляции – активная эмоциональная реакция на себя Соответствие или несоответствие поведения личным стандартам вызывает положительные или отрицательные эмоции. Регуляторами поведения выступают такие внутренние награды, как самоудовлетворение и гордость. Когда поведение не соответствует личным стандартам, это вызывает чувство неудовлетворенности и самоосуждение. Выборочная активация и отключение внутреннего контроля Запуск процесса саморегуляции поведения осуществляется в зависимости от понимания ситуации. Автоматически действующего внутреннего контролирующего агента («Суперэго») не существует. В разных ситуациях человек может вести себя по-разному, и саморегуляция действует только тогда, когда она включена. Когда внутренний контроль отключен, человек спокойно нарушает общественные нормы, сохраняя внутренние моральные стандарты и не нанося ущерба своей самооценке. Такое поведение выгодно для самого человека, но приносит вред остальным. Процесс отключения внутреннего контроля считается сознательно опосредованным. Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru Смещение ответственности позволяет уменьшить в сознании последствий действий с помощью возложения ответственности на внешние причины.
 
  Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

Распыление ответственности состоит в том, что указывается на участие в процессе такого количества людей, что, в конечном счете, никто ни за что не отвечает.

 
  Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

Моральное оправдание - когда, по сути, преступное поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным.

 
  Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

Оправдывающие сравнения - извлечение пользы из сравнений между своими действиями и более серьезными преступлениями, совершенными другими.

 
  Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

Использование словесных ярлыков.

 
  Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru

Искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями может осуществляться различными путями:

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Вопросы для самопроверки:

1. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: отец бьет ребенка так жестоко, что у того остаются синяки, и объясняет свое поведение тем, что ребенку необходима дисциплина, чтобы вырасти порядочным человеком

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: в) неправильное истолкование последствий своего действия

2. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: продавец может обсчитывать покупателей и утверждать, что те сами виноваты в своей доверчивости.

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: г) дегуманизация жертв

Самоэффективность

Самоэффективность - важный механизм личностного функционирования. Это убеждения человека относительно его способности управлять событиями Самоэффективность:

Ø влияет на выбор способа действия

Ø предопределяет количество прилагаемых усилий для преодоления препятствий и неудач

Ø определяет гибкость поведения при достижении цели

Самоэффективность не относится к способности реализовать основные двигательные функции, такие как ходьба, способность дотягиваться или хватать, не касается переживаний тревоги, страха или подавленности, не относится к желаниям или стремлениям. Самоэффективность – суждение, верное или неверное, о возможности выполнить требуемые действия.

Самоэффективность похожа на самооценку как центральный компонент «Я- концепции», принятой в других теориях личности. Однако в отличие от других авторов А.Бандура считает, что самоэффективность меняется от ситуации к ситуации, в зависимости от ряда факторов.

Лекция 11. Социально-когнитивное направление: А.Бандура. - student2.ru


Влияние опыта деятельности на самоэффективность

Самоэффективность повышается в прямой зависимости от сложности успешно выполненной задачи.
Самостоятельный успех имеет большее воздействие, чем успех, полученный с посторонней помощью
Неудача сильнее снижает самоэффективность, при провале самой лучшей попытки
Неудача меньше влияет на самоэффективность, если ей предшествовали волнение или огорчение; неудача на фоне хорошего самочувствия влияет сильнее.
Неудачи в том возрасте, когда человек сформировал твердые представления о собственной состоятельности, действуют не так сильно, как неудача, пережитая в раннем детстве.
Случайные неудачи не оказывают серьезного воздействия на самоэффективность, особенно у людей, которым свойственна уверенность в успехе.

Наши рекомендации