Пример композиции портрета в полный рост в положении сидя
Будущий фотограф еще в процессе учебы должен сделать большое количество этюдов с натурщика, доведя до совершенства умение постановки фигуры.
Многие художники не без основания утверждают, что движение фигуры к зрителю усиливает динамичность образа.
Поворот головы к плечу еще больше усиливает динамичность снимка. Расположение рук, соответствующее общей позе, завершит правильную постановку фигуры. Если обращенная к аппарату фигура выглядит естественно, то она должна естественно выглядеть и при рассмотрении ее со всех сторон. В этом – доказательство правильной постановки фигуры.
При желании постановку можно изменить, вводя дополнительную точку опоры для руки, используя для этого подставку в виде стула, тумбы или стола.
Когда модель поставлена и соответственно освещена, следует поторопиться с завершением съемки. Увлекаясь творческим процессом, фотограф подчас забывает, что перед ним живой человек, которому несвойственно подолгу оставаться без движения. Выражаясь фотографически, "передержка" модели в стойке приводит к окаменелости фигуры и напряженности лица.
Чтобы избежать ракурсных искажений отдельных форм фигуры, следует установить аппарат на уровне середины ее высоты. Если аппарат будет находиться выше или ниже, то та часть фигуры, которая окажется ближе к объективу, выйдет на снимке в более крупном масштабе. Но иногда ракурс может стать активным изобразительным приемом.
Окончательная коррекция позы должна происходить после того, как найдено освещение и расположение фигуры в кадре, сфокусировано изображение, установлена диафрагма, вставлена и открыта кассета.
Не затрагивая конкретно вопросы освещения, скажем лишь, что освещать фигуры в рост надо так, чтобы формы модели читались четко, а падающие тени не скрывали больших форм фигуры. Освещение должно выявить наиболее изящные линии. При этом надо учитывать тона фигуры и фона и не допускать их совпадения.
Руки в фотопортрете
Руки, особенно пальцы, могут передать самые тончайшие душевные переживания, их типичное индивидуальное положение характеризует эмоциональный тип человека. Они способны указать на такие важные черты и состояния, как темперамент, доброта, возраст, социальный тип человека, профессию и многое другое. Очень выразительны бывают лишь те руки в портрете, в мягкости или напряженном жесте которых отражается душевное состояние. Положение рук в жизни обусловлено внутренним состоянием человека, оно может выражать определенное действие, движение. Жестикуляция рук представляет собой внешнее движение, вытекающее из внутреннего (рис. 17). Правдивость жеста заключается в синхронности внутреннего и внешнего движения. Иначе какими бы энергичными внешне ни выглядели руки, в портрете неизбежна потеря выразительности.
17. Руки в портрете: а – рука поддерживает голову; б – руки, подпирающие щеку; в – рука, подпирающая подбородок; г – руки как дополнительная точка опоры; д – руки, занятые предметом; е – руки при чтении книги
Руки, не выражающие определенного действия, не выявляющие внутренней сущности человека, не улавливающие его душевных качеств, выглядят манерно, надуманно, неестественно. Как часто нам встречаются фотографии, где оттопыренные пальцы приложены к щеке, подбородку, лбу и ничего не выражают, представляя некий шаблон, повторяющийся от портрета к портрету без учета эмоционального типа портретируемого и переживаемых им чувств.
Правдивость положения рук в портрете мы оцениваем, когда видим их запечатленными в одной из реальных фаз жизнедеятельности человека (рис. 18). Например, человек взял очки, снял их, далее они оказались у подбородка, далее движение руки привело их на уровень груди и, наконец, рука с очками обрела опору на столе. Движение руки закончилось. Оно претерпело множество фаз. Наиболее удачным моментом окажется тот, который запечатлит на фотоизображении руку и очки в понятной и красивой проекции. Мастерство фотографа заключается в умении организовать реальное действие рук и выбрать для фиксации наиболее выразительную фазу.
Варианты положения кисти руки, приемлемые для портретирования
Само собой разумеется, что для студийного портрета неприемлемы стремительные движения. Более подходят продолжительные паузы, дающие возможность оценить выразительность положения рук. Не следует регламентировать положение рук в портрете. Рецепты невозможны и вредны. Одному человеку свойственно подпирать голову рукой в момент раздумья, другому – поддерживать рукой подбородок, третьему – подпирать двумя руками щеки и т. д. (см. рис. 129-132, 134-136, 141, 142 и 147).
В руке может находиться шляпа, перчатки, книга. В руке женщины может оказаться цветок, она может придерживать шаль или мех. Это вносит в портрет то лирический, то жанровый мотив.
Руки усиливают динамичность портрета. Однако далеко не всегда в этом есть необходимость. Существует жизненная правда в изображении человека в статическом состоянии.
Объясняя оправданность введения рук в кадр, Кочар Андраник указывает: "Для того чтобы решить, в какой степени нам удалось выполнить свою задачу, прикройте на портретном изображении руки. Если ничего не изменилось или их отсутствие вас удовлетворяет, значит цель не достигнута, так как полноценный образ, оказывается, можно было в данном портрете "прочесть" без помощи рук". (Советское фото, 1965, №7, с. 31.)
Иногда встречаются руки, выделяющиеся своей красивой формой, они служат как бы украшением портрета. В этом случае у фотографа может появиться желание привлечь к ним внимание зрителя. Конечно, имеется в виду не манерное положение рук, а расположение их на груди, коленях, на ручке кресла, на столе и т. д., при этом подчеркивают красивую кисть, гибкие или тонкие длинные пальцы. Здесь речь идет о руках вне движения, присутствие которых в портрете не ставит цели усиления динамичности.
Руки могут указывать на болезненность человека или на его силу, на спокойный нрав или нервозность – все это надо учитывать не только тогда, когда руки показаны в одной из фаз движения, но и тогда, когда они даны в бездействии.
Руки не следует "облагораживать" ретушью. Сильные руки с толстыми венами и грубой фактурой кожи или тонкие голубые сосуды под нежным покровом кожи – это важные характеристики рук, к которым вообще не следует прикасаться ретушеру (исключение, конечно, составляют натуралистические детали: бородавки, татуировка и т. п.).