Он не порывает со своими братьями в исламе и не покидает их
Истинный мусульманин, усвоивший установления своей религии, знает, что ислам, призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом, разъясняя, что тех двоих, которые искренне любят друг друга, мелкие случайности разлучить не могут. Это объясняется тем, что связь любви в Аллаhе слишком прочна, чтобы разрываться после первого же греха, совершенного одним из них. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Если первый же грех, совершенный одним из двоих, разделяет их, то это значит, что они не любили друг друга ради Аллаhа Всемогущего и Великого или в исламе.» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")
Однако ислам учитывает природу человеческой души, подверженной вспышкам гнева и колебаниям настроения в минуты слабости, и устанавливает определённый срок, в течение которого огонь гнева должен погаснуть, а волнение — улечься. По истечении этого срока один из вступивших в конфликт мусульман или оба они, в соответствии с установлениями ислама, обязаны сделать шаги к примирению и согласию, о чём посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) говорит так:
«Мусульманину не разрешается порывать со своим братом больше чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого.» (Аль-Бухари и Муслим)
Искренний и восприимчивый мусульманин, который вдумается в смысл этого категорического указания, не сможет продолжать расставание и ссору со своим братом, независимо от её причин, но поспешит проявить к нему дружелюбие и приветствовать его, поскольку лучшим из них является тот, кто приветствует другого первым. Если другой ответит на это приветствие, то оба они получат награду за примирение, а если он откажется отвечать, тогда обратившийся с приветствием будет свободен от ответственности за грех разрыва отношений и расставания, а всю тяжесть этого греха понесёт отказавшийся. Это и разъясняется в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Не дозволено человеку порывать с верующим больше, чем на три дня. А когда эти три дня пройдут, пусть он встретится с ним и приветствует его, и если тот ответит на его приветствие, то оба они получат награду, а если тот не ответит ему, то обратившийся с приветствием будет свободен от (ответственности за грех) расставания.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
И чем больше срок разрыва отношений и расставания, тем больше тяжесть греха и тем более серьёзны последствия для тех двоих, которые поссорились и расстались друг с другом. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Покинувший брата своего на год (совершил нечто) подобное пролитию его крови.» (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
Поистине, метод ислама в воспитании основывается на взаимной любви, сближении и согласии, а поэтому в жизни искреннего мусульманина нет места взаимной ненависти, зависти и вражде. Да и как может быть в жизни его нечто подобное этим низким качествам, когда благодаря пророчеству ему известно, каким образом можно обрести наилучшие нравственные качества, которые когда-либо знало человечество, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Не порывайте друг с другом, не поворачивайтесь друг к другу спиной, откажитесь от ненависти друг к другу, не завидуйте друг другу и будьте братьями, как и повелел вам Аллаh!» (Муслим)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) также сказал:
«Остерегайтесь плохо думать (о людях), ибо, поистине, дурные мысли — самые лживые слова, и не разузнавайте,[98] не шпионьте, не соперничайте друг с другом, не завидуйте друг другу, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь друг к другу спиной и будьте рабами Аллаhа и братьями.» (Аль-Бухари и Муслим).
И Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) также сказал: "Не завидуйте друг другу, не набивайте цену,[99] откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной[100] друг к другу, не перебивайте торговли друг другу[101] и будьте братьями, о рабы Аллаhа! Ведь мусульманин — брат мусульманину, и мусульманин не притесняет своего брата, не оставляет его без помощи, не относится к нему с презрением, а богобоязненность[102] — здесь!" (И посланник Аллаhа трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал): "Достаточно зла человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь других мусульман!"(Муслим)
Поистине, мусульманин, размышляющий над наставлениями Пророка, охватывающими все достойные качества, к числу которых относятся взаимная любовь, сочувствие и братство, может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, а сам он, по природе своей, отличается чёрствостью и ему изначально присущи какие-то отклонения.
Вот почему в адрес чёрствых и грубых людей, которые отклоняются от принципов ислама и отвергают приветливость и снисходительность этой религии, упорно отказываясь от восстановления отношений, обращены столь страшные угрозы, смысл которых сводится к тому, что в мире вечном таких людей ждет нечто ужасное, что они будут лишены милости и прощения Аллаhа и что двери рая для них окажутся закрытыми. На это и указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаhа):
«Врата рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются (грехи) каждому рабу, никому не поклонявшемуся наряду с Аллаhом, за исключением людей, которых ненависть разделила с братьями их, и тогда произносятся слова: "Подождите с этими двумя, пока они не примирятся, подождите с этими двумя, пока они не примирятся, подождите с этими двумя, пока они не примирятся!» (Муслим)
Что же касается Абу-д-Дарды, являвшегося одним из видных сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаhа), то он, да будет доволен им Аллаh, часто говорил: "Не рассказать ли вам о том, что для вас лучше подаяния и поста? Это — примирение меж вами, ведь, поистине, ненависть уничтожает награду!" (Аль-Бухари в "Аль-Адаб Аль-Муфрад")
Поистине, этот видный сподвижник, пользовавшийся доверием посланника (мир ему и благословение Аллаhа) за своё здравомыслие и проницательность, глубоко постиг дух этой религии, основывающейся на братстве и любви, поскольку он понимал, что взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния. Вот почему для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния и поста, ведь если подобная отчуждённость и взаимная ненависть сохранятся, это приведёт к уничтожению того благого, что он обрёл благодаря совершению дел поклонения.